Учет и анализ затрат на производстве продукции (на примере ООО «ОПТИМА»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление преимуществ и недостатков состава затрат, подлежащих включению в себестоимость. Изучая методы включения затрат в себестоимость продукции способом сравнительного анализа можно выявить наметившиеся тенденции и обозначить круг нерешенных проблем. Все это позволит наиболее эффективно организовать постановку управленческого учета на предприятии, благодаря чему руководство сможет лучше отслеживать состояние своего бизнеса и принимать более обоснованные управленческие решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические основы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Сущность учета затрат на производство, классификация затрат
1.2. Понятие себестоимости, ее виды и принципы ее формировани.
1.3.Принципы калькулирования себестоимости продукции
1.4. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
ГЛАВА 2. Организация учета затрат в ООО «ОПТИМА»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2. Организационно-технические принципы бухгалтерского учета
2.3. Основные методические аспекты учетной политики в целях бухгалтерского учета
2.4. Этапы учета затрат на производство и система калькуляционных счетов
2.5. Схемы формирования себестоимости по центрам затрат
Глава 3. Анализ себестоимости продукции на ООО «ОПТИМА»
3.1. Анализ затрат на 1 руб. выпущенной продукции на ООО «ОПТИМА»
3.2. Анализ себестоимости выпущенной продукции на ООО «ОПТИМА»
3.3Анализ прибыли от реализации произведенной продукции на ООО «ОПТИМА»
3.4Анализ прибыли от выпуска продукции на ООО «ОПТИМА»
3.5Анализ рентабельности продукции на ООО «ОПТИМА»
3.6. Разработка мероприятий по увеличению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью на ООО «ОПТИМА»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения на 7 (семи) листах

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 791.00 Кб (Скачать файл)

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Для определения себестоимости  продукции или услуг вспомогательных  производств соответствующие затраты группируются на счете 23, по экономическому содержанию соответствующему счету 20.

На этом же этапе производится классификация затрат. Затраты делятся по способу калькуляции:

- прямые затраты (могут  быть отнесены на конкретный  объект калькуляции);

- косвенные затраты  (распределяются между различными  объектами калькуляции)

При этом для каждого  подразделения определен свой перечень прямых затрат. Аналитический учет расходов ведется в разрезе структурных подразделений предприятия и в разрезе статей затрат. Применяемый на предприятии автоматизированной способ ведения бухгалтерского учета дает широкий выбор формирования отчетов, применяемых для различных управленческих нужд.

В соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) расходы, связанные  с производством продукции (работ, услуг), формируют ее стоимость в  том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени их возникновения и состояния расчетов.

Расходы, производимые организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, классифицируются как расходы  будущих периодов. При этом общая сумма затрат на производство продукции (работ, услуг) в каждом отчетном периоде складывается из текущих расходов и части расходов будущих периодов. Последние включаются в состав затрат на производство продукции (работ, услуг) в данном отчетном периоде в размерах, определяемых специальным расчетом.

Согласно правилам бухгалтерского учета и нормам налогообложения  расходы будущих периодов списываются  на затраты в порядке, установленном  организацией. Списание расходов будущих  периодов производится в течение  срока, установленного расчетом на основании норм учетной политики. Бухгалтерский учет таких расходов ведется по видам на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Следует помнить, что  источником покрытия расходов, собираемых на счете 97, является отнюдь не только себестоимость. Счет 97 можно списывать в дебет не только счетов учета затрат, но и на счет 99 «Прибыли и убытки» и другие, в зависимости от экономического характера и регламента расходов. В состав этих расходов входят расходы на:

  • вскрышные работы;
  • лимиты водопотребления и водоотведения;
  • оформление лицензии на монтаж горно-шахтного оборудования;
  • оформление лицензии на водоотведение;

Итак, первый этап учета  затрат на производство заканчивается  на этом. Полнота и состав затрат – вот два главных требования, о которых необходимо помнить на первом этапе.

