Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе, а также методы алгоритмизации. Рыночные отношения обуславливают объективную необходимость повышение роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Для принятия оперативных и тактических решений по управлению предприятием в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры и развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная и аналитическая информация.

Содержание

Введение
5
1 Теоретические аспекты учета основных средств в современных условиях

1.1 Экономическая сущность основных средств, их классификация………
7
1.2 Оценка объектов основных средств………………………………………
9
1.3 Документальное оформление движения основных средств…………….
12
1.4 Способы начисления амортизации основных средств…………………..
15
1.5 Методы учета ремонта основных средств………………………………..
18
2 Учет основных средств в ООО «Система - Центр»

2.1 Краткая характеристика ООО «Система - Центр»………………………
21
2.2 Учет наличия и движения основных средств…………………………….
26
2.3 Учет амортизации и ремонта основных средств………………………...
30
2.4 Оценка состояния учета основных средств в ООО «Система - Центр» и пути их совершенствования…………………………………………………

37
Заключение
43
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от принадлежности основные средства разделяются на:

- принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

- находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении, полученные организацией в аренду.

К основным средствам  относятся: здания, сооружения и передаточные устройства, рабочие и силовые  машины и оборудование, измерительные  и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются также: земельные участки; объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы); капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.

К основным средствам  не относятся машины, оборудование и иные аналогичные предметы, числящиеся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей или как товары на складах торгующих организаций; предметы, предметы сданные в монтаж или подлежащие сдаче в монтаж, находящиеся в пути; капитальные и финансовые вложения. Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности. При определении состава и группировки основных средств руководствуются Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартам, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994г. № 359, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002г.  № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

На основании  соответствующих данных бухгалтерского учета, а также технической документации в организации осуществляется контроль за использованием основных средств. К числу таких показателей относятся данные о наличии основных средств с подразделением их на собственные или арендованные; действующие и неиспользуемые; данные о рабочем времени и простоях по группам основных средств; данные о выпуске продукции (работ, услуг) в разрезе объектов основных средств.

 

1.2 Оценка объектов основных средств

 

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную, текущую, ликвидационную, налогооблагаемую стоимость основных средств. В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости,  первоначальная (балансовая) стоимость основных средств складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации, которая определяется для объектов:

- изготовленных  на самом предприятии, а также  приобретенных за плату у других  организаций и лиц – исходя  из фактических затрат по возведению  или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

- внесенных  учредителями в счет их вкладов  в уставный капитал (фонд) –  по договоренности сторон;

- полученных  от других организаций и лиц  безвозмездно, а также неучтенных  объектов основных средств –  по рыночной стоимости на дату  оприходования;

- приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами – по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.

Фактические затраты  на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из:

-  сумм, уплачиваемых  организацией в соответствии  с договором купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ  по договору строительного подряда  и иным договорам и за информационные  услуги, связанные с приобретением  основных средств;

- регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, производственных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенных  пошлин и иных платежей;

- невозмещаемых  налогов, уплачиваемых в связи  с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации,  через которую приобретен объект  основных средств;

- иных затрат, непосредственно связанных с  приобретением, сооружением и  изготовлением объекта основных  средств, и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Первоначальная  стоимость складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных  за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, определяется по договоренности сторон. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, считается их рыночная стоимость на дату оприходования.

Восстановительная стоимость основных средств – это стоимость их воспроизводства на определенный период, которая определяется путем проведения переоценки. Согласно ПБУ 6/01 организациям предоставлено право осуществлять переоценку на начало отчетного года с использованием индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость. Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Текущая рыночная стоимость – эта сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Остаточная стоимость – в процессе использования основные средства изнашиваются, от чего уменьшается их первоначальная стоимость. Денежное выражение потери объектами своих физических и технико-экономических качеств называется амортизацией. Первоначальная стоимость за вычетом суммы амортизации называется остаточной стоимостью. Именно по остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе, поэтому ее еще называют балансовой стоимостью.

Ликвидационная  стоимость – это стоимость продажи объектов при банкротстве или ликвидации организации на основе свободного аукциона и открытой продажи объектов по текущей рыночной стоимости.

Налогооблагаемая  стоимость – стоимость объектов, определяемая по правилам бухгалтерского учета налогов.

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения. Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

При невозможности  установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Переоценка  объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Результаты проведенной  по состоянию на конец отчетного  года переоценки объектов основных средств  подлежат отражению в бухгалтерском  учете обособленно.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.

(в ред. Приказов Минфина  РФ от 12.12.2005 №147н, от 24.12.2010 № 86н)

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на финансовый результат  в качестве прочих расходов. Сумма  уценки объекта основных средств  относится в уменьшение добавочного  капитала организации, образованного  за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

(в ред. Приказов  Минфина РФ от 18.05.2002 №45н, от 24.12.2010 №186н)

При выбытии  объекта основных средств сумма  его дооценки переносится с добавочного  капитала организации в нераспределенную прибыль организации.

 

1.3 Документальное оформление движения основных средств

 

Новые формы  первичных документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.03.2003 №7.

Акт о приеме-передаче объекта основных средств  

Применяются для  оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств  в организации или между организациями для: 

а) включения  объектов в состав основных средств  и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию),  

поступивших:

- по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;

- путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;  

б) выбытия из состава основных средств при  передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.

Прием-передача объекта (ов) между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:

- по форме № ОС-1 - для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);

- по форме № ОС-1а - для зданий, сооружений;

- по форме № ОС-1б - для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному (ым) объекту (ам).

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2)

Применяется для  оформления и учета перемещения  объектов основных средств внутри организации  из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в  другой. Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта (ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3)

Применяется для  оформления и учета приема-сдачи  объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Подписывается  членами приемочной комиссии или  лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

Информация о работе Учет основных средств