Учет и аудит движения товаров в розничной торговле (на примере ООО «Ремикс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 03:44, дипломная работа

Краткое описание

Переход всего народного хозяйства к рыночной экономике, ускорение развития предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организации и многообразных форм собственности коренным образом повлияло на механизм системы экономического контроля. Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими организациями, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли

6
1.1 Основы формирования инфраструктуры розничной торговли
6
1.2 Основные понятия о товаре
9
1.3 Цели и задачи бухгалтерского учета в торговле
13
Глава 2. Учет движения товаров в розничной торговле
16
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
16
2.2 Учет поступления товаров
18
2.3 Учет хранения товаров на складе
26
2.4 Учет расходов на продажу
28
2.5 Комиссионная продажа товаров
36
2.6 Учет реализации товаров и расчет торговой наценки
42
2.7 Инвентаризация товаров
50
Глава 3. Аудит движения товаров
55
3.1 Цели и задачи проведения аудита
55
3.2 Порядок проведения аудиторской проверки
56
3.2.1 Аудит поступления товаров
57
3.2.2 Аудит продажи товаров в розничной торговле
58
Заключение
69
Список использованных источников
71
Приложение А Доверенность
73
Приложение Б Товарная накладная
74
Приложение В Счет-фактура
79
Приложение Г Книга покупок
82
Приложение Д Книга кассира - операциониста
83
Приложение Е Договор о материальной ответственности
85
Приложение Ж Книга продаж
86
Приложение И Приходный ордер
87
Приложение К Договор комиссии
88
Приложение Л Справка отчет
89
Приложение М Платежное поручение

Вложенные файлы: 1 файл

Учет и аудит движения товаров.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

На основе книги кассира-операциониста сумма фактической выручки отражается в кассовой книге, а также в товарных отчетах. Суммы в товарном и кассовом отчетах должны совпадать.

Одним из важных моментов аудиторской проверки является контроль за правильностью отражения в  учете операций расчетов с покупателями с помощью расчетных чеков отделений Сбербанка России, а также пластиковых карт.

В настоящее время  более популярны расчеты кредитными и иными картами различных  платежных систем. В таком случае продажа товаров оформляется выпиской товарных чеков, которые прокатываются в специальных устройствах и дополняют показания контрольно-кассовых машин. Организация составляет реестр товарных чеков в двух экземплярах, первый из которых передается инкассатору, а второй с распиской инкассатора остается в организации. В учете расчеты с помощью платежных карт отражаются следующим образом:

признана выручка от продаж —

Дебет 57 «Переводы в  пути»

Кредит  90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»;

после зачисления денег  на расчетный счет —

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 57 «Переводы в  пути»;

на сумму торговой уступки эквайреру за осуществление  расчетов по операциям с использованием кредитных и иных платежных карт при продаже товаров -

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 57 «Переводы в  пути».

Проверке необходимо подвергнуть также операции с дисконтными картами, которые все чаще используются магазинами розничной торговли.

Во-первых, необходимо убедиться, что скидки, предоставляемые организацией, одинаковы для всех клиентов и не превышают 20% цен, применяемых организацией но идентичным (однородным) товарам в течение непродолжительного периода времени [2, с.40]. Если скидки оказались более 20%, то организации необходимо подготовить документы, удостоверяющие наличие одного из следующих условий продажи в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ:

сезонные или иные колебания потребительского спроса на товары;

истечение (приближение  даты истечения) срока годности или  реализации товаров;

маркетинговая политика (продвижение на рынок новых товаров, не имеющих аналогов, или продвижение товаров на новый рынок);

реализация опытных  моделей и образцов товаров в  целях ознакомления с ними потребителей. Во-вторых, использование дисконтных карт отражается в бухгалтерском учете только в том случае, когда организация ведет учет товаров в продажных ценах. Тогда скидка, предоставляемая по дисконтным картам, учитывается на счете 42 «Торговая наценка». В бухгалтерском учете оформляются следующие записи:

признан доход от продажи  —

Дебет 50 «Касса»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»;

НДС с продаж -

Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит 68 «Расчеты по налогам  и сборам».

