Учет материально-производсвенных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - детальное освещение и раскрытие вопросов учета ма-териально-производственных запасов.
Для достижения поставленной цели выполнены следующие задачи:
1) обобщены различные точки зрения по вопросам учета материально-производственных запасов;
2) осуществлена характеристика документального оформления опера-ций по движению материалов;
3) рассмотрены различные способы оценки материалов;

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 128.49 Кб (Скачать файл)

Первый способ отражения  ТЗР могут применять только те организации, которые приходуют материалы по учетным ценам (цена поставщика, фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или года, планово-расчетная цена, средняя цена аналогичных материалов). Учетную цену материалов фирма устанавливает самостоятельно.

При учете ТЗР по второму  способу необходимо сначала определить процент ТЗР, подлежащих списанию, а  затем сумму ТЗР, которая должна быть списана.

Непосредственное (прямое) включение  ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Конкретный вариант учета  ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

При небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных материалов сразу по окончании месяца. [32]

Согласно действующим  нормативным документам фактическую  себестоимость списываемых в производство материалов можно определить одним из перечисленных ниже способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени закупок — ФИФО.

До 1 января 2008 года фактическую  себестоимость материалов, наряду с вышеперечисленными способами, можно было найти по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО) как в бухгалтерском учете, так и в налоговом. С 1января 2008 года данный метод остался только в налоговом учете [23].

Метод основан на допущении, что материалы списываются в  производство в последовательности, обратной той, в которой они приобретены. Материалы из ранее приобретенных партий не списываются, пока не израсходована последняя. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, последних по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости первых по времени приобретения.

Метод ЛИФО эффективен при  постоянном падении цен. Его применение в такой ситуации позволяет показать в отчетности более высокую прибыль.

Его отмена связана с приближением российских ПБУ к международным стандартам финансовой отчетности. Известно, что в мировой практике этот метод применять не рекомендуется. [23]

Среди оставшихся в бухгалтерском учете методов (по себестоимости каждой единицы, по средне себестоимости и ФИФО) для  списания товаров и материалов, которые закупаются в единственном экземпляре или небольшими партиями удобно использовать учет по фактической себестоимости каждой единицы, а для учета однотипных товаров и материалов в розничной и мелкооптовой торговле.

Главный плюс метода оценки по себестоимости каждой единицы — он позволяет получить абсолютно точные сведения о себестоимости использованных материалов (проданных товаров). Показатели бухгалтерской отчетности, которая сформирована с использованием этого метода, получаются реальными, без каких- либо усреднений или отклонений. А значит, данные такой отчетности можно без каких-либо корректировок использовать для анализа и планирования финансовой деятельности предприятия.

Плюс оценки по средней  себестоимости в том, что он усредняет  себестоимость списанных материалов (товаров). При нестабильных ценах на закупаемую продукцию это помогает избежать непредсказуемости в финансовых показателях. То есть обеспечивает компании стабильные значения коэффициентов рентабельности, ликвидности, размера чистых активов и т. п.

Правда, «усреднение» показателей  имеет и свой недостаток. Бухгалтерская отчетность с такими показателями управленческим целям может не соответствовать.

Существенный плюс метода ФИФО в том, что он практически не искажает показатели бухгалтерской отчетности. Ведь, как правило, предприятия используют материалы (отпускают в продажу товары) именно в порядке их приобретения. [22]

В бухгалтерии при ведении  учета вручную применяются оборотный (количественно-суммовой) и сальдовый (оперативно-бухгалтерский) методы аналитического учета.

При оборотном методе (с использованием оборотных ведомостей) могут применяться два варианта учета.

При первом варианте в бухгалтерской  службе одновременно ведется учет в  количественном и денежном выражении (а на складах и в подразделениях — только количественный учет):

  • в бухгалтерии организации на каждый вид материально-производственных запасов (номенклатурный номер) открываются карточки аналитического учета;
  • в карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями;
  • на основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению;
  • на основе оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом;
  • движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов учитываются отдельно;
  • сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов.

В случае использования второго  варианта в бухгалтерской службе не ведутся карточки аналитического учета:

  • все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость;
  • оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте;
  • остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.

Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. В бухгалтерской службе:

  • учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен;
  • движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов учитываются отдельно;
  • в качестве регистров аналитического учета используются карточки учета материалов, ведущиеся на складе, которые не реже одного раза в неделю проверяет на правильность ведения работник бухгалтерии и данные на карточке удостоверяет своей подписью;
  • на 1-е число месяца количественные данные об остатках переносятся по каждому номенклатурному номеру из карточек складского учета в сальдовую ведомость. В качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами вместе с первичными учетными документами;
  • остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру, затем выводятся итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При учете материалов с  использованием компьютера все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются автоматизированным способом. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах — для бухгалтерской службы и склада (подразделения).

