Учет и анализ безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является, системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов осуществления анализа расчетных взаимоотношений между поставщиками и покупателями, методологии и методик анализа расчетных операций организаций промышленности Республики Беларусь и на основе этого разработка предложений по их развитию и совершенствованию в условиях рыночной экономики на примере Открытого акционерного общества «Гомельхимагро». Для достижения цели исследования были поставлены и последовательно решались следующие основные задачи:
определить значение безналичных расчетов и принципы их организации в деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики;
изучение форм расчетов с поставщиками и их роли в повышении платежеспособности организаций;
изучение и практическое применение основных подходов и методик анализа расчетных отношений;

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 888.50 Кб (Скачать файл)

Так, например, основные средства при постановке на учет оцениваются  по первоначальной (восстановительной) стоимости, состоящей из фактических затрат на их строительство, сооружение или приобретение, включая расходы по доставке, установке и монтажу, уплате  процентов по кредиту (до ввода объектов в эксплуатацию), пошлин и других расходов. По объектам, бывшим в эксплуатации и приобретенным за плату или по обмену, в первоначальную (восстановительную) стоимость включают контрактную стоимость объекта и сумму износа, рассчитанную по проценту износа на момент его оприходования к контрактной стоимости. Учетной политикой предусмотрена автоматизированная форма учета и метод ведения учета по классифицированным группам, инвентарным объектам и материально-ответственным лицам в натурально-стоимостном выражении по первоначальной (восстановительной) стоимости, с отражением в отдельной графе первоначальной стоимости при вводе объекта в эксплуатацию. ОАО «Гомельхимагро» применяет линейную норму начисления амортизации основных средств.

 При признании выручки от  выполнения работы, оказания услуги  с длительным циклом выполнения или оказания по мере готовности работы, услуги и приемки заказчиком отдельных этапов затраты на выполнение принятых заказчиком этапов признаются в бухгалтерском учете расходами того отчетного периода, в котором признана выручка по указанным этапам.

По остальным участкам учета в учетной политике предусмотрены  следующие особенности:

1. Производственные запасы (сырье, материалы) оцениваются  в бухгалтерском учете по фактической  себестоимости, включающей затраты  на производство, приобретение, хранение, транспортировку, комиссионные вознаграждения и другие расходы. На счете 10 «Материалы» сырье и материалы учитываются в натурально-стоимостном выражении по материально-ответственным лицам по учетным ценам. На складах ведение бухгалтерского учета материалов в натурально-стоимостном выражении возложено на заведующих складами.

2. Погашение стоимости  малоценных предметов производится  в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (c изменениями и дополнениями) путем начисления по ним износа в размере 50 % первоначальной стоимости в момент передачи их в эксплуатацию, а оставшиеся 50% стоимости – при выбытии их за непригодностью. Предметы стоимостью до 1 базовой величины списываются по мере передачи их в эксплуатацию. Учет начисленного износа к счету 10 «Материалы» ведется на счете 96.1 «Резерв на восстановление стоимости МБП и спецодежды». Материально-ответственные лица ведут учет в количественном выражении. Аналитический учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется автоматизированным способом по наименованиям с указанием цен, количества, стоимости, в разрезе материально-ответственных лиц.

3. Товары и тара  учитываются по продажным ценам в натурально-стоимостном выражении по соответствующим субсчетам к счету 41 «Товары и тара на оптовых складах» в количественно-суммовом выражении по покупным ценам.

Остальные методические аспекты учетной политики сформулированы с учетом Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», действующих нормативно-правовых актов и Законов Республики Беларусь, Постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и Совета министров и др.

Основными приложениями к учетной политике ОАО «Гомельхимагро» являются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, график документооборота, план проведения инвентаризаций и проверок, график предоставления отчетности и др.

Таким образом, можно  отметить, что содержание учетной  политики ОАО «Гомельхимагро» в  целом соответствует нормативно-правовым актам Республики Беларусь.

С помощью персональных компьютеров в ОАО «Гомельхимагро»  автоматизированы функции химической базы снабжения, бухгалтерии, подготовка и выписка счетов, спецификаций, товарно-транспортных накладных. Частично автоматизированы отдельные участки бухгалтерского учета с применением программы 1:С «Бухгалтерия» 7.7 (например, учет расчетов по оплате труда, учет основных средств, учет реализации товаров, учет денежных средств и др.). В ОАО «Гомельхимагро» используется порядка 16 персональных компьютеров, в том числе 5 компьютеров - в бухгалтерии. На предприятии имеется локальная компьютерная сеть.

Изучив особенности организации учетной работы в ОАО «Гомельхимагро», можно сделать вывод, что порядок организации бухгалтерского учета в полной мере соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь и осуществляется согласно установленным принципам (рациональности, полноты и др.). В целом, постановка учетной работы на предприятии находится на достаточно высоком уровне, что способствует качественному ведению бухгалтерского учета в организации и удовлетворению потребностей учетных работников. Недостатков в постановке учетной работы не обнаружила.

Порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на объекте практики, в основном, соответствует Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», а также не противоречит иным нормативно-правовым актам.

Достоинством применяемой  формы бухгалтерского учета является то, что журнально-ордерная форма наиболее полно учитывает особенности ведения учета в данной организации. Наличие автоматизации большинства участков работы, наличие локальной сети способствует сокращению времени на обработку и передачу данных, повышает качество и наглядность представления учетной информации, дает возможность сократить объем документооборота. Вместе с тем, отсутствие комплексной автоматизации негативно сказывается на ведении учета.

