Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:32, дипломная работа

Краткое описание

Объем выручки от продажи продукции, выполненных работ и оказанных услуг является важнейшим показателем, характеризующим производственную и финансовую деятельность коммерческой организации и промышленного предприятия. В результате продажи продукции, выполненных работ, оказанных услуг создается возможность из полученной выручки произвести оплату приобретенных имущества, сырья и материалов, рассчитаться с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам.
Целью дипломной работы является:
комплексное изучение ведения бухгалтерского учета процесса продаж сырой продукции в Комбинат;
исследование методов экономического анализа показателей, характеризующих объемы реализации сырой продукции;
оценка эффективности работы предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломн раб.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

 

Пример 6: 22.12.2008 магазином «Гулливер» была возвращена часть кулинарных изделий (торты) на сумму 18 090 рублей в связи с истекающим сроком реализации. Согласно условиям дополнительного соглашения №110А от 03.06.2008 к договору  № 6541 от 01.12.2007г покупатель вправе вернуть продукцию в течение суток после окончания срока реализации.

Сумма возврата списывается на счет 94 «Недостатки и потери от порчи ценностей». Списание оформляется актом о порче (ПРИЛОЖЕНИЕ 15).

 

Таблица 23

Учет операций по возврату продукции с истекшим сроком годности

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, рубли

Дебет

Кредит

1

Возвращенная бывшим покупателем продукция принята к учету в составе покупных товаров (по товарной накладной)

41

60

16 445

2

Отражена сумма предъявленного НДС (на основании счета – фактуры)

19

60

1 645

3

Сумма предъявленного НДС принята к вычету

68

19

1 645

4

Отражена стоимость возвращенной продукции, не пригодной к дальнейшей реализации (акт о порче)

94

41

16 445

5

Списана стоимость возвращенной продукции, не пригодной к дальнейшей реализации (согласно бухгалтерской справке-расчету)

91-2

94

16 445


 

Таким образом, возврат продукции с истекшим сроком годности осуществляется как обратная покупка поставщиком данной продукции. При этом никаких корректировок по счету 90 «Продажи» не производится.

Подведем итоги, отгрузка продукции сопровождается оформлением товарно – транспортной накладной (ПРИЛОЖЕНИЕ 5). На основании товарно – транспортных накладных, оформленных за пять дней выставляется счет-фактура (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Выданные счета – фактуры зарегистрированы в книге продаж (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

Передача продукции в магазин оформляется накладными на отпуск материалов на сторону (форма №15), которые регистрируются в журнале регистрации накладных на отпуск материалов на сторону (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, 4).

Целью отражения хозяйственных операций по продажам на счетах бухгалтерского учета является определение финансового результата от продажи сырой продукции, товаров.

 

3.2. Учет формирования финансового результата от продажи продукции

 

Процесс продажи представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Продажа сырой продукции является завершающим этапом кругооборота продукта по фазам общественного производства: производство, распределение, обмен и потребление.

Признание выручки в бухгалтерском учете от продажи продукции прямо связано с переходом права собственности на нее от продавца к покупателю.

Если договором между продавцом и покупателем не предусмотрены особые условия, то переход права собственности признается в момент передачи имущества.

Порядок признания момента перехода права собственности на продукцию, влияющего на организацию учета продажи таков:

  • списание расходов на продажу;
  • корректировка результата от продажи на сумму НДС;
  • определение и списание суммы финансового результата.

Определение финансового результата от продажи сырой продукции, товаров является целью отражения хозяйственных операций по продажам на счетах бухгалтерского учета.

На основе данных об объеме продажи формируют информацию о величине финансового результата — прибыли или убытка. С одной стороны, для определения финансового результата требуется информация о продажной стоимости продукции, работ, услуг, которая называется выручкой. В продажную стоимость (выручку) согласно законодательству включены налоги — НДС и акцизы. С другой стороны, необходимы сведения о фактических индивидуальных издержках по продаже продукции.

Расчет финансового результата производится ежемесячно на основании документов, подтверждающих продажу продукции (т.е. переход права собственности на эту продукцию к покупателю). Этими документами являются первичные учетные документы: накладные, товарно – транспортные накладные [21, с. 260].

