Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 07:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является :
- исследование вопросов формирования учетной политики, ее методологических и организационных аспектов.
- изучение порядка формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета;
- рассмотрение формирования учетной политики в обществе с ограниченной ответственностью;
- составление рекомендаций по совершенствованию учетной политики в ООО «ДЭУС».
Введение………………………………………………………………………..…...4
Глава 1. Понятие, сущность и основные принципы построения учетной политики ……………..………………………………………………………………………...7
1.1 Понятие и сущность учетной политики формирования ……......7
1.2 Документальное отражение учетной политики ………………..…10
1.3 Механизм формирования учетной политики организации………..12
1.4 Формирование учетной политики, назначение учетной политики организации, допущения и требования……………………………………..……..16
Глава 2. Организационные, методические и технические аспекты учетной политики ……………………………………………………………………………………..…24
2.1. Организационные аспекты учетной политики организации………………………………………………………………………….24
2.2. Методические аспекты учетной политики………………………….…27
2.3 Характеристика и анализ эффективности деятельности ООО "ДЭУС"
...............................................................................................................................34
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной и налоговой политики ООО «ДЭУС» ………………………………………………………………………………37
3.1 Ограничения по изменению учетной политики организации………..37
3.2. Пути улучшения развития ООО "ДЭУС"……………………...………..39
3.3 Рекомендации по дополнению к учетной политике………………….…41
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы………………
Это упростит ведение учета, в частности поможет избежать трудоемкого отражения временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02, позволит пользоваться на отдельных участках данными бухгалтерского учета при исчислении налога на прибыль.
Безусловно, не все методы учета в бухгалтерском учете и при исчислении налогов совпадают, однако в этом случае можно воспользоваться таким принципом бухгалтерского учета, как требование рациональности. Ведь ПБУ 1/98, закрепляющее основы составления бухгалтерской учетной политики, говорит о том, что учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. Поэтому если применение организацией метода учета, отличного от утвержденного в нормативных документах по бухгалтерскому учету, позволяет достоверно отразить ее имущественное положение и финансовые результаты, то применение такого метода допустимо.
Например, обосновав свой выбор требованием рациональности учетного процесса, можно нe включать в бухгалтерском учете в первоначальную стоимость приобретаемого имущества суммовые разницы, учитывая их в составе прочих расходов. Поскольку для целей налогообложения прибыли суммовые разницы включаются во внереализационные расходы5, это поможет сблизить бухгалтерскую и налоговую первоначальную стоимость приобретаемого имущества.
Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно из года в год.6 В то же время бухгалтерская учетная политика может изменяться, если:
При этом изменять учетную политику, применяемую для целей бухгалтерского учета, в течение года нельзя, поскольку должна обеспечиваться сопоставимость данных бухгалтерского учета. Любое изменение должно вводиться с 1 января ….года, следующего за годом утверждения этих изменений приказом (распоряжением) руководителя. 7To есть к процессу составления бухгалтерской учетной политики нa последующий год стоит подойти обстоятельно - в течение следующего года ничего поменять не удастся.
Обращаем внимание на то, что если бухгалтерская учетная политика на будущий год, будет изменена по сравнению с предыдущим, то на 1 января будущего года необходимо оценить в денежном выражении последствия изменений, которые оказали (или окажут) существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации. Результаты такой оценки отражаются следующим образом.
Применяется ретроспективный подход к учету изменений учетной политики, особенностью которого является то, что изменение показателей бухгалтерской отчетности, вызванное сменой учетной политики, осуществляется путем изменения данных бухгалтерской отчетности, а не путем осуществления записей по счетам бухгалтерского учета. При этом поскольку ни расходы, ни доходы нe могут быть признаны (счет прибылей и убытков нe затрагивается - он уже закрыт), то корректировка показателей доходов и расходов производится за счет нераспределенной прибыли организации. Меняются данные вступительного баланса на следующий год. Вступительный баланс формируется так, как будто бы с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида применялся измененный способ ведения бухгалтерского учета8.
Иными словами, данные вступительного баланса на 1 января будущего года по ряду статей не будут соответствовать данным заключительного баланса на 31 декабря предыдущего.
При этом в пояснительной записке к отчетности за будущий год надо будет указать:
Приведем пример. Организация в течение 2014г. нe создавала резерв по сомнительным долгам. Однако в связи с тем, что в 2014 г. размер задолженности, имеющей статус сомнительной, был довольно велик, организация приняла решение с 1 января 2015 г. создавать такой резерв, что и зафиксировала в учетной политике на 2015 г. В этом случае ей надо пересчитать данные бухгалтерского учета за 2014 г. исходя из предположения, что в 2014 г. указанный резерв создавался, а долги, срок исковой давности по которым истек, и прочие нереальные для взыскания долги списывались за счет такого резерва. Исходя из результатов пересчета нужно изменить вступительное сальдо бухгалтерского баланса на 1 января 2015 г. To есть скорректируются, а именно уменьшатся показатели строки 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)» и подстроки «в том числе покупатели и заказчики» баланса на 1 января 2015 г. Кроме того, произойдет изменение (уменьшение) вступительного остатка показателя нераспределенной прибыли прошлых периодов в пассиве баланса (строка 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»). Уменьшится показатель строки «Прибыль (убыток) прошлых лет за аналогичный период предыдущего года» справочной таблицы «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках» за 2015 г. Также необходимо будет отразить уменьшение нераспределенной прибыли, произошедшее вследствие изменений в учетной политике, в разд. I «Изменения капитала» формы №3 «Отчет об изменениях капитала» за 2015 г.