Этап 2. Распределение  услуг вспомогательного производства

На этом этапе производится распределение затрат вспомогательных производств по назначению после окончания отчетного периода. Себестоимость продукции и услуг вспомогательных производств включается в состав расходов по обслуживанию и управлению производством, то есть прямые затраты вспомогательных производств, отраженные по дебету счета 23, списываются с кредита счета 23 в дебет счетов 20, 26, 44, 90 каждого подразделения определенной статьей затрат. Косвенные расходы списываются на счет 26. Статья затрат и подразделение остаются теми же, что и на счете 23. Базой распределения прямых расходов является отчет цеха, составленный на основании калькуляций. Затраты цеха удельным весом к отчету цеха списываются с кредита счета 23.

 

Этап 3. Распределение  затрат основного производства

На счете 20 собираются прямые и косвенные затраты цехов  основного производства по добыче горной массы и производству щебня. Прямые затраты распределяются по статьям на следующие счета: 20, 21, 43, 90, 97. Косвенные расходы списываются на счет 26. Статья затрат и подразделение остаются теми же, что и на счете 20. 

Этап 4. Распределение  косвенных расходов

На счете 26 собираются косвенные затраты (затраты периода). К косвенным затратам относится общая сумма затрат тех подразделений, которые не участвуют в процессе производства и не оказывают услуг основным подразделениям. Перечень таких подразделений, так же как и методика закрытия основных производственных цехов будут изложены в следующем подразделе.

Как уже указывалось  выше, на данный счет списываются косвенные  расходы подразделений, которые  учитывались на 20 и 23 счетах. Таким  образом, после закрытия этих счетов на счете 26  формируется общая сумма косвенных затрат, понесенных предприятием. Расходы цехов со счета 26 списываются на счет 90.8 на аналитику «Продукция», «Продукция вспомогательных производств», «Услуги» и счет 29 аналитика «Общехозяйственные расходы» пропорционально выручке от реализации.

2.5. Схемы  формирования себестоимости по  центрам затрат

 

Учет затрат на производство продукции осуществляется в соответствии с ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина  России от 06.05.99г. № 33н.

На предприятии применяется  попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Попередельный метод  состоит в том, что затраты  на производство, начиная с подготовки добычи полезных ископаемых и до выпуска  конечной продукции, учитываются в  разрезе технологических переделов  производственного процесса.

Объекты калькуляции:

1    тип – первичные объекты калькуляции (единица полуфабриката)

2 тип – вторичные объекты калькуляции (единицы нерудных строительных материалов)

    Закрытие основных  производственных счетов производится  в конце каждого месяца. В первую очередь производится закрытие счета 23 «Вспомогательное производство»

На данном счете собираются прямые и косвенные затраты вспомогательных  цехов. К вспомогательным цехам  относятся следующие подразделения: автотранспортный цех; аспирация; электроцех; паросиловое хозяйство; ремонтно-строительный цех; ремонтно-механический цех; железнодорожный цех; участок водоснабжения и канализации; участок наладки горного оборудования; участок готовой продукции; причал.

К примеру рассмотрим центр затрат автотранспортный цех.

В таблице 2.4. представлен отчет автотранспортного цеха.

Таблица 2.4.

Отчет автотранспортного  цеха об оказанных услугах

 
       

Контрагент

Тип транспорта

Основание

Сумма

Горный 2

15

 

 

276 76,25

Горный 2

16

 

 

32 821,68

Горный 2

17

 

 

42 198,35

   

Горная масса

4120,34

   

Вскрыша

28 778,03

   

Отсев

2366,40

   

Итого по контрагенту :

102 696,28

Горный1

14

 

 

15 822,15

Горный1

16

 

 

19 300,61

Горный1

17

 

 

39 096,45

   

Вскрыша

37 496,25

   

Итого по контрагенту :

74 219,21

ДСЦ 2

16

 

 

5262,21

ДСЦ 2

17

 

 

2 070 732,62

   

Горная масса

1 383 891,63

   

Отсев

653 601,89

   

Итого по контрагенту :

2 075 994,83

ДСЦ-1

16

 

 

771,15

ДСЦ-1

17

 

 

1 612 665,23

   

Горная масса

1351390,10

   

Вскрыша

1561,50

   

Отсев

246 512,95

   

Итого по контрагенту :

1 613 436,38

ЖДЦ

14

 

 

8441,85

ЖДЦ

16

 

 

22 229,00

ЖДЦ

17

 

 

85 394,24

   

Отсев

4596,80

   

Итого по контрагенту :

116 065,09

Заводоуправление

14

 

 

225 267,11

   

Итого по контрагенту :

225 267,11

Карьер блочного камня

14

 

 

6499,35

Карьер блочного камня

16

 

 

6095,53

Карьер блочного камня

17

 

 

13 868,40

   

Итого по контрагенту :

26 463,28

МУП ЖКХ 

16

 

 

9549,45

МУП ЖКХ 

17

 

 

46 348,12

   

Итого по контрагенту :

55 897,57

Общезаводские расходы

15

 

 

143 859,22

Общезаводские расходы

16

 

 

423 998,38

Общезаводские расходы

17

 

 

9602,84

   

Итого по контрагенту :

577 460,44

ОМТС

16

 

 

17069,48

ОМТС

17

 

 

303 382,93

   

Итого по контрагенту :

320 452,41

ПСЦ-2

16

 

 

571,64

   

Итого по контрагенту :

571,64

РМЦ

16

 

 

2068,66

РМЦ

17

 

 

680,97

   

Итого по контрагенту :

2749,63

РСЦ

17

 

 

30 269,76

   

Итого по контрагенту :

30 269,76

Сбыт

16

 

 

7787,42

Сбыт

17

 

 

4115,02

   

Итого по контрагенту :

11 902,44

СКиБ

14

 

 

15 425,08

   

Итого по контрагенту :

15 425,08

Сторонние организации

15

 

 

2013,55

Сторонние организации

16

 

 

21 913,74

   

Итого по контрагенту :

23 927,29

УБР

14

 

 

404,40

УБР

16

 

 

33 894,47

УБР

17

 

 

21 994,75

   

Итого по контрагенту :

56 293,62

УВК

17

 

 

13 534,56

   

Итого по контрагенту :

13 534,56

УВР

15

 

 

24 067,83

УВР

16

 

 

3522,77

УВР

17

 

 

47 794,50

   

Итого по контрагенту :

75 385,10

УРВи ВНТ

17

 

 

10 879,62

   

Итого по контрагенту :

10 879,62

Электроцех

16

 

 

27 400,98

   

Итого по контрагенту :

27 400,98

   

Итого за период :

5 456 292,32

       
       

Начальник АТЦ

 

Иванов А.П.

 

 

Общая сумма затрат по отчету за декабрь 2010 года составляет 5456292,32 рубля. В отчете указывается вид автотранспортного средства, подразделение, которому в течение отчетного периода оказывались услуги и сумма затрат по калькуляции.

К примеру, автотранспортный цех оказал услуги дробильно-сортировочным  цехам: ДСЦ 2 по перевозке горной массы  от карьера, где производится непосредственная добыча полезного ископаемого до места переработки (ДСЦ 2) на сумму 1383891,63 руб., и по перевозке отсева- продукта отходов дробления на сумму 653601,89 руб.; ДСЦ 1 по перевозке горной массы на 1351391,10 руб. и по перевозке вскрыши, образующейся при производстве подготовительных работ, на сумму 1561,50 руб. При этом транспортные работы осуществлялись с использованием автомобилей КРАЗ (тип транспорта 16) и БЕЛАЗ (тип транспорта 17).

Расходы автотранспортного  цеха по перевозке горной массы от карьера до места переработки (центры затрат ДСЦ 1 и ДСЦ 2) являются прямыми  для данных подразделений. Поэтому прямые расходы АТЦ списываются в дебет счета 20 указанных подразделений удельным весом к отчету цеха.

Сумма прямых затрат по калькуляции (горная масса):

1383891,63 + 1351390,10 = 2735281,73

Фактическая амортизация  основных средств и стоимость основных средств до 20 000 руб. – Об Д по Сч.23 подразделение «АТЦ» - 697710,62

Удельный вес затрат по статье «амортизация» по отчету цеха:

697710,62 : 5456292,32 = 0,1279

Сумма амортизации, подлежащая списанию в Д 20:

2735281,73 (прямые затраты ДСЦ) х 0,1279 = 349767,75

При этом в бухгалтерском  учете на счете 23 по подразделению  АТЦ фактические расходы распределяются согласно расчету (см. таблица 2.5.).

 

Таблица 2.5.

Распределение расходов автотранспортного цеха по статье

 «амортизация ОС»

 

Субконто

Счет

С кред. счетов

В дебет счетов

       

Амортизация ОС

Нач. сальдо

 

 

 

 
 

01 Основные  средства

3 627,00

 

 
 

02 Амортизация  основных средств

694 083,62

 

 
 

10 Материалы

 

 

40 977,10

 

20 Основное  производство

 

 

349 767,76

 

26 Общехозяйственные расходы

 

 

280 394,80

 

44 Расходы  на продажу

 

 

16 363,55

 

90 Продажи

 

 

10 207,41

 

 

Обороты

697 710,62

697 710,62

       

Итого

Нач. сальдо

 

 

 

 

 

 

Обороты

697 710,62

697 710,62

 

Кон. сальдо

 

 

 

 

 

 Формируются следующие  проводки:

Фактические расходы  по статье «Амортизация ОС»

Д23 К01 3627,00

Д23 К02 694083,62

Списание прямых расходов

Д20 К23 349767,76

Списание косвенных  расходов

Д10 К23 40977,10

Д26 К23 280394,80

Д44 К23 16363,55

Д90 К23 10207,41

Аналогично списываются  остальные прямые расходы автотранспортного цеха и формируются следующие проводки (см. таблицу 2.6.)

Таблица 2.6.

Распределение расходов автотранспортного цеха

Субконто

Счет

С кред. счетов

В дебет счетов

       

Автотранспортный  цех

Нач. сальдо

 

 

 

 
 

01 Основные  средства

3 627,00

 

 
 

01.3 ОС стоимостью до 2000 руб

3 627,00

 

 
 

02 Амортизация  основных средств

694 083,62

 

 
 

02.1 Аморт. ОС, уч. на сч.01.1

694 083,62

 

 
 

05 Амортизация  НМА

136,30

 

 
 

10 Материалы

2 297 206,92

269 710,62

 

10.1 Сырье и  материалы

30 052,17

 

 
 

10.3 Топливо

1 665 875,82

 

 
 

10.5 Запасные  части

482 840,35

 

 
 

10.6 Прочие  материалы

 

 

174,90

 

10.9 Инвентарь  и хозяйственные принадлежности

7 008,46

 

 
 

10.11

108 731,79

269 535,72

 

10.12

1 954,87

 

 
 

10.13

743,46

 

 
 

20 Основное производство

 

 

2 300 672,63

 

26 Общехозяйственные  расходы

 

 

2 066 441,59

 

44 Расходы  на продажу

 

 

107 634,74

 

44.2 Коммерческие  расходы

 

 

107 634,74

 

60 Расчеты  с поставщиками и подрядчиками

34 739,98

 

 
 

60.1 Расчеты  с поставщиками и подрядчиками

34 739,98

 

 
 

68 Налоги и сборы

1 856,52

 

 
 

68.7 Земельный  налог

1 856,52

 

 
 

69 Расчеты  по социальному страхованию

429 405,26

 

 
 

69.1 Социальное  страхование

42 053,52

 

 
 

69.2 Пенсионное  обеспечение

315 932,27

 

 
 

69.3 Медицинское  страхование

40 518,61

 

 
 

69.11 Страхование от НС

30 900,86

 

 
 

70 Расчеты  по оплате труда

1 321 594,79

 

 
 

90 Продажи

 

 

67 141,49

 

90.2 Себестоимость  продаж

 

 

67 141,49

 

97 Расходы  будущих периодов

28 950,68

 

 

 

 

Обороты

4 811 601,07

4 811 601,07

       

Итого

Нач. сальдо

 

 

 

 

 

 

Обороты

4 811 601,07

4 811 601,07

 

Кон. сальдо

 

 

 

 

Информация о работе Учет и анализ затрат на производстве продукции (на примере ООО «ОПТИМА»)