Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение системы учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами и поиск путей ее совершенствования.
Главными задачами данной работы являются:
рассмотрение основных форм расчетных взаимоотношений на предприятии;
рассмотрение основных нормативно-правовых документов, касающихся учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами;
изучение существующих проблем учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами и путей их решения;
знакомство с экономико-финансовой характеристикой ОАО «Витебский МЭЗ»;
При продаже гражданам товаров в кредит предприятие должно руководствоваться Инструкцией о порядке продажи товаров в кредит, принятой Приказом Министерства торговли РБ от 29 апреля 1996г. №36 (в редакции от 08.11.2007 №61) [16]
Расчеты по лизинговым платежам регулируются Инструкцией о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций от 30 апреля 2004 г. N 75 (в ред. от 30.09.2009 N 123, принятой Министерством финансов РБ.
Данная Инструкция устанавливает единый порядок отражения в бухгалтерском учете лизинговых операций для коммерческих и некоммерческих организаций (исключая банки, иные небанковские кредитно-финансовые организации, организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), и индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета. [12]
Исходя из данного перечня нормативно-правовых актов РБ можно сделать вывод о том, что нормативная база, регулирующая учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами является довольно обширной.
1.3 Документальное оформление
Расчеты организации всех форм собственности по своим обязательствам с другими хозяйствующими субъектами за полученные товарно-материальные ценности, услуги и работы производят, как правило, в безналичном порядке через учреждения банков.
На предприятиях могут использоваться следующие формы безналичных расчетов:
Платежные требования используются при расчетах через инкассо. Они
представляют собой расчетный документ, содержащий требование поставщика (грузоотправителя) и других получателей средств плательщику об уплате определенной суммы через банк.
Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента – получателя средств и на основании составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя. Требования оплачиваются с предварительным акцептом.
Сущность этой формы расчетов заключается в следующем. На основании отгрузочных документов грузоотправители выписывают платежные требования и сдают их в учреждения банка по месту обслуживания поставщика. Платежные требования представляются в банк вслед за отгрузкой продукции или в сроки, определенные в договоре. Платежное требование предъявляется в обслуживающий банк в трех экземплярах с приложением товарно-транспортных или заменяющих их документов при реестре, составляемом в двух экземплярах. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписывать документы для совершения операций по расчетному счету поставщика, оттиском печати, образцы которых представлены банку. Он остается в банке, а второй возвращается поставщику с распиской банка в приеме документов на инкассо.
Плательщик, получив копию платежного требования, дает согласие на его оплату или отказывается от оплаты.
При расчетах в порядке предварительного акцепта требование оплачивается на следующий день после истечения срока акцепта. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта в течение трех рабочих дней, не считая дня поступления требования в банк. Отказ может быть полный или частичный на основании мотивов, предусмотренных в договоре с поставщиком.
Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя. Платежными поручениями оформляются:
Поручения могут быть представлены в банк в течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается).
При перечислении средств двум и более получателям плательщик может представить в банк сводное поручение на бланке установленной формы. В одно сводное поручение включаются перечисления на счет получателей, обслуживаемых одним банком.
Поручения представляются в банк в трех экземплярах.
В случае осуществления платежа в режиме реального времени поручение представляется в банк в двух экземплярах.
При форме расчетов платежными требованиями-поручениями поставщик на отгруженную продукцию, работы, услуги выписывает платежное требование-поручение и пересылает его плательщику, минуя обслуживающий банк. Платежные требования-поручения в трех экземплярах вместе с отгрузочными документами направляются непосредственно покупателю (заказчику). Получив платежное требование-поручение, плательщик заполняет вторую часть – платежное поручение, поручив банку списать с его расчетного счета указанную сумму, поскольку поставщиком условия договора выполнены. Организация-плательщик сдает этот документ в свой банк для оплаты в трех экземплярах. Банк после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа.
Бухгалтерские записи по списанию и зачислению денежных средств на расчетный счет производятся на основании выписок банка.
Расчетный чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю либо о выдаче наличных денежных средств непосредственно чекодателю (владельцу счета). Он предназначен для безналичных расчетов физических лиц с юридическими лицами, включая предпринимателей – резидентов Республики Беларусь, за товары, а также для получения физическими лицами наличных денежных средств в системе банка чекодателя.
Расчетный чек может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического лица, либо за счет кредита. На имя одного лица по его просьбе может быть выдано несколько расчетных чеков.
