Учет и аудит движения товаров в розничной торговле (на примере ООО «Ремикс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 03:44, дипломная работа

Краткое описание

Переход всего народного хозяйства к рыночной экономике, ускорение развития предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организации и многообразных форм собственности коренным образом повлияло на механизм системы экономического контроля. Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими организациями, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли

6
1.1 Основы формирования инфраструктуры розничной торговли
6
1.2 Основные понятия о товаре
9
1.3 Цели и задачи бухгалтерского учета в торговле
13
Глава 2. Учет движения товаров в розничной торговле
16
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
16
2.2 Учет поступления товаров
18
2.3 Учет хранения товаров на складе
26
2.4 Учет расходов на продажу
28
2.5 Комиссионная продажа товаров
36
2.6 Учет реализации товаров и расчет торговой наценки
42
2.7 Инвентаризация товаров
50
Глава 3. Аудит движения товаров
55
3.1 Цели и задачи проведения аудита
55
3.2 Порядок проведения аудиторской проверки
56
3.2.1 Аудит поступления товаров
57
3.2.2 Аудит продажи товаров в розничной торговле
58
Заключение
69
Список использованных источников
71
Приложение А Доверенность
73
Приложение Б Товарная накладная
74
Приложение В Счет-фактура
79
Приложение Г Книга покупок
82
Приложение Д Книга кассира - операциониста
83
Приложение Е Договор о материальной ответственности
85
Приложение Ж Книга продаж
86
Приложение И Приходный ордер
87
Приложение К Договор комиссии
88
Приложение Л Справка отчет
89
Приложение М Платежное поручение

Вложенные файлы: 1 файл

Учет и аудит движения товаров.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Предприятие ведёт бухгалтерскую  и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основными направлениями  деятельности общества являются:

- торгово-закупочная (оптовая,  розничная)  деятельность;

- комиссионная торговля.

ООО "Ремикс" заключает сделки (договоры, контракты) с издательствами Москвы и других регионов Российской Федерации на поставку книг, заключает договора на комиссию и работает с Самарскими издателями. Имущество ООО «Ремикс» составляют основные фонды на сумму 614 тысяч рублей и оборотные средства на сумму 12793 тысячи рублей, а также иное имущество, стоимость которого отражается в его самостоятельном балансе.

В ООО «Ремикс» бухгалтерский  учет и отчетность ведутся по нормам, действующим в России. В организации  используется программа 1С: «Торговля  и склад», 1С: «Бухгалтерия», 1С: «Зарплата и кадры».

Бухгалтерский учет ведется  по журнально-ордерной форме с применением  персональных компьютеров и специальных  сетевых компьютерных программ.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется  способом двойной записи в соответствии с принятым рабочим планом счетов бухгалтерского учета.

Основанием для записей  в регистры бухгалтерского учета  являются первичные документы, фиксирующие  факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.

По итогам деятельности ООО «Ремикс» в 2005 году выручка от продажи товаров/продукции/услуг (за минусом Налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) составила 14900 тыс. рублей, себестоимость проданных товаров и оказанных услуг 10100 тыс. рублей.

Чистая прибыль отчетного года составила сумму 597 тыс.  рублей, что по сравнению прошлым годом  больше на 439 тыс. рублей.

Это свидетельствует  как об эффективности продаж, в  частности, так и, в общем, о положительной  динамике в развитии предприятия.

Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размер оплаты труда работников предприятия установлен согласно штатному расписанию.

Большое влияние на развитие розничного товарооборота предприятия оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы предприятия. В 2005 г. ООО «Ремикс» имел один магазин в Промышленном районе г. Самары, а в начале 2006 г. Был открыт еще один филиал в Кировском районе г. Самара.

Сравнение итогов валюты баланса за анализируемый период:

9986 тыс. руб. – 13407 тыс. руб. = 3421 тыс. руб. — изменение  валюты баланса за 2006 год.

Увеличение валюты баланса  за 2006 год на 3421 тыс. руб.  свидетельствует  о росте производственных возможностей предприятия и заслуживает положительной оценки.

 

2.2 Учет поступления  товаров

 

В розничную  торговлю товары для продажи поступают  от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т.д. Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учете используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы.

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключенных между  предприятием, поставщиками и подрядчиками договоров. В договорах оговариваются вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг; коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (выполнения работ, услуг); сроки отгрузки материальных ценностей (выполнения работ, услуг); порядок расчетов (условия платежей) между предприятиями и поставщиками, подрядчиками. Расчеты с поставщиками (подрядчиками) осуществляются в удобной обеим сторонам форме. В основном это безналичные расчеты.

Товары, поступающие  на предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом.

В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально-ответственных лиц.

Приемка товаров  на складе поставщика, на железнодорожной  станции, пристани, в аэропорту осуществляется материально-ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта (приложение А).

Доверенность  оформляется по типовым формам. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности производится либо по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации.

Доверенность  содержит следующие реквизиты:

  • номер и дату выдачи;
  • срок действия (возможный срок получения и вывоза товара);
  • наименования и адреса плательщика и потребителя (получателя доверенности), а также банковские реквизиты плательщика; кроме того, 
    указывается  наименование поставщика (должность,  фамилия,  имя, 
    отчество, сведения о паспорте материально ответственного лица, на 
    имя которого выдается доверенность);

номер и дату документа, являющегося основанием для отпуска товаров.

Указывается также наименование и краткое описание товаров, подлежащих получению, с указанием единиц измерения и количества (прописью).

Подпись получателя в доверенности должна быть удостоверена руководителем торгового предприятия и главным бухгалтером, а также заверена круглой печатью предприятия. После получения товара в бухгалтерию предприятия представляются документы, подтверждающие совершение торговой операции, и в книге (журнале) учета доверенностей проставляются номер и дата сопроводительных документов. Получение товара оформляется по-разному в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная. Если склад фирмы-поставщика расположен на значительном расстоянии от офиса, то материально ответственному лицу в представительстве фирмы выдается документ на получение товара, по которому ему на складе могут быть выданы данные ценности. В случае отсутствия затребованного товара на складе в необходимом количестве выписывается новый документ - расходная накладная, в которой указывается фактически отпущенное количество товара. Возможно в накладной, оформленной покупателю в офисе, наряду с количеством товара, предназначенного для отпуска, на складе отражать также фактически выданное количество товара (приложение Б).

В накладной  указывается:

  • номер и дата выписки;
  • наименование поставщика и покупателя;
  • наименование и краткое описание товара;
  • количество товара (в единицах);
  • цена и общая стоимость отпускаемого товара (с учетом налога на добавленную стоимость), при этом НДС выделяется отдельной строкой.

Накладная  выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия, и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывается материально-ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а другой - принял, и заверяется печатями поставщика и получателя [23, с.19].

Представитель предприятия-покупателя проверяет  товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре, то необходимо сделать запись: "Товар принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки". После этого материально ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.

Товар от организаций  железной дороги, водного и воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материально-ответственное лицо. Предъявив доверенность и паспорт, этот работник получает товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодорожная накладная, счет-фактура и другие (приложение В).

Железнодорожная накладная содержит следующие реквизиты:

-  номер и дату оформления накладной;

- наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика, плательщика;

  • наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
  • основание отпуска товара (номер, дату договора, наряда, заказа).

Товарный  раздел накладной заполняется грузоотправителем, в нем указывается наименование товара, артикул, количество, цена, сумма, сумма оптовой надбавки, общая сумма к оплате (с выделением суммы НДС). Транспортный раздел данного документа заполняется при перевозке и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.

К железнодорожной  накладной могут быть приложены  спецификации и упаковочные листы, о чем делается соответствующая  отметка в накладной.

Если товар  отправлен по железной дороге в контейнерах, то может быть оформлена "Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере". Поставщик может оформить сопровождение товаров счетом-фактурой, а не накладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в накладной, отдельной строкой выделяется сумма НДС. Счет-фактура имеет следующие реквизиты:

  • номер и дату выписки счета-фактуры;
  • наименование и банковские реквизиты грузоотправителя и плательщика;
  • наименование грузополучателя;
  • наименование и краткое описание товара,  его количество, цену и 
                 сумму;
  • стоимость доставки;
  • сумму к оплате получателем;

-   фамилии, инициалы и подписи лиц, отпустивших и принявших товар. 
Счет-фактура выписывается в трех экземплярах. Первый остается у поставщика, два других направляются покупателю вместе с товаром. Кроме того, следует помнить, что с 1997 года все плательщики НДС в соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" (а теперь в соответствии с Налоговым кодексом) обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг), формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (с изменениями и дополнениями)[9]. На основании данных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом. Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • порядковый номер и дату выписки счета-фактуры; 
    наименование, адрес и идентификационный номер и код постановки 
    на налоговый учет продавца и покупателя товаров (работ, услуг);
  • наименование и адрес грузоотправителя    и грузополучателя товаров 
    (работ, услуг);

наименование и краткое описание товара, его количество, цену и сумму (без НДС, с НДС), а также сумму акциза (при его наличии);

  • страна происхождения товара;
  • номер грузовой таможенной декларации.

Составленный  документ должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером поставщика, лицом. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации.

Книга покупок  ведется получателями товаров, она  предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету (приложение Г).

Следует отметить, что после получения сопроводительных документов материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона, контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в присутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен принять товар по количеству мест, а в необходимых случаях - по массе. Станция (пристань, аэропорт) назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной. При обнаружении при перевозках недостачи в пределах норм естественной убыли сотрудники станции назначения (пристани, аэропорта) должны произвести необходимую запись на обороте накладной.

Информация о работе Учет и аудит движения товаров в розничной торговле (на примере ООО «Ремикс»