Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 05:17, курсовая работа
В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилась новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).
Введение ……………………………………………………………………..…..3
1. Оплата труда, виды, формы и системы …………………………………..…5
1.1. Понятие оплаты труда ……………………………………………………5
1.2. Виды, формы и системы оплаты труда ……………………………….....8
2. Нормативно-правовое регулирование оплаты труда …………………….12
2.1. Основные нормативно-правовые акты ………………………….…….12
2.2. Дополнительные выплаты ……………………………………………..16
3. Учет расчетов по оплате труда ………………………………………….. 27
3.1. Аналитический и синтетический учет расчетов по оплате
труда ……………………………………………………….…………….27
3.2. Виды и учет удержаний из начисленной заработной платы ………….31
3.3. Учет заработной платы ………………………………………………...38
3.4. Учет расчетов с депонентами …………………………………………..41
Заключение ……………………………………………………
Заработная плата при сдельно-премиальной оплате труда рассчитывается так же, как и при простой сдельной системе оплаты труда. Премия может выплачиваться как вместе с заработной платой, так и отдельно от нее.
При сдельно-прогрессивной системе оплаты труда сдельные расценки зависят от количества произведенной продукции за тот или иной период времени (например, месяц). Чем больше работник изготовил продукции, тем больше сдельная расценка.
Косвенно-сдельная система оплаты труда применяется, как правило, для оплаты труда работников обслуживающих и вспомогательных производств. При такой системе сумма заработной платы работников обслуживающих производств зависит от заработка работников основного производства, получающих зарплату по сдельной системе.
Аккордная система оплаты труда применяется при оплате труда бригады работников или при оплате за определенный комплекс работ. Бригаде, состоящей из нескольких человек, дается задание, которое необходимо выполнить в определенные сроки. За выполнение задания бригаде выплачивается денежное вознаграждение. Сумма вознаграждения делится между работниками бригады исходя из того, сколько времени отработал каждый член бригады. Расценки по каждому заданию определяются администрацией организации по согласованию с работниками бригады.
При использовании оплаты труда на комиссионной основе размер заработной платы устанавливается в процентах от выручки, которую получает организация в результате деятельности работника. Данная система обычно устанавливается работникам, занятым в процессе продажи продукции (товаров, работ, услуг).
Работнику также может быть установлен минимальный размер оплаты труда, который выплачивается независимо от количества проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Минимальный размер оплаты труда работника устанавливается в трудовом договоре и не может быть ниже установленного законодательством.
Выводы:
- в условиях перехода к системе рыночного хозяйствования существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников - многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов;
- понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральной формах (независимо от источников финансирования);
- переход к рыночным отношениям вызвал к жизни новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты);
- трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.
2. Нормативно-правовое регулирование оплаты труда
2.1. Основные нормативно-правовые акты
Для нормативного регулирования оплаты труда работникам организации следует рассмотреть такие нормативно-правовые акты, как:
- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г., 23 ноября 2009 г., 8 мая 2010 г., 28 сентября 2010г., 28 ноября 2011г.). Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2013 г.;
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, в ред. от 08.11.2010г.);
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.; 18 сентября 2006 г., 26 марта 2007 г.);
- Приказ Минфина России от 22.07.2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями и доп. от 31 декабря 2004 г.; 18 сентября 2006 г., 08 ноября 2010г.);
- Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 7 мая, 17, 24 июля, 10, 25 ноября 2009 г., 15 декабря 2011г., 18 июля 2013г.);
- Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (с изменениями от 11 ноября 2009 г., 25 марта 2013г.);
- Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 г. г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»;
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ вступил в силу с 1 января 2013г.
Необходимо особое внимание уделить оформлению операций по расчетам с персоналом по оплате труда первичными учетными документами.
Были введены в действие 26 марта 2004 г. Унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата от 5 января 2004 г. N 1. Они являлись обязательными для всех российских предприятий, независимо от формы собственности этого предприятия.
С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ). В нем не содержатся требования о необходимости составления первичных учетных документов по унифицированным формам.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемых организацией (за исключением организаций государственного сектора), должен утверждать руководитель организации.
