Учет расчетов по социальному страхованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Основой эффективной деятельности любого субъекта хозяйствования, независимо от формы собственности, выступает четко налаженная система учета и контроля, поскольку анализ данных, полученных в результате всестороннего учета деятельности предприятия, позволяет изыскивать резервы дальнейшего роста и стабильного функционирования в современных условиях. В связи с этим контроль необходим как основа, подтверждающая юридическую и финансовую обоснованность действий предприятия, его взаимодействия с органами государственного управления и соблюдения установленных норм и правил.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
Теоретические аспекты расчетов с фондом социальной защиты населения...
Государственное социальное страхование в Республике Беларусь и его роль в социальной защищенности граждан……………………………………
Задачи учета и нормативно-правовое обеспечение расчетов по социальному страхованию и обеспечению в Республике Беларусь………….
Учет расчетов с органами государственного социального страхования……
Особенности учета расчетов с Фондом социальной защиты населения.............................................................................................................
Синтетический и аналитический учет расчетов с фондом социального страхования……………………………………………………………………..
Расчетная часть…………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.docx

— 205.90 Кб (Скачать файл)

Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.

В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями.

Средства государственного социального страхования образуются за счет [23]:

  • обязательных страховых взносов;

  • взносов на профессиональное пенсионное страхование;

  • ассигнований из республиканского бюджета;

  • доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

  • доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

  • поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

  • сумм недоимок, пеней и административных штрафов;

  • других поступлений.

Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на:

  • выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;

  • за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;

  • выплату профессиональных пенсий;

  • выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);

  • оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;

  • выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

  • финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;

  • финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

  • финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;

  • финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

Из Фонда социальной защиты населения работники организаций получают пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие пособия, а по достижении пенсионного возраста - пенсии.

Из средств государственного социального страхования выплачиваются пособия:

  •  по беременности и родам;

  •  в связи с рождением ребенка;

  •  женщине, ставшей на учет в государственной организации    здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

  •  по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

  •  по временной нетрудоспособности;

  •  пособие на погребение.

Выплаты по государственному социальному страхованию производятся застрахованным лицам. К указанным лицам относятся, например, граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм и др.

Условия и порядок назначения пособий по временной нетрудоспсобности регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 № 1290 (Положение).

Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в случаях, утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой в быту, ухода за больным членом семьи, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, санаторно-курортного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, протезирования с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия, карантина.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается по каждому месту работы.

Для реализации права на пособие по временной нетрудоспособности по каждому месту работы лицам, работающим у нескольких работодателей, листки нетрудоспособности выдаются в количестве, необходимом для предъявления по каждому месту работы.  Если работник работает по совместительству у одного нанимателя (внутреннее совместительство) либо по трудовому и гражданско-правовому договорам у одного работодателя, для назначения пособия по временной нетрудоспособности представляется один листок нетрудоспособности. Расчет пособия по временной нетрудоспособности производится по каждому месту работы  отдельно.

 

1.2 Задачи учета и нормативно-правовое обеспечение расчетов по социальному страхованию и обеспечению в Республике Беларусь

 

Основными задачами учета расчетов с Фондом социальной защиты населения являются (рисунок 1.1):

 


 


 


 


 

 


 

 

 

Рисунок 1.1 – Задачи учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению

 

Учет расчетов с Фондом социальной защиты населения должен осуществляться в соответствии с нормативно-правовой базой, которая включает большое количество нормативных правовых актов. Приведем основной перечень:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

  1. Указ Президент Республики Беларусь № 23 от 10 января 2009 г. О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование.

  1. Указ Президента Республики Беларусь 16 января 2009 г. № 40 О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

  1. Закон  Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (в ред. Законов Республики Беларусь от 16.02.2009 № 6-З).

В данном нормативном акте определены плательщики, размеры обязательных страховых взносов, объекты для начисления обязательных страховых взносов.

  1. Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII Об основах государственного социального страхования   (в ред. Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 № 6-З).

Данный документ содержит вопросы государственного социального страхования, его принципы, средства, размеры (тарифы) взносов на государственное социальное страхование, определен круг лиц, на которых распространяется страхование и другие вопросы.

  1. Закон  Республики Беларусь  от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII О пенсионном обеспечении (в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 78-З).

Закон определяет виды пенсий, средства на выплату пенсий, граждане, на которых распространяются пенсионные выплаты.

  1.   Закон  Республики Беларусь от 30 октября 1992 г. № 1898-XII О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей (с изм., внесенными Законом Республики Беларусь от 29.12.2009 N 70-З).

Определены право, размер, период выплаты на пособия по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей старше 3 лет, по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет, ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком.

  1. Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З О профессиональном пенсионном страховании.

Закон направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности.

  1. Закон  Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 55-З О погребении и похоронном деле (в ред. Законов Республики Беларусь от 31.12.2009 № 114-З).

Закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

  • гарантии погребения умершего с учетом выраженного им при жизни волеизъявления и пожелания родственников;

  • гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

  • санитарные и природоохранные требования к размещению и содержанию мест погребения;

  • основы организации похоронного дела в Республике Беларусь как самостоятельного вида деятельности.

  1. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321 – XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона от 29 декабря 2006 г. № 188-3).
  2. Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

Информация о работе Учет расчетов по социальному страхованию