Первичные учетные документы принимаются к учету:

  • если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации;
  • если организацией утверждена форма первичного документа, не предусмотренная в альбомах унифицированных форм.

Определим финансовый результат от продаж сырой продукции Комбинат в декабре 2008 года.

Для учета выручки от продажи в бухгалтерском учете Рабочим планом счетов Комбинат к счету 90 «Продажи» предусмотрены следующие субсчета:

субсчет 90- 1 «Выручка»;

субсчет 90- 2 «Себестоимость продаж»;

субсчет 90- 3 «Налог на добавленную стоимость»;

субсчет 90- 6 «Общехозяйственные расход»;

субсчет 90- 7 «Расходы на продажу»;

субсчет 90- 9 «Прибыль (убыток) от продаж».

Информацию об объемах реализованной в декабре сырой продукции возьмем из примеров 1-4.

В декабре была продана сырая продукция на сумму 38 329 508 рублей, в том числе:

по договорам поставок – 22 477 070 рублей;

по договору мены – 258 800 рублей;

реализация через собственные торговые подразделения – 15 623 638 рублей.

В том числе сумма НДС – 3 484 501 рубль.

Учетная стоимость проданной продукции составила 31 143 412 рублей. Отклонение фактической себестоимости сырой продукции от ее учетной цены – 8 799 рублей (определяется расчетным путем в табл. 14).

Расходы на продажу, относящиеся к проданной продукции, составили 2 855 708 рублей. Общехозяйственные расходы составили 91 288 рублей. Информация о данных видах расходах содержится в ведомости № 15 (ПРИЛОЖЕНИЕ 12).

Согласно учетной политике Комбинат общехозяйственные расходы ежемесячно списываются на себестоимость проданной продукции.

Сальдо по субсчетам счета 90 «Продажи» на 01.12.2008 г. из журнала – ордера № 11 (ПРИЛОЖЕНИЕ 11):

Кредитовое сальдо по субсчету 90-1 – 467 334 992 рубля;

Дебетовое сальдо по субсчету 90-2 – 317 384 891 рубль;

Дебетовое сальдо по субсчету 90-3 – 42 484 999 рублей;

Дебетовое сальдо по субсчету 90-6 – 359 712 рублей;

Дебетовое сальдо по субсчету 90-7 – 46 099 292 рубля;

Дебетовое сальдо по субсчету 90-9 – 61 006 098 рублей.

В декабре были сделаны следующие бухгалтерские записи:

1) Отражена выручка от продажи сырой продукции:

Д-т 62 К-т 90-1 – 22 705 870

Д-т 50 К-т 90-1 – 15 623 638 (реализация через собственные магазины)

2) Начислен НДС с суммы выручки:

Д-т 90-3 К-т 68 – 3 484 501

3) Списана сырая продукция по учетной стоимости:

Д-т 90-2 К-т 43 – 30 945 435

Д-т 90-2 К-т 45 – 197 977 (списана фактическая себестоимость по сырой продукции, отгруженной по договору мены)

4) Списаны отклонения фактической  себестоимости от учетной стоимости (перерасход)

Д-т 90-2 К-т 43 – 8 799

5) Списаны общехозяйственные расходы в конце месяца

Д-т 90-6 К-т 26 – 91 288

6) Сумма коммерческих расходов относятся на отгруженную продукцию

Д-т 90-7 К-т 44 – 2 855 708

После данной хозяйственной операции по дебету счета 90 «Продажи» будет сформирована полная себестоимость отгруженной продукции.

7) Выявлен в конце отчетного  месяца финансовый результат (прибыль). Для определения финансового результат необходимо все хозяйственные операции отразить на счете 90 «Продажи» и найти между итоговой суммой по дебету и выручкой:

Д-т 90-9 К-т 99 – 745 800.

31 декабря (после выявления финансового  результата от продажи продукции  за декабрь) субсчета 90-1, 90-2, 90-3, 90-6, 90-7 закрываются.

8) Закрытие субсчета 90-1:

Д-т 90-1 К-т 90-9 – 505 664 500 (38 329 508 + 467 334 992)

9) Закрытие субсчета 90-2:

Д-т 90-9 К-т 90-2 – 348 537 102 (31 152 211 + 317 384 891)

Полученная цифра отражается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» по строке 020 (приложение)

10) Закрытие субсчета 90-3

Д-т 90-9 К-т 90-3 - 45 969 500 (3 484 501 + 42 484 999)

11) Закрытие субсчета 90-6

Д-т 90-9 К-т 90-6 – 451 000 (91 288 + 359 712)

Полученная цифра отражается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» по строке 040 (ПРИЛОЖЕНИЕ  9).

12) Закрытие субсчета 90-7

Д-т 90-9 К-т 90-7 – 48 955 000 (2 855 708 + 46 099 292)

Полученная цифра отражается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» по строке 030.

Выявлен финансовый результат от продажи продукции за 2008 год:

Д-т 99 К-т 90-9 – 61 751 898

Таким образом, в 2008 году Комбинат получило прибыль от продаж сырой продукции в размере 61 751 898 рублей.

Полученная цифра отражается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» по строке 050.

Бухгалтерский учет операций по продажам сырой продукции на счете 90 "Продажи" ведется в порядке, позволяющем организации, с одной стороны, определять ежемесячно финансовый результат (прибыль или убыток), с другой - для целей бухгалтерской отчетности накапливать в течение отчетного года информацию о данных, формирующих структуру показателей счета 90, которые участвуют при определении финансового результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Пути совершенствования учета сбагривания продукции

 

Рассмотрев политику учета сбагривания продукции, необходимо выделить пути совершенствования учета. Перед бухгалтерским учетом, как в целом, так и учетом материально-производственных запасов (сырой продукции) в частности, стоит ряд задач, реализация которых обеспечивает создание информационной базы, полезной для принятия решений заинтересованными пользователями отчетности. С развитием рыночных отношений возрастает значение задач формирования фактической себестоимости сырой продукции и контроля за их сохранностью в местах хранения и на всех этапах движения.

В специальной литературе наиболее обсуждаемыми являются вопросы, связанные именно с формированием фактической себестоимости: правомерность включения в нее расходов на страхование, обслуживание кредитов; выбор метода оценки запасов (сырой продукции) при их использовании; обоснование оценки запасов по справедливой стоимости. Иногда трудно решить, какие виды стоимости должны рассматриваться как часть стоимости готовых изделий, особенно применительно к производственным товарам. Сырая продукция оценивается на основе полного поглощения издержек. А документ ISA 2 «Оценивание и предоставление материально-технических запасов, исходя из системы, основанной на первоначальной стоимости» предписывает, чтобы сырая продукция оценивалась по прежнему показателю из значений себестоимости и чистой цены фактической продажи всех ее составляющих поштучно или по группам однородных компонентов.

В процессе исследования выяснилось, что в первичных учетных документах, фиксирующих движение товаров собственного производства, не указаны сведения о бригаде, отправителе, получателе, что затрудняет установлению лиц, ответственных за сохранность ценностей. Задача контроля за сохранностью сырой продукции наиболее полно реализована с точки зрения определения круга материально ответственных лиц в первичных документах и учетных регистрах.

Возможно, что многих недоразумений при формировании себестоимости сырой продукции можно избежать, если в отношении каждого вида ценностей четко определить центр финансовой ответственности, в котором их стоимость складывается окончательно. Установление центров финансовой ответственности за сохранность продукции позволит делегировать мероприятия, направленные на реализацию задачи контроля. В этих организациях необходимо определить роль структурных подразделений в их деятельность. Следует ввести такие центры, как центр осуществления затрат, центр формирования себестоимости, центр получения прибыли, центр ответственности за сохранность МПЗ в местах хранения и движения продукции.

Одной из социально-экономических проблем развития современной России является необходимость перехода отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности на международные стандарты финансовой отчетности. Для каждой организации свойственно составление отчетов о продаже продукции, отчетов о прибылях и убытках, а также о доходах и расходах. Поэтому необходимо привести пути совершенствования бухгалтерской отчетности.

Порядок бухгалтерского учета движения сырой продукции, продаваемой в розницу, определяется пунктом 219 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов (утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). В указаниях говорится, что «передача сырой продукции из основной деятельности в подразделение организации, осуществляющей торговую деятельность, учитывается по счету «Сырая продукция» как внутреннее перемещение».

Информация о работе Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)