Выдача расчетных чеков на имя организации или на предъявителя не производится.
Под банковскими пластиковыми картами понимаются карты национальных (международных) систем расчетов, использующих карты в качестве платежного средства, и частные банковские карты.
В соответствии со своими функциональными характеристиками карты подразделяются на:
Допускается совмещение функций кредитной и дебетовой карты по усмотрению банка-эмитента.
Карт-счет – специальный счет, на котором учитываются операции с использованием карты. Владелец карт-счета – это физическое или юридическое лицо (предприниматель), открывшее в банке карт-счет на основании Договора об использовании карты в качестве платежного средства. Держатель карты – это физическое лицо, имеющее право на основании заявления (доверенности) владельца карт-счета совершать операции с использованием карты. При этом ответственность за совершенные операции возлагается на владельца карт-счета.
Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (банк-эмитент) и плательщиком (приказодатель аккредитива), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (бенефициар) обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.
Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. При отсутствии указаний, какой аккредитив, он является безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара.
Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока указанную в нем сумму векселедержателю (владельцу векселя). Вексель – не только одна из форм расчетов, но и один из видов коммерческого кредита, поскольку оплата по векселю производится не сразу, а через определенное время, в течение которого сумма находится в распоряжении векселедателя.
Различают два вида векселей:
Векселя бывают простые и переводные. В простом векселе участвуют две стороны: векселедатель и векселедержатель. Переводной вексель выписывается поставщиком и содержит приказ векселедателя плательщику уплатить определенную сумму предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе, или тому, кого он укажет по истечении срока векселя. Переводной вексель должен быть акцептован плательщиком, и только в этом случае он приобретает юридическую силу.
2 Организация
учета расчетов с разными
2.1 Краткая
характеристика системы
В ОАО «Витебский МЭЗ» бухгалтерский учет занимает важное место. Учет ведется автоматизировано с помощью программы «1С: Бухгалтерия». Данная программа обеспечивает упрощение самого учета и его точность.
Организацией принят рабочий план счетов в соответствии с постановлением МФ РБ № 50 от 29.06.2011г. (Приложение А).
Учет внеоборотных активов. К основным средствам в соответствии с действующим законодательством относятся введенные в эксплуатацию внеоборотные активы, имеющие материально-вещественную форму, стоимость которых превышает 30 минимальных заработных плат. Начисление амортизации основных средств производится ежемесячно линейным способом в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина, Минстата и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009г. № 37/18/6 (с учетом дополнений и изменений). Начисление амортизации нематериальных активов производится линейным способом.
Обязательную переоценку основных средств проводится на основании Постановления Министерства Экономики РБ, Министерства Финансов РБ Министерство Статистики и анализа РБ, Министерства Архитектуры и Строительства РБ №199/139/185/34 от 20.11.2006г. «О порядке проведения переоценки основных средств, незавершенного строительством объектов, неустановленного оборудования.
Доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, включаются в состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности и отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы по инвестиционной деятельности".
Учет сырья и производственных запасов учитываются согласно Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 N 133; Инструкций по учету сырья и готовой продукции от 06.09.1979г. и Инструкции по планированию, учету затрат и исчислению себестоимости продукции (работ, услуг) в организациях масло-жировой отрасли утвержденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь №183/131 от 28.10.2005г.
В качестве запасов к бухгалтерскому учету принимаются активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и ((или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполненных работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства, выполнения услуг, или используемых для управленческих нужд организации.
Производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тару ,запасные части и агрегаты, и др.) учитываютя по цене приобретения, включая затраты на производство, хранение, транспортировку и др. расходы.
Списание сырья и материалов на производство производится по методу: средней себестоимости (счета 10/1 «Сырье и материалы», 10/2, 10/3).
Остальные материальные запасы списываются на производство с использованием метода по себестоимости каждой единицы материалов.
Учет расчетов, оценка и учет обязательств. Средства, полученные взаймы, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в размерах, подлежащих оплате.
Невостребованные в срок исковой давности суммы списывать в соответствии с законодательством Республики Беларусь на прочие доходы и расходы по текущей деятельности.
Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате в зависимости от целевого использования кредитов и займов отражаются по кредиту соответствующих субсчетов счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в дебет счетов:
- 07
и 08 - по объектам основных
средств и нематериальных
Информация о работе Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами