Учет расчетных операций Гомельского пассажирского участка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является комплексное изучение состояния бухгалтерского учета и анализа расчетных операций в Гомельском пассажирском участке РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», оценка действующей практики учета расчетов на предприятии, выявление резервов повышения эффективности в управлении дебиторской и кредиторской задолженности.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ расчеты.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Платежное требование-поручение – это форма безналичных расчетов, при которой получатель средств (бенефициар) представляет непосредственно плательщику, минуя обслуживающий банк, платежную инструкцию, которая содержит требование бенефициара к плательщику заплатить за поставленный по договору товар, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

В случае отсутствия или недостаточности средств  на текущем счете плательщика платежное поручение (платежное требование-поручение) в неоплаченной сумме помещается в картотеку "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

Расчеты в  форме банковского дебетового перевода осуществляются по инициативе бенефициара на основании платежных требований, чеков или других документов, предусмотренных законодательством.

Платежное требование содержит требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денег и зачислении ее на счет получателя средств. Специфика данного расчетного документа состоит в том, что:

- платежное  требование применяется после  отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ;

- оплата платежного  требования осуществляется с  согласия (акцепта) плательщика;

- в основе  расчетов лежит система инкассо,  при которой банк поставщика по поручению последнего востребует (инкассирует) с покупателя причитающиеся ему денежные средства и зачисляет их на его счет [21, с. 57].

Для проведения дебетовых переводов посредством  платежных требований банки осуществляют операции по инкассо, при этом используются следующие формы инкассо (рисунок 1.4).

 





 




 

 

Рисунок 1.4 – Формы инкассо

 

Безакцептная  форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке. Бесспорное списание средств со счетов предприятий осуществляется государственными налоговыми инспекциями при взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, сумм штрафов и при иных санкциях, предусмотренных законодательными актами, а также по исполнительным и приравненным к ним документам.

Акцептная форма инкассо используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и в других случаях по усмотрению сторон. Акцепт может быть предварительным или последующим.

При предварительном акцепте плательщику дается трехдневный срок со дня поступления расчетного документа в его банк для согласия или отказа от оплаты полностью или частично. В заявлении на предварительный акцепт плательщик указывает: срок оплаты платежных требований; наименования бенефициаров; номера и даты заключенных договоров, по которым предполагается оплата платежных требований в порядке предварительного акцепта. Если в течение трех дней организация не заявит об отказе от акцепта, расчетный документ считается акцептованным и сумма списывается с расчетного счета.

Последующий акцепт (полный или частичный) – акцепт плательщика, полученный исполняющим банком после поступления платежного требования. Срок представления заявления на последующий акцепт составляет десять банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк. На всех экземплярах платежного требования, принятого исполняющим банком, в поле "Срок представления акцепта" проставляется дата последнего дня представления заявления на акцепт. Третий экземпляр платежного требования, заверенный штампом банка, направляется плательщику. Платежное требование, подлежащее оплате в порядке последующего акцепта, в день поступления помещается в картотеку «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и находится в ней до его исполнения (полностью или частично) или возврата без исполнения.

Платежные требования, акцептованные плательщиком (при  предварительном и последующем акцепте), при наличии достаточной суммы средств на счете плательщика исполняются банком. После исполнения первый экземпляр платежного требования остается в исполняющем банке, второй - направляется в банк-эмитент для выдачи бенефициару, третий - предназначен для плательщика.

Акцептованные платежные требования, оформленные  для проведения дебетовых переводов  белорусских рублей и предъявленные к текущему счету плательщика, при недостаточности средств на счете для их полной оплаты исполняются частично, в пределах остатка средств на счете. Частичная оплата платежного требования оформляется мемориальным ордером. Платежные требования в акцептованной сумме (неисполненные) или в неисполненной сумме (частично исполненные) помещаются в картотеку "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

При акцептной  форме инкассо плательщик имеет  право изменить или отозвать выданные банку инструкции по оплате платежных требований до момента совершения банком фактических действий по их исполнению. Для изменения (отзыва) инструкций по исполнению платежного требования плательщик представляет в исполняющий банк новое заявление на акцепт.

Платежные требования (при безакцептной форме инкассо) могут быть отозваны в полной сумме или частично по заявлению взыскателя. Исполнение их по заявлению взыскателя может быть приостановлено, при этом платежные требования находятся в картотеке.

Безналичные расчеты могут производиться и с помощью чеков. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Участниками расчетных отношений по чеку являются чекодатель, чекодержатель и плательщик. Чекодержатель – любое физическое или юридическое лицо, являющееся законным владельцем выписанного чека. Чекодатель – лицо, выписавшее чек. Плательщик – банк или иная кредитная организация, получившая лицензию на совершение банковских операций, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Платеж по чеку может  быть гарантирован полностью или  частично посредством аваля, который проставляется на лицевой стороне чека с указанием кем и на кого он дан. Аваль – это дополнительная гарантия того, что платеж будет осуществлен. При осуществлении безналичных перечислений расчетным чеком за товары и оказанные услуги используются чеки, оплачиваемые за счет средств, которые предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете. Различают следующие виды чеков (рисунок 1.5).

