Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 08:37, дипломная работа
Целью дипломной работы является:
•комплексное изучение ведения бухгалтерского учета процесса продаж сырой продукции в Комбинат;
•исследование методов экономического анализа показателей, характеризующих объемы реализации сырой продукции;
•оценка эффективности работы предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
•изучить теоретические основы бухгалтерского учета продаж;
•изучить счета, применяемые для учета сырой продукции и отражения процесса ее реализации в Комбинат;
•рассмотреть правила документального оформления продаж, ознакомиться с формами первичных документов;
•рассмотреть особенности учета продажи сырой продукции через собственные торговые подразделения;
•выявить основную проблему учета в современных условиях;
•показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения учета;
•оценить показатели объёмов реализации, динамики, структуры продукции;
•выявить влияния отдельных факторов на финансовые результаты от реализации сырой продукции;
•разработать рекомендации (мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу
Анализ проведем по хлебобулочным изделиям, поскольку данный вид продукции занимает 82% в общем объеме выручки. Анализ данных табл. 16 позволяет сделать вывод о том, что с увеличением удельного веса продукции из муки высшей марки, сокращением удельного веса продукции из муки первой марки и полным отказом от производства продукции из сырья второй марки средняя цена реализации хлебобулочных изделий возрастет на 10,9 тыс. руб. А прибыль в этой связи увеличится на 5533 тыс. руб. в год.
Далее суммируем выявленные результаты повышения прибыли по различным направлениям (табл. 17)
Таблица 17
Обобщение основных направлений повышения размера прибыли, тыс. руб.
Направления повышения прибыли |
Вид продукции |
Всего | ||
хлебобулочные изделия |
кондитерские изделия |
Прочая продукция |
||
Увеличение количества реализованной продукции |
18957 |
14390 |
1500 |
34847 |
Снижение себестоимости продукции |
19156,3 |
5793,6 |
400,2 |
25710,10 |
Повышение качества продукции |
5938,3 |
-357,2 |
-48,3 |
5533 |
Итого |
44051,6 |
19826,4 |
1851,9 |
66090,1 |
По табл. 17 можно увидеть, что предприятие обладает резервами увеличения прибыли от продаж на 14%, или 66090,10 тыс. руб. в год.
Важнейшими направлениями повышения уровня рентабельности продукции на предприятии являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости реализованной продукции. Резервы роста рентабельности можно определить как разность между возможной и фактической рентабельностью. Возможная рентабельность определяется с учетом возможностей роста прибыли от реализации продукции, роста количества реализованной продукции и возможностей снижения себестоимости отдельно по каждой категории продукции [32, с. 253]. Резерв повышения уровня рентабельности продукции находится по формуле 9.
(9)
где - резерв роста рентабельности;
- рентабельность возможная;
- рентабельность фактическая;
фактическая сумма прибыли;
- резерв роста прибыли от реализации продукции;
- возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов роста;
- возможный уровень
- фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Резерв повышения уровня рентабельности хлебобулочных изделий:
=28,9-14,2= + 14,7%.
Резерв повышения уровня рентабельности кондитерских изделий:
=39,7 – 14,2= + 25,5%.
Резерв повышения уровня рентабельности прочей продукции:
=58,3 – 14,2= + 44,1%.
Таким образом, Комбинат имеет резервы повышения рентабельности производимой продукции. Для этого руководству необходимо уделить внимание на возможностях снижения себестоимости продукции, увеличения объемов продаж.
3. УЧЕТ СБАГРИВАНИЯ ПРОДУКЦИИ В КОМБИНАТ
3.1 Синтетический и аналитический учет
Аналитический учет отгрузки и реализации продукции Комбинат организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе платежных документов в двух оценках - по фактической себестоимости и продажной цене. Причем учитывается и общее количество продукции, оставшейся на начало и конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной.
Регистром аналитического учета является форма № 16 «Ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг)» (ПРИЛОЖЕНИЕ 10), поскольку учет ведется по видам реализованной продукции по учетным (фактическим) и отпускным ценам и покупателям. Заполняется ведомость на основании данных первичных документов.
Ведомость состоит из трех разделов. Основанием для заполнения раздела II ведомости являются ведомость за прошлый месяц (остаток неоплаченной продукции на начало месяца), платежные документы и накладные на отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписки банка из расчетного счета организации.
Таким образом, из раздела II возможно получить следующие данные:
Показатели ведомости имеют большое оперативное значение, так как на каждый день необходимо иметь сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции и в целях контроля за выполнением договорных обязательств.
Раздел III ведомости заполняется по окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам и состоит из трех частей: А - оплата и списания; Б - списано в связи с возвратом продукции; В - не оплачено, не списано. Этот раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 оборотов по кредиту счетов 45 и 90 и правильности расчета остатков по счету 45.
Учет отгрузки и реализации организуется в разрезе субсчетов и синтетических показателей в журнале-ордере №11 (ПРИЛОЖЕНИЕ 11), предназначенном для отражения оборотов по кредиту счетов 43, 40, 45, 62 и аналитических данных к счетам 45 и 90. Журнал-ордер № 11 заполняется на основе аналитических данных ведомостей № 15 (ПРИЛОЖЕНИЕ 12) и 16. Аналитические данные к счетам 45 и 60 приводятся в журнале-ордере № 11 по фактической себестоимости, в суммах по предъявленным счетам или заменяющим их документам, и в обороте не только за отчетный месяц, но и с начала года, с отражением сумм НДС. Аналитические показатели к журналу – ордеру используются для расчета реализации, т.е. аналитических показателей к счету 90 в части фактической себестоимости и вырученных сумм (поступившего платежа) [16, с. 390].
Помимо реализации сырой продукции по договорам поставок Комбинат реализует свою готовую продукцию путем розничной продажи в специально открытых торговых подразделениях – фирменные магазины «Хлебушко». При этом передача продукции в торговое подразделение для реализации оформляется требованием-накладной (форма №М-11) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3); а их реализация и передача покупателям – накладной формы №М-15 (ПРИЛОЖЕНИЕ 13), товарным отчетом и ведомостью движения сырой продукции и товаров. Товарный отчет состоит из двух разделов: «А» и «Б».
В разделе «А» материально-ответственное лицо отражает остатки и движение сырой продукции и товаров в количественном выражении с указанием наименований, номеров и дат приходных и расходных документов, а также «Расход» и «Остаток на конец месяца» в продажных ценах (включая НДС).
Раздел «Б» содержит информацию об источниках поступления и выбытия наличных денег: выручка от продажи сырой продукции и товаров, сдача денег в кассу своей организации, инкассаторской службе, недостачи и излишки наличных денег и так далее.
Затем (в установленные сроки) – в Комбинат подекадно - товарный отчет (ПРИЛОЖЕНИЕ 14) вместе с приходными и расходными товарными и денежными документами передается в бухгалтерию на проверку. После принятия отчета бухгалтерия заполняет графу «По фактической себестоимости» – по сырой продукции и товарам, после чего данные товарного отчета заносятся в учет [11, с. 317].
Таким образом, на основе данных товарного отчета ежемесячно формируются данные о фактической себестоимости, поступившей и реализованной продукции, а также стоимость остатка сырой продукции на конец месяца.
По окончании отчетного периода по данным аналитического учета отгруженная, но неоплаченная продукция подразделяется на: продукцию, направленную в адрес грузополучателя; ввиду отказа от ее оплаты (при нарушении условия договора, в случае, если продукция не была заказана, и т.п.); продукцию отгруженную, срок оплаты которой не наступил; продукцию по расчетным документам, не оплаченным в срок; продукцию к возврату.
Аналитический учет продукции ведется в натурально - стоимостном выражении, т.е. по наименованиям товаров с их отличительными признаками (сорт и т.п.), по количеству и фактической себестоимости.
По окончании месяца (отчетного периода) определяется фактическая себестоимость:
Важным условием договора поставки для целей бухгалтерского учета является переход от продавца к покупателю права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию. Продукция считается перешедшей в собственность покупателя с момента ее получения или получения на нее сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной). Фактическая отгрузка продукции считается фактом совершения сделки, для отражения которого используются счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и счет 90 «Продажи» [2, с. 10].
Отгруженная покупателям сырая продукция, расчетные документы за которую предъявлены этим покупателям, списывается со счета 43 «Сырая продукция» в дебет счета 90 «Фактическая производственная себестоимость реализованной продукции товаров» по фактической производственной себестоимости.
Поскольку производимая Комбинат продукция является продукцией повседневного спроса, соответственно ее отгрузка производится ежедневно. В данном случае отпуск сырой продукции целесообразно производить по учетным ценам. Фактическая производственная себестоимость отгруженной и отпущенной продукции определяется расчетным путем на основе средневзвешенного процента по окончании месяца (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).
При расчете процента используются данные о выпуске продукции из производства и ее остатках на складе. Порядок исчисления процента и фактической себестоимости проданной продукции рассмотрим на примере 1.
Пример 1. Остаток продукции на складе на 01.12.2008 года по учетным ценам составил 479 500 руб., по фактической себестоимости – 479 543 руб. В декабре выпущено из производства готовых хлебобулочных изделий по учетным ценам на сумму 33 832 178 руб. и по фактической себестоимости на сумму 33 831 997 руб. Продано продукции по учетным ценам на сумму 34 260 750 руб. Необходимо определить фактическую себестоимость проданной в декабре продукции и остаток на 31.12.2008 года путем расчета средневзвешенного процента для каждой группы продукции (табл.18).
Таблица 18
Расчет фактической себестоимости проданной продукции
Номер п/п |
Показатели |
Количество |
По учетным ценам |
По фактической себестоимости |
1 |
Остаток продукции на складе на 01.12.08: - хлебобулочные изделия - кондитерские изделия - сухарная продукция |
24 1,1 3,2 |
479 500 403 200 45 100 31 200 |
479 543 403 440 44 935 31 168 |
2 |
Поступила из производства на склад продукция: - хлебобулочные изделия - кондитерские изделия - сухарная продукция |
1868,26 58,97 1,81 |
30 704 703 28 502423 2 186 315 15 965 |
30 713 608 28 510 689 2 186 949 15 970 |
3 |
Итого (стр. 1 + стр. 2): - хлебобулочные изделия - кондитерские изделия - сухарная продукция |
1892,26 60,07 5,01 |
31 184 203 28 905 623 2 231 415 47 165 |
31 193 151 28 914 129 2 231 884 47 138 |
4 |
Отношение фактической себестоимости продукции к ее стоимости по учетным ценам по каждой группе сырой продукции, % -хлебобулочные изделия - кондитерские изделия - сухарная продукция |
| ||
5 |
Реализована сырая продукция: - хлебобулочные изделия - кондитерские изделия - сухарная продукция |
1890 60 5 |
31 143 412 28 862 930 2 236 168 44 314 |
31 152 211 28 879 959 2 227 984 44 268 |
6 |
Остаток продукции на складе на 01.01.09: - хлебобулочные изделия - кондитерские изделия - сухарная продукция |
2,26 0,07 0,01 |
40 928 37 931 2 939 58 |
40 940 38 020 2 832 88 |
Информация о работе Учет и анализ продаж продукции, работ, услуг