Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с организацией бухгалтерского учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1.Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности….….4
1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности..4
1.2 Учет дебиторской и кредиторской задолженности. ……………………...8
1.3 Аудит дебиторской и кредиторской задолженности……………..………13
Глава2.Аудиторская проверка учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Развитие»…………………………………………….21
2.1 Характеристика ООО «Развитие»…………………………………………21
2.2 Составление общего плана и программы аудита………..………………24
2.3 Обобщение результатов проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Развитие»………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит курсовая.docx

— 207.78 Кб (Скачать файл)

 

К поставщикам и подрядчиками относятся организации, поставляемые различные материальные ценности (готовую  продукцию, товары, сырье), оказывающие  услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.).  Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки им товароматериальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.

Операции по счету расчетов за поставленную продукцию (товары, выполненные  работы или оказанные услуги) отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  в соответствии с условиями договора с расчетными документами. Счет 60 является преимущественно пассивным. По его кредиту отражается возникающая кредиторская задолженность, а по дебету - ее погашение. Счет 60 может имеет сальдо по дебету  в случае, если была произведена авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для усиления контроля за движением денежных средств целесообразно открыть к данному счету субсчет «Авансы выданные».

Кредиторская задолженность  погашается при получении от банка  подтверждения о перечислении средств  поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе  с приложенными  банковскими  расчетными документами, а также  при зачете полученного аванса и  взаимных требований.

В настоящее время организации  сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

Кредиторская задолженность  погашается при получении от банка  подтверждения о перечислении средств  поставщика и заказчикам в виде выписок  из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований. Погашение задолженности перед  поставщиком отражается по дебету 60 и кредиту учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52«Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»).

Порядок записей по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Записи на счетах бухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Хозяйственные операции

Документы

Дебет

Кредит

1

2

3

4

Оплачены наличными приобретенные  товароматериальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

Расходный кассовый ордер, кассовая книга

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

50 «Касса»

 

Оплачены с расчетного счета приобретенные товароматериальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

Платежное поручение, выписка банка

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

51 «Расчетные счета»

Оплачены с валютного счета приобретенные товароматериальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

Платежное поручение, выписка банка

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

52 «Валютные счета»

На уменьшение суммы задолженности  перед поставщиком списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции получены материалы

Акт о приемки материалов, претензия, Приходный кассовый ордер, накладная  поставщика

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» 10 «Материалы»

76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами, субсчет 76-2 «Расчеты  по претензиям»  60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками»

Отражена сумма НДС, уплаченная при  приобретении материалов

Счет - фактура

19 «НДС по приобретенным ценностям»

60 «Расчеты с покупателями и  поставщиками»

Стоимость работы сторонних организаций  отнесена на себестоимость основного  производства

Акт о выполненных работах

20 «Основное производство»

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

Отражена сумма НДС на стоимость  работ

Счет – фактура

19 «НДС по приобретенным ценностям»

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

Получены товары

Приходный ордер, накладная поставщика

41 «Товары»

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»


 

1.3 Аудит дебиторской  и кредиторской задолженности.

 

Источниками информации для  проведения аудита дебиторской и  кредиторской задолженности являются:

1. Нормативные документы  по аудиту;

2. Готовая и квартальная  отчетность;

- баланс форма №1;

- свод дебиторской и  кредиторской задолженности форма  №1 баланса;

-аналитическая ведомость-расшифровка  дебиторско-кредиторской задолженности к форме №1 баланса;

- расчеты и декларации.

3.  Главная книга. 

4.  Кассовая книга. 

5.  Регистры синтетического  и аналитического учета:

- Журнал-ордер N6, 7,  8,  10,  11;

- ведомости N 7,  8,  16;

- разработочная таблица  N5 "Свод по начисленной,  выданной  и удержанной зарплате";

- разработочная таблица  N1 "Расчет распределения зарплаты  и  отчислений по шифрам  производственных затрат".

6.  Первичные документы  за период.

Цель аудита дебиторской  и кредиторской задолженности –  подтвердить полноту, право, существование  и стоимостную оценку сальдовых  остатков по счетам расчетов с поставщиками и покупателями и прочими дебиторами и кредиторами на конец отчетного  периода.

Аудит расчетов с поставщиками и покупателями является основным элементом  проверки практически для всех хозяйствующих  субъектов. К таким расчетам можно  отнести не только сделки в рамках договоров купли-продажи, но и различные  операции мены, зачеты взаимных требований, бартерные операции, расчеты векселями  собственными или третьих лиц  и т. д. В результате осуществляемой деятельности у организации образуется задолженность, информация о которой  должна быть корректно раскрыта в  финансовой отчетности.

Задачи,  стоящие перед  аудитором,  следующие:

оценить систему внутреннего  контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью, для  чего необходимо определить сильные и слабые контроля, влияющие на проведение ежегодных аудиторских  процедур;

- выявить данные,  которые  можно использовать при ежегодных   аудиторских процедурах;

- найти слабые стороны  контроля и указать их  в   письме  руководству предприятия-клиента;

- составить программу  и методику проведения аудита  дебиторской и кредиторской задолженности;

- осуществить аудит дебиторской  и кредиторской задолженности;

- выдать квалифицированное  аудиторское заключение,  если  это представится возможным.

Объектами аудита дебиторской  и кредиторской задолженности  являются сама задолженность по  товарным операциям,  по финансовым обязательствам и по расчетам с  работающими; состояние  расчетно-платежной  дисциплины  на  предприятии; состояние организации  учета дебиторской и кредиторской задолженности. 

Методы контроля,  применяемые  при аудите дебиторской и кредиторской задолженности,  следующие:

1. Нормативно-правовое регулирование,  т. е.  определение  законности  задолженности,   правомерности   хозяйственных  операций,   в  результате которых она  возникла.

2. Документальный,  т. е.   проверка  документального подтверждения

сумм задолженности,  проверка регистров синтетического и  аналитического учета в сопоставлении  с  данными  первичных  документов, счетно-вычислительные проверки и др.

3.Фактический, т. е.  инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности.

План аудиторской проверки - это этапы аудита - звенья  системы,  которые играют важную роль в смысле обнаружения ошибок на решающих стадиях  процедур и операций аудита. 

Сначала необходимо заключить  договор об аудиторской  проверке и осуществить планирование.

Аудит дебиторской и кредиторской задолженности начинается с предварительного обзора,   изучающим последовательность операций по возникновению дебиторской и кредиторской задолженности и структуру внутреннего контроля.

Последовательность операций необходимо проследить  от  начала формирования учетных данных.   Для  этого  необходимо воспользоваться  схемами документооборота на счетах  бухучета,   по которым возникла задолженность. Необходимо отобрать 10 первичных  документов,   отражающих хозяйственные операции на счетах,  и  проследить  правильность проведения сумм от первичного документа до регистра синтетического учета.                 Структуру внутреннего контроля необходимо  изучить  следующим  образом: получить представление о  контрольной  среде,   о  системе  бухгалтерского учета предприятия,  о направлениях и процедурах контроля.

Контрольная среда - это набор  характеристик,  который определяет служебные отношения, благоприятные  для контроля на предприятии.   

Элементы контрольной  среды.

- политика и методы  управления;

- организационная структура  в бухгалтерии;

- методы распределения  функций управления и ответственности;

- кадровая политика;

- внешние воздействия,  например,  проверки со  стороны   банковских

органов.

В системе бухгалтерского учета  обрабатывается  информация  о хозяйственных операциях,  регистрируются  операции  в  журналах  и книгах, а также составляется финансовая  отчетность.   Минимальные требования к системе учета,  с точки  зрения  контроля  включают  в  себя план счетов, а также некоторые  письменные определения и инструкции,  касающиеся классификации хозяйственных  операций.

Кроме учетных процедур  на  предприятии  применяют  процедуры  контроля (пересчет,  подтверждение,  прослеживание,  взаимная увязка, встречная  сверка),  направленные на  предотвращение,   выявление  и исправление ошибок и искажений,  которые могут  возникать  в  ходе учета хозяйственных  операций. После завершения изучения структуры  необходимо  оценить  качество внутреннего контроля,  чтобы  измерить  его  эффективность, т. е.  следующим этапом является оценка эффективности контроля  или оценка риска не эффективности  контроля.  Одним из способов  оценки является анализ слабых  и  сильных  сторон  системы  контроля.

Сильные стороны - это надежный и детальный контроль. Слабые  стороны - это недостаток или отсутствие контроля в определенных  областях.

Далее необходимо окончательно оценить эффективность  внутреннего  контроля и составить рабочий  документ об  оценке.   Результат  оценки имеет значение для разработки программы и методики  аудита дебиторской и кредиторской задолженности  по счетам бухгалтерского учета,  чтобы  осуществить  аудит дебиторской  и кредиторской задолженности непосредственно.

Как уже отмечалась выше,  дебиторская и кредиторская задолженность  возникает по товарным операциям, по финансовым обязательствам и по расчетам с работающими,  т. е.   в результате осуществления хозяйственных операций  разной  экономической сущности.  Однако,  сущность задолженности на  всех  счетах бухгалтерского учета одинакова: дебиторская задолженность - долги предприятию,  кредиторская задолженность - долги предприятия.  Поэтому аудит задолженности осуществляется по общей схеме: Баланс - Главная книга -  регистр синтетического учета - регистр аналитического учета -  первичный документ.   В некоторых случаях регистр синтетического и аналитического  учета совмещены.  Сначала проверяется: правильность формирования  статей баланса,  правильность переноса сумм по счетам бухучета  из  Главной книги в баланс,  арифметическая правильность расчета в Главной книге,  правильность переноса сумм по счетам бухучета  из  регистров синтетического учета (журналов-ордеров) в Главную книгу, арифметическая правильность расчетов в журналах-ордерах. Затем,  на уровне первичных документов проводятся: проверка законности дебиторской и кредиторской задолженности, т.е. сопоставление срока возникновения задолженности со сроком исковой давности. Логическая проверка  возможности совершения операции,  в результате которой возникла  задолженность, проверка правильности классификации,  т. е.  корреспонденции счетов, проверка формальной правильности оформления первичных документов, встречные проверки во внешних источниках информации,   позволяющие убедиться,  что содержащиеся в первичных документах сведения  достоверны.

Непосредственный аудит  дебиторской и кредиторской задолженности  осуществляется на счетах бухучета, сведения о которых отражены в третьих  разделах актива  и  пассива баланса.  Таким образом,  следующим этапом является выявление нарушений порядка  по расчетам с дебиторами и кредиторами  и  установление достоверности их сумм.  Это необходимо осуществить  по каждому балансовому счету,  связанному с расчетами,  отдельно.

Проводя аудит расчетов с  прочими дебиторами и кредиторами, аудитор должен знать о возможных  ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим  образом.

В части организации первичного учета:

- арифметические ошибки  при фиксировании оперативного  факта (при измерении количества, веса, размеров и т.д.);

-  несвоевременная регистрация  оперативного факта на носителе  информации;

- регистрация хозяйственных  операций в документах неунифицированной  формы (в случае если для  данной операции унифицированный  документ предусмотрен);

- отсутствие необходимых  реквизитов, придающих документу  юридическую силу;

- нарушения, допущенные  при оформлении первичного документа  (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное  хранение, нарушения при внесении  исправлений в первичный документ);

- ошибки при регистрации  документа (количественные либо  качественные расхождения при  переносе данных из документа  в учетные регистры);

- несвоевременная регистрация  документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном  регистре по отдельным первичным  документам);

- нарушения сроков хранения  документации в архиве;

- уничтожение первичных  документов без акта о выделении  документов к уничтожению;

-  нарушения при оформлении  дел с первичной учетной документацией  (касается кассовых и банковских  документов).

2.В части организации  бухгалтерского и налогового  учета [11]:

- перекрытие задолженности  одного контрагента авансами, выданными  другому контрагенту (запись: Д-т 60; К-т 76, 60 субсчет «Авансы выданные»);

-  несвоевременное предъявлений  претензий поставщикам (запись:  Д 76 субсчет «Расчеты по претензиям»; К 60), отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм.

Последним этапом является составление  акта  аудиторской  проверки и  аудиторского заключения.

 

Глава2.Аудиторская проверка учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Развитие».

2.1 Характеристика ООО «Развитие».

Общество с ограниченной ответственностью «Развитие» учреждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и приобретает права юридического лица с момента его регистрации с 15 октября 2003 г.

Основным видом деятельности ООО «Развитие» являются услуги компании в области внутригородских и междугородних перевозок. Основное направление деятельности - организация и выполнение грузовых автоперевозок в городском и междугороднем сообщении по территории России и связанных с этим услуг.

Общество имеет расчетный  счет в банке, круглую печать со своим  наименованием, товарный знак (знак обслуживания), штампы, бланки и другие реквизиты. Имущество образуется за счет вкладов в уставной капитал, а так же за счет источников, предусмотренных действующим законодательством.

Информация о работе Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности