Одним
из факторов отмеченного ускорения
темпов роста кредитования граждан
коммерческими банками являлось,
по видимости, внесение в Налоговый
кодекс РФ статей 86.1-86.3 о налоговом контроле
за расходами физического лица. Согласно
этой статье, при приобретении физическим
лицом недвижимого имущества, транспортных
средств, ценных бумаг, культурных ценностей
или золота в слитках налоговые органы
после получения от организаций и уполномоченных
лиц, осуществляющих регистрацию этого
имущества, проводят анализ соответствия
расходов физического лица его задекларированным
доходам. При наличии серьезного расхождения
между декларированными доходами и расходами
физического лица или отсутствии информации
о доходах физического лица налоговые
органы направляют требование о даче пояснений
по этому факту.
Одним
из самых распространенных приемов
обхождения этого закона является
декларирование в качестве источника
средств получение кредита.
Лидерами
по объему предоставленных кредитов
гражданам являются крупные корпоративные
банки. Именно в этих же банках
наблюдается самая низкая доля
просроченных кредитов. По объему
предоставленных кредитов гражданам
лидирует Сбербанк. На середину 2001 года
он выдал кредитов на сумму 21,2 млрд руб.
За 1-е полугодие объем кредитов гражданам
в Сбербанке выросли на 41,4%. На втором месте
- Альфа-банк с остатком ссуд гражданам
на 6,2 млрд руб. При этом за полгода объем
ссуд гражданам в банке вырос в 50,5 раза
(!). Также очень высокие темпы роста кредитного
портфеля гражданам сложились в банке
«Менатеп Санкт-Петербург» (34,3 раза).13
Стоит
заметить, что банки, реально занимающиеся
кредитованием граждан, не могут
похвастаться особо низкой долей просроченных
кредитов. Более пристальный анализ позволяет
развеять и миф о сравнительно более высокой
надежности частных заемщиков.
На кредиты
связанным заемщикам приходится
до 45% кредитного портфеля российских
банков. При этом подавляющая часть
кредитов в рублях на срок свыше трех лет
выдается на крайне льготных условиях.
К такому выводу пришли в своем последнем
исследовании специалисты рейтингового
агентства «Интерфакс».14
Нормативы
ЦБ не отражают реального масштаба
проблемы кредитования связанных заемщиков.
Если судить по значениям этих нормативов,
такой проблемы просто не существует:
по состоянию на 1 июля 2001 года из 1322 банков
лимит риска на всех акционеров по отношению
к капиталу нарушали всего три банка, а
аналогичный лимит на всех инсайдеров
- только четыре банка. В первой сотне банков
на кредиты акционерам приходится в среднем
13,8% капитала. По мере уменьшения активов
доля кредитов акционерам в капитале банка
приближаются к 20%, в отдельных группах
даже к 25%. Кредиты инсайдерам во всех группах
оказываются примерно одинаковыми и колеблются
на уровне 1% капитала, резко поднимаясь
у самых малых банков до 2,3% капитала.15
Однако
в реальности проблема оказывается
гораздо более серьезной. Дело
в том, что многие банки фактически
скрывают своих реальных акционеров. Для
этого активно используются офшоры и подставные
компании. Имеются случаи, когда банк имеет
нескольких крупных акционеров, в сумме
контролирующих более 50% капитала банка,
при этом компании-акционеры взаимно владеют
акциями друг друга. В такой ситуации выяснению
истинных собственников банка не поможет
даже отслеживание нескольких уровней
собственности. Без установления реальных
собственников банков невозможно и адекватное
определение рисков банка, связанных с
кредитованием своих акционеров.
Очень
часто банк (судя по формальным
значениям его нормативов, не
несущий высоких рисков, связанных
с акционерами) имеет в качестве
крупнейших заемщиков членов
той же ФПГ, к которой принадлежит.
В наиболее типичном случае, когда
акционером банка выступает управляющая
компания (холдинг), такая ситуация становится
не исключением, а правилом. При консолидированном
рассмотрении всего холдинга кредитные
риски на связанных заемщиков оказываются
гораздо более значимыми, чем это может
показаться исходя из значений пруденциальных
нормативов. Доминирование связанного
кредитования порождается дефицитом кредитных
ресурсов. Из-за этого доступ к кредитованию
является привилегией «приближенных»
клиентов. В результате владение банком
оказывается важным фактором конкурентного
преимущества для предприятий. Кэптивные
банки собирают ресурсы со всех клиентов,
а кредитуют в основном группу привилегированных
клиентов. Остальные же кредитуются по
остаточному принципу. При этом получается,
что по отдельности банк и предприятия
оказываются менее прибыльными для владельцев,
чем в связке.