В пояснительной записке к отчетности за 2014 г. надо указать, что с 1 января 2015 г. будет создаваться резерв по сомнительным долгам. В пояснительную записку к отчетности за 2015 г. (включая промежуточную отчётность) необходимо включить положение о том, что в 2015 г. организация стала создавать резерв, и указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за 2015 г. соответствующие данные 2014 г. скорректированы необходимым образом.
Проведение таких корректировок необходимо для того, чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли сравнивать показатели отчетности за текущий и предыдущие годы в сопоставимых показателях.
He проводить оценку последствий изменений учётной политики можно только в том случае, если такая оценка в денежном выражении не может быть произведена с достаточной точностью. В этом случае надо лишь раскрыть в пояснительной записке этот факт. И со следующего года к новым операциям применять новый метод учета.
Таким образом, видно, что изменение какого-либо способа ведения учета приводит к необходимости проведения дополнительных трудоемких расчетов, которые нужны для формирования показателей вступительного баланса нового отчетного года. Поэтому любое изменение учетной политики должно быть обоснованным.9
Что же будет, если проигнорировать требования ПБУ 1/98 об отражении последствий изменения учетной политики и, главное, не обосновать, почему раскрытие такой информации не приводится. В теории при искажении какойлибо строки отчетности нe менее чем на 10% может быть применена административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выражающаяся в наложении штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.10 Кроме того, такая отчетность может быть признана недостоверной при аудиторской проверке, что может привести к отказу в выдаче организации положительного аудиторского заключения.
Учетную политику для целей налогообложения можно поменять вследствие изменения законодательства либо выработки налогоплательщиком более удобной схемы исчисления и уплаты налогов. 11При этом требования раскрывать последствия таких изменений каким-либо образом в налоговом учете нет.
В общем случае изменять учетную политику, применяемую для целей налогообложения, в течение года нельзя. Любое изменение должно вводиться с I января года, следующего за годом утверждения этих изменений приказом (распоряжением) руководителя.
Вместе с тем Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность внесения изменений в учетную политику в отношении налога на прибыль при изменении налогового законодательства. Такие изменения должны вноситься нe ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законодательства. Иными словами, если законодатель изменит порядок исчисления налога задним числом с начала текущего налогового периода, допускается изменить учетную политику в середине года, произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из новых способов учета с начала года, и представить необходимые уточненные декларации. Однако это право, а не обязанность налогоплательщика.
Стоит обратить внимание: если у организации в течение года возникнут в деятельности какие-либо принципиально новые операции либо операции, которые просто отличны по существу от операций, имевших место ранее, и в отношении этих операций не будет закреплен в учетной политике способ их учета, то в учетную политику можно будет внести дополнения и в течение отчетного года. Это нe будет являться изменением учетной политики. Например, если организация, ранее не осуществлявшая торговлю, стала ею заниматься, то она вправе определить способ учета (оценки) товаров в бухгалтерском учете и для целей налогообложения и закрепить его в дополнениях к учетной политике в середине года. Применяться эти дополнения должны сразу после утверждения.
В связи с этим при первоначальном формировании учетной политики (бухгалтерской и налоговой) нe следует пытаться описать сразу все возможные операции. Наиболее удобным является вариант включения в учетную политику только тех положений, которые касаются учета уже существующих операций, имущества и т. д. Если в течение года у организации появятся какие-либо новые операции, вариант учета которых надо урегулировать учетной политикой, организация сможет дополнить учетную политику необходимыми положениями , уже более обдуманными, подходящими ей в конкретной ситуации. При этом это будут именно дополнения, а не изменения, то есть их можно будет внести в учетную политику в любой момент.
Срок утверждения бухгалтерской и налоговой учетной политики на последующий год - до 1 января данного года. Конечно же, ничего страшного нe случится, если учетная политика буде т составлена чуть позже. Главное чтобы все указанные в ней способы ведения учета и исчисления налогов применялись именно с 1 января этого года. Кроме того, приказ, утверждающий учетную политику, должен быть датирован нe позднее 31 декабря предыдущего.
Вывод по Главе 1
Учетная
политика, как составная часть
финансовой политики
Самое главное, что должно быть определено в учетной политике, - это во-первых, варианты учета того или иного объекта (группы объектов), выбранные из нескольких допускаемых в бухгалтерском учете вариантов, во-вторых, самостоятельно разработанные способы учета при отсутствии нормативного регулирования конкретного вопроса.
Таким образом, целью учетной политики является, во-первых, формирование единообразного подхода к отражению операций в бухгалтерском и налоговом учете, а во-вторых, закрепление своего выбора в качестве дополнительных аргументов в споре с налоговыми органами, если последние посчитают что организация какой-либо показатель посчитала (отразила) неверно. Если выбранный способ учета закреплен в учетной политике, не организации, а налоговому органу придется доказывать в суде то, что он неправомерен.
Глава 2. Организационные, методические и технические аспекты учетной политики.
2.1 Организационные аспекты учетной политики организации.
Учетная политика подлежит оформлению
соответствующим организационно-
Наличие элементов организационного характера является обязательным. Приказ об учетной политике должен предусматривать ряд внутренних положений, оформляемых в виде приложений к данному приказу и регламентирующих вопросы организации и ведения учетной работы.
Организация учетной работы.
Определяя учетную политику в части организации работы бухгалтерии, организация решает следующие вопросы:
Основным документом, регулирующим организацию учетной работы организации является Положение о бухгалтерской службе, которое определяет место и роль различных групп учета в структуре бухгалтерского учета.
Выбор организационной формы учета определяется, главным образом, объемами учетной работы и налоговых расчетов. Например, в составе бухгалтерской службы руководитель может ввести в штат должность бухгалтера по налоговым расчетам (группу налогового учета) или утвердить службу налогового учета как самостоятельное структурное подразделение.