При наличии в законодательстве других налогов, таких, например, как налог с продаж, их начисление отражается аналогично начислению НДС;

сторнируется сумма скидки по дисконтной карте —

Дебет 41 «Товары»

Кредит 42 «Торговая наценка»;

признана расходом продажная  стоимость проданных товаров  за минусом скидки —

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 41 «Товары»;

сторнируется торговая наценка на реализованные товары —

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 42 «Торговая наценка».

Если учет товаров  ведется по покупной стоимости, то в  учете скидки по дисконтным картам не отражаются, уменьшается сумма дохода.

При проведении проверки необходимо также уделить внимание оформлению в учете изготовления дисконтных карт. Расходы на изготовление дисконтных карт являются расходами на рекламу, поэтому включаются в налогооблагаемую базу по налогу на рекламу и подлежат нормированию в целях налогообложения прибыли. Поэтому все сверхнормативные расходы должны быть отражены на отдельном субсчете счета 44 «Расходы на продажу» для формирования постоянных разниц и дальнейшего исчисления текущего налога на прибыль.

Затраты на изготовление дисконтных карт, поступление карт от изготовителя отражаются в бухгалтерском учете записями:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

на сумму НДС по расходам на изготовление карт —

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

После оплаты услуг НДС  принимается к зачету. Распространение карт среди покупателей отражается следующим образом:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 10 «Материалы».

Аудиторам необходимо обратить внимание на отражение в учете операций с тарой. Хотя все операции отражаются по аналогии с такими же операциями в оптовой торговле, в розничной торговле существует особенность, связанная с использованием стеклянной тары (бутылок, банок). В таком случае тара отражается на счете 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле», вместе с товаром. И поэтому в розничный товарооборот включается стоимость тары, проданной вместе с товаром.

Проверке подлежит также  правильность отражения в учете  продаж товаров в кредит.

В настоящее время  кредитование населения осуществляется банками, заключившими договор с  магазинами. В этом случае покупатель, купив товар в магазине, ведет  свои дальнейшие расчеты с банком. Но организации розничной торговли могут вести продажу в кредит и на основе постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 09.09.93 № 895 «Правила продажи гражданам товаров длительного использования в кредит». При такой форме расчетов от покупателя требуется справка с места работы (учебы) или от органа, назначающего пенсию, а также заполненный бланк поручения-обязательства в двух экземплярах. При такой продаже в кредит с покупателя взимаются проценты за предоставление кредита. После отпуска товаров продавцом должна быть составлена опись поручений-обязательств, которая сдается в бухгалтерию. На основе этих описей и отражаются данные о продажах в кредит в учете организации бухгалтерскими записями:

на сумму первоначального  взноса покупателем —

Дебет 50 «Касса»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»;

на сумму предоставленного кредита —

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»;

признана доходом сумма  процентов, полученных от покупателя за рассрочку платежа (в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации»), —

Дебет 50 «Касса»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»;

на сумму НДС со всей выручки —

Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

признана расходом стоимость (покупная или продажная с вытекающими из этого последствиями) проданных товаров -

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 41 «Товары»;

при поступлении средств  от покупателя —

Дебет 90 «Касса» или 51 «Расчетные счета»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит».

Поскольку любой магазин  розничной торговли может осуществлять продажу комиссионных товаров, следует проверить правильность оформления документов и отражения в учете операций продажи в комиссионной торговле.

На комиссию принимаются  товары, как новые, так и бывшие в употреблении, но не требующие  ремонта (если иное не оговорено в договоре) и отвечающие санитарным нормам.

Правилами комиссионной торговли определен перечень товаров, которые не принимаются на комиссию (лекарственные препараты, товары бытовой химии и т.д.).