Отдельная
группа проблем связана с использованием
кредитных схем для увеличения
капитала банков. Центральный банк
запрещает использование кредитов
банка для увеличения капитала, однако
если получателем кредита оказывается
не акционер, а иная компания (которая
впоследствии перечисляет средства акционеру
по фиктивному контракту), выяснить кредитный
характер средств, вносимых в капитал
банка, не представляется возможным.
Подводя
итоги Первой главе дипломного
исследования, отметим, что сейчас
в России возможны три варианта
развития банковского сектора. При
первом сохранится доминирующее
положение Сбербанка РФ и Внешторгбанка
при поддержке государства. В этом
случае активы банковского сектора к 2004
году увеличатся до 30-40% ВВП. Второй вариант
предполагает создание крупных частных
системообразующих банков и административное
вытеснение малых и средних банков, что
повлечет за собой снижение уровня конкуренции,
а активы банков к 2005 году составят 37-38%
ВВП. В третьем - «конкурентном» варианте
предусматривается компромисс между концентрацией
капитала и поощрением развития средних
и малых банков. Активы при этом составят
к 2005 году 40-42%.16
Государственная
политика по отношению к банковской системе
в последние годы основывалась на необходимости
восстановления стабильности после кризиса
1998 года. В настоящее время эти задачи
выполнены, что и нашло отражение в принятой
в конце 2001 года стратегии развития банковского
сектора.
Модель поведения
банковского сектора должна быть изменена
в лучшую сторону, в частности, должна
измениться модель участия банков в экономической
жизни. Банки должны быть более ориентированы
на кредиты.
Глава
2. Методология учета и анализа кредитных
рисков коммерческого банка
2.1.Риск:
понятие и сущность
Risko на испанском
означает скалу, да не просто скалу, а отвесную.
По словарю Ожегова риск определяется
как: 1) возможная опасность; 2) действие
наудачу в надежде на счастливый исход.
Успех - это
1) достижение поставленной цели;
2) желанный исход начатого мероприятия;
3) последовательное достижение намеченных
серьезных личных планов.
Правильное
решение - это количественно обоснованный
выбор наилучшего образа действий,
ведущих к достижению поставленной цели
в данных условиях обстановки.
Избежать
полностью риска невозможно. Риск
бывает оправданный и неоправданный.
Умение рисковать - это умение
проводить границу между оправданным
и неоправданным риском в каждом
конкретном случае. Драма необходимости
выбора при недостаточных основаниях
знакома каждому, кому приходилось принимать
ответственные решения.
Расширенное
толкование риска идентифицируется
с понятием неопределенности, означающим
невозможность точного прогнозирования
оптимального вектора развития сложной
системы и несущим в себе не только вероятность
негативных последствий, но также и позитивные
возможности.
Из определения
риска следует, что:
1) он представляет
собой образ действий в неопределенной
обстановке (наудачу);
2) что рисковать
следует лишь в тех случаях,
когда возможен успех (в надежде);
3) что ожидаемый
результат риска носит не однозначный,
а случайный характер.
Причины
неопределенности (первой стороны
риска):
а) неполнота
наших знаний об окружающем
мире (историю развития человечества
можно представить как историю
борьбы с неопределенностью);
б) случайность,
т.е. то, что в сходных условиях
происходит неодинаково, причем
заранее нельзя предугадать, как
будет в этот раз. Спланировать каждый
данный случай невозможно;
в) противодействие.
Второй
стороной риска является ожидание
успеха - речь идет о неком конечном
итоге действий, в котором общий
успех преобладает над общим
проигрышем.
Третья сторона
риска - случайность. Изучение законов
случайного дает возможность предсказать
общий исход действий, сопряженных с риском.
Вот лишь некоторые
из определений риска.
Риск –
неопределённость, связанная со
стоимостью инвестиций в конце
периода.17
Риск –
вероятность неблагоприятного исхода.18
Риск –
возможная потеря, вызванная наступлением
случайных неблагоприятных событий.19
В современных
условиях оценка риска является
теоретической базой для принятия
решений в политике и экономике.
Для преодоления неопределенности, с которой
сталкиваются инвесторы в зарубежной
стране, прежде всего, проводится анализ
странового риска (country risk), определяющего вероятность
того, что суверенное государство или
независимые кредиторы в определенной
стране не будут иметь возможности или
желания выполнить свои обязательства
по отношению к иностранным кредиторам
и/или инвесторам.
