Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Основные средства — это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Основные средства предприятия разнообразны по своему составу и назначению. Для ведения учета необходима классификация основных средств по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям хозяйства, степени использования, принадлежности.

Содержание

Введение
Теоретическая часть. Учет основных средств
Аналитический учет основных средств
Синтетический учет основных средств
Амортизация основных средств
Практическая часть.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РГР по бух учету.docx

— 121.14 Кб (Скачать файл)

Выбытие основных средств  в качестве взноса в уставный капитал  в бухгалтерском учете отражается записями:

Дебет     58-1 «Паи и акции»

Кредит  76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— возникновение задолженности  по вкладу в уставный капитал на согласованную стоимость основных средств;

Дебет     01 «Основные средства»,

субсчет «Выбытие основных средств» Кредит  01 «Основные  средства»

— списание первоначальной стоимости;

Дебет     02 «Амортизация основных средств» Кредит  01 «Основные средства»,

субсчет «Выбытие основных средств»

— списание амортизационных  отчислений;

Дебет     76 «Расчеты с разными дебиторами и

кредиторами»  Кредит  01 «Основные средства»,

субсчет «Выбытие основных средств»

— списание остаточной стоимости  передаваемых основных средств и  погашение задолженности по вкладу;

Дебет     76 «Расчеты с разными дебиторами и

кредиторами»  Кредит  91-1 «Прочие доходы»

— сумма превышения согласованной  стоимости над остаточной стоимостью передаваемых основных средств;

Дебет     91-2 «Прочие расходы»

Кредит  76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— сумма превышения остаточной стоимости над согласованной  стоимостью передаваемых основных средств;

Дебет     91-2 «Прочие расходы»

Кредит  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23 «Вспомогательные производства»

— сумма расходов, связанных  с выбытием основных средств (демонтаж, транспортные расходы и др.).

Финансовый результат  определяется и отражается в учете  в общеустановленном порядке.

В случае списания основных средств вследствие недостачи и  порчи, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности счет 91 «Прочие доходы и расходы» не используется. При этом остаточная стоимость объектов списывается  на счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» или 99 «Прибыли и убытки»  соответственно.

Списание основных средств  в случае морального или физического  износа осуществляет комиссия, назначенная  руководителем организации, в состав которой входят соответствующие  должностные лица (главный инженер  или заместитель руководителя —  председатель комиссии; начальники соответствующих  структурных подразделений (служб); главный бухгалтер (бухгалтер) и  лица, на которых возложена ответственность  за сохранность основных средств). Если организация обладает большим количеством основных средств, то может быть создана постоянно действующая комиссия. Комиссия производит осмотр объекта, подлежащего списанию; устанавливает его непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию, причины списания (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия, длительное неиспользование объекта для производства продукции и др.); выявляет конкретных лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации; устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производит их оценку. В компетенцию комиссии также входит контроль за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса.

Результаты принятого  комиссией решения оформляются  актом о списании основных средств (форма № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-46), который составляется в двух экземплярах.

Детали, узлы и агрегаты разобранных  и демонтированных основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, приходуются  по рыночной стоимости на дату списания. Непригодные детали и материалы  приходуются как вторичное сырье. В случае, если объект основных средств  списывается в результате ликвидации и не подлежит полезному использованию, в бухгалтерии должны иметься  документы об утилизации лома или  утиля (вывоз на полигон, сдача в  металлолом и проч.).

В бухгалтерии указываются  сведения о затратах, связанных со списанием объекта, и материальных ценностях, полученных от его списания, а также определяется финансовый результат. На основании оформленного акта в инвентарной карточке или  инвентарной книге делается отметка  о выбытии объекта основных средств  с указанием даты и причины  выбытия. Соответствующая отметка  производится и в инвентарном  списке по месту нахождения списанного объекта. После этого акт передается на подпись главному бухгалтеру, который  производит запись о том, что инвентарная  карточка на списанный объект закрыта. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение  срока, определяемого руководителем  организации.