Разрабатывая собственные формы первичных
учетных документов, можно взять за основу
унифицированные формы, добавив или удалив
часть реквизитов. Кроме того, целесообразно
использовать ГОСТ Р6.30-2003 «Организационно-
При разработке следует учитывать, что первичный учетный документ обязательно должен содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ:
-
наименование и дата
-
наименование экономического
-
содержание факта
-
величина натурального и (или) денежного
измерения факта хозяйственной
жизни с указанием единиц
-
подписи, фамилии (с инициалами), а
также должности лиц, совершивших
сделку, операцию и ответственных
за правильность ее оформления,
либо лиц, ответственных за правильность
оформления свершившегося
Необходимо иметь в виду, что перечень реквизитов по отдельным первичным учетным документам может быть расширен другими нормативными актами.
С учетом изложенного можно прийти к выводу, что оформление документов с использованием самостоятельно разработанных форм для учета труда и его оплаты может вызвать претензии со стороны проверяющих органов, поскольку в новой форме могут быть не учтены (не полностью учтены) требования трудового законодательства, предъявляемые к конкретному документу.
Например, личная карточка работника должна содержать графы, в которые необходимо вносить сведения о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225). В то же время данные сведения не входят в перечень, приведенный в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Таким образом, что касается составления документов по учету труда и его оплаты, то в настоящее время организациям целесообразнее использовать унифицированные формы, утвержденные Постановлением N 1(таблица 1). И, как уже отмечалось, применение данных унифицированных форм в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ необходимо утвердить либо отдельным приказом руководителя организации, либо приложением к учетной политике.
Таблица 1 - Перечень форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1)
Номер формы |
Наименование формы |
1. По учету кадров | |
Т-1 |
Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу |
Т-1а |
Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу |
Т-2 |
Личная карточка работника |
Т-3 |
Штатное расписание |
Т-5 |
Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу |
Т-5а |
Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу |
Т-6 |
Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику |
Т-6а |
Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам |
Т-7 |
График отпусков |
Т-8 |
Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником |
Т-8а |
Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работниками |
Т-11 |
Приказ (распоряжение) о поощрении работника |
Т-11а |
Приказ (распоряжение) о поощрении работников |
2. По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда | |
Т-12 |
Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы |
Т-13 |
Табель учета использования рабочего времени |
Т-49 |
Расчетно-платежная ведомость |
Т-51 |
Расчетная ведомость |
Т-53 |
Платежная ведомость |
Т-53а |
Журнал регистрации платежных ведомостей |
Т-54 |
Лицевой счет |
Т-54а |
Лицевой счет |
Т-60 |
Записка – расчет о предоставлении отпуска работнику |
Т-61 |
Записка – расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником |
Т-73 |
Акт о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы |
2.2. Дополнительные выплаты
Кроме вышеперечисленных
видов и систем оплаты труда
законодательством выделяются
- оплата по гражданско-правовым договорам;
- оплата труда совместителей;
- оплата труда работников, занятых на тяжелых и вредных работах;
- оплата сверхурочных работ;
- оплата труда в выходные и праздничные дни;
- доплата за работу в ночное время
- доплата за совмещение профессии или выполнение работ различной квалификации;
- надбавки;
- компенсации;
-оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей;
- оплата очередных отпусков;
- пособия по временной нетрудоспособности.
При заключении гражданско-правовых договоров снижается налоговая нагрузка на предприятие, так как с вознаграждений, которые выплачиваются по гражданско-правовым договорам, не нужно перечислять страховые взносы.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний» обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании только трудового договора (контракта), заключенного со страхователем. Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. А если такого условия в договоре нет, то обязанности по уплате взносов у работодателя не возникает.
С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Руководствуясь данным законом, если страхователь (работодатель) производит выплаты в пользу физических лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), то он не начисляет страховые взносы в Фонд обязательного социального страхования РФ (ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ). Кроме того, в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование не включаются суммы, направленные на возмещение расходов физического лица, понесенных в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера (подпункт «ж» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ).
Информация о работе Учет расчетов с персоналом по оплате труда и с депонентами