В рамках
общего странового риска различают
некоммерческий, или политический,
и коммерческий риски. Последний
делится в зависимости от уровня своего
влияния: 1) на уровне государства - риск
неплатежеспособности (sovereign risk), ассоциирующийся
с предоставлением займов иностранным
правительствам, 2) на уровне компаний
- трансфертный риск (transfer risk) - риск того,
что при проведении экономической политики
отдельная страна может наложить ограничения
на перевод капитала, дивидендов и процентов
иностранным кредиторам и инвесторам.
В.Вестон
и Б.Сорж определяют политический
риск как «действия национального
правительства, которые мешают проведению
деловых операций, изменяют условия соглашений
или приводят к конфискации собственности
иностранных компаний.» По определению
Кобрина, политический риск – «непредвиденные
обстоятельства, возникающие в политической
среде и принимающие обычно форму ограничений
в проведении операций.» Г.Райс и И.Махмауд
настаивают на необходимости учитывать
не только внутренние политические события
в стране, но и международную политическую
ситуацию. Согласно этим авторам, политический
риск может быть определен как внутристрановые
и международные, конфликтные и интеграционные
события и процессы, которые могут (или
не могут) привести к изменениям в правительственной
политике внутри страны или в зарубежных
странах, что выразится в неблагоприятных
условиях или дополнительных возможностях
(касающихся, напр., прибыли, рынков, персонала)
для фирмы.
Некоторые
исследователи политического риска
(С.Робок, С.Кобрин, Дж.Саймон) выделяют
макро- и микрориск, в зависимости
от уровня экономических субъектов,
на который они распространяются. Макрориск ассоциируется с вероятностью
политических событий, отражающихся на
всех иностранных субъектах в стране размещения.
К микрорискам относятся риски, специфичные
для отрасли, фирмы или даже отдельного
проекта.
Ч.Кеннеди
предложил деление политического
риска на экстралегальный и
легально-правительственный. Подобной
классификации придерживаются Ж.
де ла Торре и Д.Некар.
В 80-х годах
ХХ века активно проводились
исследования по проблемам развития
и улучшения методов прогнозирования.
В работах Дж.Остина и Д.Йоффи, Т. Морана,
В.Оверхольта, Т.Шрива уделялось внимание
общим методам оценки и анализа политического
риска. Другая группа ученых, среди которых
Дж.Морган, С.Марк, Дж.Сасси и С.Дила, сосредоточила
свои усилия на индивидуальных подходах
фирм.
Задача
прикладных исследований риска
состоит в том, чтобы снизить
остроту неопределенности, предусмотреть
возможные негативные и позитивные
последствия ее развития. Современные
методы позволяют количественно
и качественно оценить вероятность достижения
цели, отклонения от цели или неудачи.
Заслуживают
внимания две финансово ориентированные
рейтинговые системы: Institutional Investor's
Country Credit Rating и Euromoney's Country Risk Index, охватывающие
109 и 116 стран соответственно. В модели
Euromoney рейтинг странового риска составляется
путем комбинирования набора индикаторов
типа Лондонской ставки предложений по
межбанковским кредитам (LIBOR), первичного
ценообразования, межбанковских кредитов
и т.д. Для характеристики общих экономических
и политических тенденций, таких как степень
национального контроля над ключевыми
секторами экономики, политическая нестабильность,
международный статус страны, изменения
в торговом балансе правительства и фирм
применяются целые группы переменных.
Преимущество индикаторов в их объективности
и (в большинстве случаев) измеряемости,
что позволяет быстро создавать точные
отчеты о событиях. Однако крупной проблемой
остается теоретическая обоснованность
индикаторов. Другой проблемой является
статичность рейтингов по определению:
они рассматривают прошедшие события
и условия, которые могут не иметь никакой
связи с будущим.
Множество
подходов высвечивает сложность
и многоразмерность проблемы
анализа и оценки риска вообще.
Экспертные системы критикуются за то,
что в них не всегда четко прослеживаются
причинные отношения. Эконометрические
модели часто страдают сложностью обеспечения
текущими источниками данных большинства
независимых переменных, необходимых
для анализа. Встроенные модели могут
быть дороги, продолжительны во времени
и географически ограничены. Из этого
следует, что оптимальный подход должен
сочетать лучшие стороны каждого из методов
и давать возможность измерять макрориски
и интерпретировать их применительно
к проектно-специфическим условиям.