 





 


 


 

 

 


 

 

 

Рисунок 1.5 – Виды чеков

 

Одной из форм безналичных расчетов являются также  расчеты в форме документарного аккредитива.

Аккредитив представляет собой соглашение между банком клиента (банком-эмитентом) и клиентом (приказодателем), в силу которого банк-эмитент обязуется осуществить одно из следующих действий: а) произвести платеж третьему лицу; б) оплатить переводной вексель; в) акцептовать его; г) учесть вексель против представления получателем документов, определенных условиями аккредитива.

Поручение клиента банку  выставить аккредитив оформляется  в виде заявления на него, в котором предусмотрены реквизиты, установленные законодательством. Получателю средств по аккредитиву (бенефициару) аккредитив дает гарантию платежеспособности и желания платить со стороны клиента (приказодателя). Виды используемых аккредитивов представлены на рисунке 1.6.

Отзывным признается  аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств (бенефициара). Аккредитив является отзывным, если в нем не указано иное.

Безотзывный аккредитив не может быть ни изменен, ни аннулирован без согласия банка-эмитента, подтверждающего банка (если он имеется) и бенефициара. Разновидностью безотзывного аккредитива является подтвержденный аккредитив. Исполняющий банк подтверждает безотзывный аккредитив по просьбе банка-эмитента, т.е. он принимает на себя наряду с эмитентом обязательства по аккредитиву.

 




 



 


 




 

 


 



 



 

Рисунок 1.6 – Виды аккредитивов

 

По способу обеспечения  платежа аккредитивы бывают покрытые и непокрытые. Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Аккредитив может быть револьверным. По мере совершения выплат по нему сумма аккредитива (квота) автоматически восстанавливается без внесения изменений в его условия, о чем делается специальная оговорка. Квота может восстанавливаться сразу после каждой выплаты по аккредитиву либо с определенной периодичностью в пределах установленной общей суммы лимита и срока для представления документов по аккредитиву.

Револьверный аккредитив с указанной периодичностью использования  квоты (платеж раз в месяц, раз в квартал и др.) может быть кумулятивным или некумулятивным. В первом случае квота, не использованная в течение какого-либо периода, переносится на следующий период и может быть использована дополнительно к квоте следующего периода. Во втором случае квота, не использованная в течение указанного периода, на следующий период не переносится.

Аккредитив может быть переводным, если это четко определено банком-эмитентом. Под переводным понимается аккредитив, по которому по заявлению бенефициара (первый бенефициар) банк-эмитент (исполняющий банк) может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством. Переводный аккредитив может быть переведен один раз, если иное не предусмотрено в тексте аккредитива.

Аккредитив может быть с красной оговоркой. Такой аккредитив предполагает наличие среди его условий специальной оговорки, согласно которой исполняющий банк производит авансовый платеж на оговоренную сумму бенефициару до предоставления им всех документов по аккредитиву (до отгрузки товара или оказания услуг).

Существует понятие резервного аккредитива. По такому аккредитиву банк выдает независимое обязательство выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару вследствие неисполнения приказодателем какого-либо обязательства или наступления какого-либо события. Данный аккредитив гарантирует выполнение обязательств (осуществление платежей, поставка товаров, услуг) перед бенефициаром.

Аккредитив закрывается  после истечения срока для представления документов по аккредитиву или после даты последнего платежа (по аккредитивам с рассрочкой платежа). Закрытие аккредитива оформляется в течение 10 дней после истечения срока  для представления документов с прибавлением срока, необходимого для почтовой пересылки документов от исполняющего банка до банка-эмитента. Преимущество аккредитивной формы расчетов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров. Недостаток расчетов аккредитивами – отвлечение из оборота покупателя средств, так как он резервирует их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что денежные расчеты  производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчеты осуществляются с помощью расчетных документов, векселей и чеков, заменяющих наличные деньги, путем перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках. Применяемые формы безналичных расчетов способствуют концентрации свободных денежных средств организаций в банках страны, обеспечивают их более надежную сохранность и сокращают оборот наличных денег, что уменьшает издержки обращения.

  1.2 Расчетные операции как объект бухгалтерского учета и анализа

 

Хозяйственные связи - необходимое  условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность  снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком. Четкая организация и правильное ведение бухгалтерского учета расчетных операций между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

Информация о работе Учет расчетных операций Гомельского пассажирского участка