Применение организацией программ автоматизации учетных  работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть:

  • оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;
  • ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;
  • оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;

оборотная ведомость движения материалов, по которым отсутствуют расчетные документы (неотфактуованные поставки). [32]

Синтетический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на счете 10 «Материалы» по фактической  себестоимости их приобретения (заготовления) – собственно счет 10 -  или по учетным  ценам – дополнительно используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». [2]

Наличие двух вариантов учета  объясняется следующим. Структурно фактическая себестоимость материалов состоит из двух частей: стоимость собственно материалов и транспортно-заготовительные расходы. При формировании фактической себестоимости во многих случаях существует временной интервал между поступлениями материалов и поступлением соответствующих расчетных документов по транспортно-заготовительным расходам. Если этот временной интервал отсутствует или доля транспортно заготовительных расходов несущественна, то используют первый вариант учета. В противном случае появляется необходимость в обособленном учете транспортно заготовительных расходов. В этом случае наиболее приемлем второй вариант учета.

Организация сама определяет порядок учета материалов и отражает его в учетной политике.

Создание резерва под  обесценение материальных ценностей  законодательно ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете прямо не требуется. Однако если у кампании есть дорогостоящие материальные ценности, стоимость которых существенно снизилась, резерв придется создавать, чтобы не исказить данные бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерском учете  формирование резерва объясняется  вполне рациональной целью – не допустить перерасхода прибыли в будущем. Ведь чистая балансовая прибыль по завершении отчетного периода может быть распределена на различные цели согласно уставу. А вот изменить уже состоявшееся распределение в части ожиданий, которые оказались завышенными, весьма затруднительно. В целом требование создавать резервы исходит из принципа осмотрительности. То есть нужно избегать завышенной оценки активов, равно как и заниженной оценки обязательств.

Если имеются материальные ценности, которые могут обесцениться, то стоит предусмотреть порядок создания резерва в учетной политике.

Непосредственными целями инвентаризации МПЗ являются выявление фактического наличия имущества и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. Часто результатом сопоставления фактического наличия МПЗ с информацией, содержащейся в учётной документации организации, может явиться выявление так называемых инвентаризационных разниц, которые могут проявляться в виде избытков, либо, наоборот, недостач МПЗ. Причинами этому могут служить ошибки и просчёты, допущенные при ведении бухгалтерии, процессы естественной убыли производственных запасов, различного рода стихийные силы (пожары, затопления и так далее), а также действия (виновные и невиновные) сотрудников организации, в том числе и руководства. Поэтому по завершении инвентаризации, все собранные материалы должны быть представлены в бухгалтерию предприятия, где в дальнейшем происходит процесс устранения расхождений между данными, зафиксированными в инвентаризационной документации и данными бухгалтерского учёта.

Международные правила, по которым  ведется учет МПЗ, сведены в единственном стандарте. Это МСФО (IAS) 2 «Запасы». Некоторые правила и определения содержатся также в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности (далее — Принципы).

В финансовой отчетности, составленной на основании МСФО, отражается стоимость всех готовых и незавершенных товаров. То есть вне зависимости от права собственности активы должны быть признаны запасами и учтены на балансе организации. В то время как по нынешней российской «нормативке» право собственности является обязательным условием для учета на балансе.

Еще согласно РСБУ в бухгалтерской  отчетности в составе запасов  отражаются расходы будущих периодов. В МСФО такой статьи не предусмотрено ни одним стандартом. В какой-то мере расходам будущих периодов в международном учете соответствуют так называемые предоплаченные расходы, но отражаются они в составе выданных авансов. Также российские бухгалтеры показывают в запасах стоимость животных, которая оговаривается в МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство».

Подход к формированию фактической себестоимости запасов, практикуемый в российском бухгалтерском учете, имеет много общего с МСФО. Однако следует обратить внимание на следующие моменты.

Прежде всего, пока запасы не приняты к бухучету, пункт 6 ПБУ 5/01 разрешает увеличивать их себестоимость  на сумму процентов по заемным средствам. МСФО 2 также допускает это, но только на условиях, которые предусмотрены в МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам». А именно когда подготовка запасов к использованию или для продажи занимает много времени. Если составлять отчетность по МСФО, основываясь на данных российского бухучета, это отличие может привести к завышению балансовой стоимости запасов.

Информация о работе Учет материально-производсвенных запасов