Приемка товаров на комиссию оформляется договором комиссии, составляемым в двух экземплярах, один из которых передается комитенту, а второй остается в торговом предприятии, осуществляющем комиссионную торговлю.

В договоре комиссии предусмотрены  полное описание товара и все условия  его реализации, а именно:

- условия и сроки реализации товара;

- степень износа и недостатки бывшего в употреблении товара;

- продажная цена;

- размер и порядок уплаты комиссионного вознаграждения;

- порядок проведения и максимальный размер уценки товара;

- условия и порядок возврата комитенту не проданного комиссионером товара;

- размер оплаты расходов комиссионера по хранению товара, принятого на комиссию.

На принятые по договору комиссии товары составляется перечень (ф. № КОМИС-1) в двух экземплярах и выписывается товарный ярлык (ф. № КОМИС-1), который прикрепляется к товару. В товарном ярлыке записывается подробное наименование товара и указываются сведения, характеризующие состояние товара. Первые экземпляры договора и перечня, подписанные как комиссионером, так и комитентом, отдаются комитенту, а вторые — сдаются в бухгалтерию.

На основе перечня составляется реестр, который передается материально ответственному лицу. Согласно ст. 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать все полученное по договору комиссии [1 , c.286].

При продаже комиссионного товара покупателям выписывается товарный чек, в котором указываются наименование товара, цена и номер товарного ярлыка. Материально ответственным лицом в двух экземплярах составляется справка (ф. № КОМИС-4), в которой указываются номер договора, наименование проданного товара, количество и сумма. Первый экземпляр вместе с товарным отчетом передается в бухгалтерию и служит основанием для списания с материально ответственного лица товаров. Второй остается у материально ответственного лица и служит основанием для расчетов с комитентом.

В соответствии со ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего [1,c.285]. Поэтому в бухгалтерии торговой организации товар, принятый по договору комиссии, учитывается за балансом. Для учета товаров, принятых на комиссию, в Плане счетов предусмотрен забалансовый счет 004 «Товары, принятые на комиссию». Бухгалтерский учет расчетов с комитентами ведут на открываемом к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты за товары, принятые на комиссию», на котором отражается также удержание налога на доходы физических лиц.

Операции должны быть отражены в учете следующим образом:

Принятие товара на комиссию -

Дебет 004 «Товары, принятые на комиссию»;

уценка товара в соответствии с условиями договора или продажа товара -

Кредит 004 «Товары, принятые на комиссию»;

признаны доходом средства комитента, внесенные за хранение товара,

Дебет 50 «Касса»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»;

проданы товары, принятые на комиссию, —

Дебет 50 «Касса»

Кредит  76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 5 «Комитент»;

признана доходом отчетного  периода сумма комиссионного  вознаграждения

Дебет 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами», субсчет 5 «Комитент»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка»;

начислен НДС с суммы  продажи за вычетом комиссионного  вознаграждения -

Дебет 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами», субсчет 5

«Комитент»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

начислен НДС (а также налог с продаж и пр.) с суммы комиссионного вознаграждения —

Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит 68 «Расчеты по налогам  и сборам»;

признаны расходом отчетного  периода затраты на осуществление комиссионной деятельности —

Дебет 90 «Продажи», субсчет  «Коммерческие расходы»

Кредит 44 «Расходы на продажу»;

начислен налог на доходы комитента с суммы по договору -

Дебет 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами», субсчет 5

«Комитент»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДФЛ»;

выданы комитенту средства за проданные товары -

Дебет 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами», субсчет 5

«Комитент»

Кредит 50 «Касса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ООО «Ремикс»,  бухгалтерский  учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают экономическую информацию для характеристики предприятия и проведения аудита. По сравнению с прошлым годом поступление  и реализация книг увеличилась, что является положительным показателем предприятия  при современной конкуренции.

Информация о работе Учет и аудит движения товаров в розничной торговле (на примере ООО «Ремикс»