В качестве рекомендации по совершенствованию формы бухгалтерского учета можно предложить переход на комплексную автоматизацию учета с использованием программы 1С: «Бухгалтерия», подстроенную под специфику деятельности данного предприятия. Эффективность использования комплексной автоматизации состоит в том, что на каждом участке учетных работ организуется параллельно с решением других учетных задач, и обработка бухгалтерской информации производится по всему комплексу счетов с выходом на баланс. Кроме того, внедрение комплексной системы позволит наладить ведение многоуровневого аналитического учета в разрезе видов субконто (аналитики) к счетам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методика учета безналичных расчетов и пути ее совершенствования

4.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Важное значение для  благополучия организации  имеет  своевременность  денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций.

В процессе  хозяйственной  деятельности ОАО «Гомельхимагро»  постоянно  ведет расчеты с  поставщиками за  приобретенные у них товары, основные средства  сырье, материалы и другие  товарно-материальные ценности  и оказанные услуги; с покупателями -  за купленные ими товары, оказанные услуги; с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различным платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.

На предприятии для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предназначен активно-пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На этом счете обобщается информация:

  • за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, включая услуги по доставке и переработке материальных ценностей.
  • за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа;
  • за все виды услуг связи и другие услуги;
  • по выданным авансам под поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, услуг, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности.

Документами, подтверждающими  поступление ТМЦ от поставщика является оформленная в соответствии с действующим законодательством Товарно-транспортная накладная и договор купли продажи (приложение 14). Документами, подтверждающими оказание услуг является акт выполненных работ (счет) (приложение 15) между ОАО «Гомельхимагро» и поставщиком (подрядчиком), а также заключенный договор на оказание услуг.

Все операции, связанные  с расчетами за приобретенные  товарно-материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, находят отражение на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты предъявленных расчетных документов.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется за фактически поступившие товарно-материальные ценности, принятые работы, потребленные услуги в корреспонденции с дебетом учета этих ценностей или учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей и переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.д. Учетные записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производят согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта исходя из фактически поступившего количества товарно-материальных ценностей. В случаях, когда счет поставщика акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при их приемке на складе обнаружена недостача либо при проверке счета поставщика или подрядчика были выявлены другие расхождения в выполнении договорных обязательств, то на сумму выявленных отклонений счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчета 76-3 «Расчеты по претензиям».

Причинами возникновения споров и предъявления претензий поставщику (подрядчику) могут быть :

  • выявленные при проверке товарно-транспортной накладной поставщика арифметические ошибки в подсчетах;
  • несоответствие уровня цен и тарифов, размера торговых надбавок суммам, предусмотренным контрактом, договором или протоколом согласования цен;
  • выявленные при приемке продукции и товаров недостачи, порча, бой, лом;
  • несоответствие качества товаров, выполненных работ, услуг установленным стандартам, техническим условиям, договорам;
  • выявленные при проверке договоров невыполнения договорных обязательств по ассортименту и качеству, объему и срокам поставки товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг;
  • срыв сделки и расторжение договора на поставку товаров при их предварительной оплате.

Начисленные штрафы, пени и неустойки за невыполнение условий договора отражаются на субсчете 76-3 «Расчеты по претензиям» - при условии их признания поставщиками, подрядчиками и другими партнерами.

Основанием для предъявления претензии поставщику является акт об установленном расхождении при приемке продукции по количеству и качеству (приложение 16). При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, бухгалтер проверяет, не числятся ли поступившие товарно-материальные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность поставщика.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы оплаты счетов включая авансы и предоплату в корреспонденции со счетами учета денежных средств, а при прекращении учтенной задолженности на счете 60 зачетом взаимных требований в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При зачете задолженности составляется Акт взаимозачета (приложение 17).

В начале нового месяца суммы  принятые на учет как материалы в пути не вывезенные со складов поставщиков сторнируются, а суммы оплаты продолжают числиться как дебиторская задолженность. Основная корреспонденция счетов по расчетам с поставщиками и подрядчиками представлена в таблице 4.1.

Таблица 4.1 – Корреспонденция счетов бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

Поступило оборудование к установке по отпускным ценам  без НДС

07

60-1

100000000

Приобретены объекты  основных средств, нематериальных активов, не требующие монтажа

08

60-1

15000000

Поступили от поставщика материалы по отпускным ценам  без НДС

10

60-1

1000000

Поступили от поставщика товары по отпускным ценам без  НДС

41

60-1

1500000

Начислен НДС, включенный в счет поставщика и подрядчика по установленной ставке

18

60-1

25000000

Оказаны поставщиками или  подрядчиками  выполненные работы и оказанные услуги по основному производству без НДС

20

60-1

7000000

Выявлена при приемке  товарно-материальных ценностей их недостача по отпускным ценам поставщика без НДС

94

60-1

5000000

Предъявлена претензия  поставщику на сумму недостачи, порчи товарно-материальных ценностей по отпускным ценам поставщика

 

76-3

60-1

6000000

Отражена стоимость  принятых по актам выполненных изыскательских, строительно-монтажных работ

08

60-1

5000000

Оплачены счета поставщиков  и подрядчиков с расчетного счета

60

51

153900000

Оплачены счета поставщиков  и подрядчиков за счет выданного  целевого кредита или займа

 

60

66

153900000

 

Продолжение таблицы 4.1

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Сумма

Дебет

Кредит

Выдан аванс под поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг

60

51

1539000000

Зачтен ранее уплаченный аванс по фактически поступившим товарно-материальным ценностям

60

60

1539000000

Списана невостребованная в установленные сроки кредиторская задолженность на сумму:

     

Долга

60

90/7

5000000

НДС

90/7

18

1000000

Списана на убытки дебиторская  задолженность поставщиков по истечении установленных сроков

90/8

60

6000000

Информация о работе Учет и анализ безналичных расчетов