Списание основных средств  отражается в учете следующими записями:

Дебет     01, субсчет «Выбытие основных средств»

Кредит  01 «Основные  средства»

— на первоначальную стоимость;

Дебет     02 «Амортизация основных средств» Кредит  01 «Основные средства»,

субсчет «Выбытие основных средств»

— на сумму амортизационных  отчислений;

Дебет     91-2 «Прочие расходы» Кредит  01 «Основные  средства»,

субсчет «Выбытие основных средств»

— на остаточную стоимость;

Дебет     83 «Добавочный капитал»

Кредит  84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)»

— на сумму дооценки списанных  основных средств;

Дебет     91-2 «Прочие расходы»

Кредит  23 «Вспомогательные производства»,

60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками»

— на сумму расходов, связанных  со списанием основных средств (демонтаж, разборка, транспортные расходы);

Дебет      10 «Материалы» Кредит  91-1 «Прочие  доходы»

— на рыночную стоимость  запасных частей и вторичного сырья;

Дебет     99 «Прибыли и убытки»

Кредит  91-9 «Сальдо  прочих доходов и расходов»

— на сумму убытка от списания основных средств.

Учтенные на балансе организации  объекты основных средств могут  быть утрачены вследствие недостач и  хищений, краж, порчи, чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности. Для  определения размера понесенного  ущерба организации проводят инвентаризацию. Инвентаризация основных средств проводится комиссией, назначенной руководителем  организации. До начала инвентаризации осуществляется проверка наличия и состояния инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличия и состояния технических паспортов или другой технической документации; наличия документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление). При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.

Сведения о фактическом  наличии имущества отражаются в инвентаризационной описи основных средств (форма №ИНВ-1), которая составляется в двух экземплярах. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При этом машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи

индивидуально с указанием  заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. На основные средства, не пригодные  к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием  времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты  к непригодности (порча, полный износ  и т.п.).

По окончании инвентаризации оформленные в установленном  порядке инвентаризационные описи  передаются в бухгалтерию, где производится сверка данных описей с данными бухгалтерского учета. В случае установления расхождений  составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (форма №ИНВ-18). В указанную ведомость включаются только те объекты основных средств, по которым выявлены отклонения от данных учета. В сличительных ведомостях определяется окончательный результат инвентаризации. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй — передается материально ответственному лицу.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором закончена  инвентаризация. Установленные при  инвентаризации потери от недостач и  порчи объектов основных средств  учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в оценке по остаточной стоимости в результате следующих записей:

Дебет     01 «Основные средства»,

субсчет «Выбытие основных средств»

Кредит  01 «Основные  средства»

— списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта  основных средств;

Дебет     02 «Амортизация основных средств» Кредит  01 «Основные средства»,

субсчет «Выбытие основных средств»

— списывается сумма начисленных  амортизационных отчислений;

Дебет     94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит  01 «Основные средства»,

субсчет «Выбытие основных средств»

— отражена остаточная стоимость  недостающего (испорченного) объекта  основных средств.

За недостачу ценностей, вверенных работнику на основании  договора о полной материальной ответственности, он несет полную материальную ответственность. Полная материальная ответственность  работника состоит в его обязанности  возмещать ущерб в полном размере.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче  имущества, определяется по фактическим  потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности  на день причинения ущерба. Если ущерб, исчисленный по рыночным ценам, окажется ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета, величина ущерба определяется по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа имущества.

Учет расчетов с работниками  по установленным при инвентаризации недостачам ведется с использованием счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». При этом на сумму недостачи в оценке по остаточной стоимости в бухгалтерском  учете производится запись:

Дебет     73-2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба»

Кредит  94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Разница между рыночной и  остаточной стоимостью объекта основных средств подлежит учету в составе  доходов будущих периодов до момента  погашения недостачи виновником:

Дебет     73-2 «Расчеты по возмещению материального

ущерба» Кредит  98-4 «Разница между суммой, подлежащей

взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

Погашение недостачи производится путем внесения денежных средств  в кассу, удержания из заработной платы (при согласии работника):

Дебет     50 «Касса»,

70 «Расчеты с  персоналом по оплате труда»  Кредит  73-2 «Расчеты по возмещению  материального ущерба».

После погашения недостачи  разница между рыночной стоимостью объекта основных средств и его  остаточной стоимостью включается во внереализационные доходы:

Дебет     98-4 «Разница между суммой, подлежащей

взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» Кредит   91-1 «Прочие  доходы».

Ущерб от недостачи и порчи  основных средств в случаях, когда  виновные не установлены или суд  отказал во взыскании убытков  с них, списываются на финансовые результаты. При этом во внереализационные  расходы включается недостача в  оценке по остаточной стоимости:

Дебет     91-2 «Прочие расходы»

Кредит  94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В документах, представляемых для оформления списания недостачи  или порчи, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ  на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи  ценностей, полученное от соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Объекты основных средств  могут быть утрачены или испорчены  в результате чрезвычайных обстоятельств. В соответствии с Гражданским  кодексом РФ к чрезвычайным обстоятельствам  относятся стихийные бедствия, аварии, эпидемии и иные обстоятельства, носящие  чрезвычайный характер. Потери от списания имущества, возникшие как последствие  чрезвычайных обстоятельств, включается в состав чрезвычайных расходов. При  этом факт возникновения чрезвычайных обстоятельств должен быть документально  подтвержден. За подтверждением того, что понесенные организацией убытки стали следствием чрезвычайных обстоятельств, необходимо обратиться в службы, которые  занимаются ликвидацией последствий  таких ситуаций (МЧС, Государственную  противопожарную службу, органы внутренних дел и т.д.). В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, для выявления размера  причиненного ущерба проводится инвентаризация.

Списание испорченных  или утраченных в результате чрезвычайных обстоятельств основных средств  осуществляется по остаточной стоимости  на счет 99 «Прибыли и убытки»:

Дебет     99 «Прибыли и убытки»

Кредит  01 «Основные  средства»,

субсчет «Выбытие основных средств».

3.4. Учет амортизации  основных средств

Стоимость объектов основных средств погашается посредством  начисления амортизации. Амортизация — это экономический механизм переноса стоимости объекта на созданную при его участии продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) и создания источника для простого воспроизводства. Амортизация начисляется по объектам основных средств, находящимся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, за исключением отдельных их видов. Подлежат амортизации также капитальные вложения в арендованные основные средства.

Не подлежат амортизации:

1) основные средства, потребительские  свойства которых с течением  времени не изменяются (земельные  участки и объекты природопользования);

2) основные средства стоимостью  не более 10000 руб. за единицу,  а также приобретенные книги,  брошюры и т.п. издания. Такие  объекты разрешается списывать  на затраты на производство (расходы  на продажу) по мере отпуска  их в производство или эксплуатацию;

3) основные средства, по  которым начисляется износ. К  таким основным средствам относятся:  объекты жилищного фонда (жилые  дома, общежития, квартиры и др.); объекты внешнего благоустройства  и другие аналогичные объекты  (лесного хозяйства, дорожного  хозяйства, специализированные сооружения  судоходной обстановки и т.п.); продуктивный скот, буйволы, волы  и олени; многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного  возраста; основные средства некоммерческих  организаций. По указанным объектам  основных средств в конце отчетного  года производится начисление

износа по установленным  нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств». При этом в учете составляются следующие записи:

Дебет     010 «Износ основных средств»

- отражается в декабре  сумма начисленного за отчетный  год износа;

Кредит  010 «Износ основных средств»

- списывается износ по  выбывшим объектам основных средств  (на дату выбытия).

Аналитический учет износа ведется по каждому отдельному объекту  основных средств.

Амортизация начисляется  с использованием следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Информация о работе Учет основных средств