Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение системы учета затрат в локомотивном депо Гомель, разработка предложений по совершенствованию учёта затрат с целью эффективности учёта, анализ затрат, а также выработка путей снижения эксплуатационных расходов.
Введение 6
1 Эксплуатационные расходы железной дороги 8
1.1 Затраты организации, их сущность и состав 8
1.2 Методы учёта затрат 14
1.3 Задачи учёта и анализа эксплуатационных расходов 16
1.4 Краткая правовая и экономическая характеристика локомотивного депо
Гомель 16
2 Организация учёта эксплуатационных расходов 16
2.1 Особенности транспортного производства, влияющие на учёт 16
2.2 Организация аналитического учёта эксплуатационных расходов 16
2.3 Организация синтетического учёта эксплуатационных расходов 16
2.4 Совершенствование учёта эксплуатационных расходов локомотивном
депо Гомель 16
3 Эксплуатационные расходы локомотивного депо Гомель 16
3.1 Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов 16
3.2 Факторный анализ эксплуатационных расходов 16
3.3 Основные направления снижения эксплуатационных расходов 16
Заключение 16
Список использованных источников 16
Основная деятельность железной дороги включает эксплуатационную и подсобно-вспомогательную, поэтому в составе затрат железной дороги (и ее структурных подразделений), выделяют две группы:
Заметное снижение объемов перевозок грузов и пассажиров в последнее десятилетие предопределило выполнение организациями железной дороги других видов деятельности, часто не связанных с перевозочным процессом. Но, тем не менее, основной функцией железной дороги является обеспечение потребности экономики и населения в перевозках и связанных с ними работах и услугах, безопасности движения транспортных средств, охраны окружающей среды, формирование рынка транспортных работ и услуг.
Эксплуатационными расходами называются текущие расходы железной дороги, связанные с осуществлением перевозочного процесса (перевозка грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты). Так, например, к эксплуатационным расходам дистанции пути относятся затраты на обслуживание, текущее содержание и ремонт основных средств путевого хозяйства (железнодорожный путь, включая полосу отвода), а также на замену изношенного инструмента, инвентаря и оборудования.
Важнейшая роль в управлении текущими затратами принадлежит планированию. Планирование – непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Планирование связано с решением проблем будущего и использует методы выбора альтернативных решений.
План эксплуатационных расходов разрабатывается с учётом намечаемого технического перевооружения производства, улучшение использования подвижного состава и других технических средств, применения ресурсосберегающих технологий, использования резервов сокращения затрат труда, экономии энергии, топлива и материалов, а также ликвидации непроизводительных расходов и потерь.
Планы (прогнозы) расходов должны предусматривать снижение затрат на единицу перевозок (работ, услуг), прежде всего за счет:
Для достижения этих целей планирование и учет расходов железной дороги осуществляется по единой Номенклатуре расходов по основной деятельности Белорусской железной дороги.
Расходы по основной деятельности железной дороги в Номенклатуре в зависимости от отношения к производственному процессу делятся на основные, непосредственно вызываемые процессом перевозок, и общехозяйственные, т. е. расходы по обслуживанию производства и управлению. Основные расходы, в свою очередь, подразделяются на основные прямые, специфические для каждого отраслевого хозяйства, и расходы основные общие для всех отраслевых хозяйств.
В зависимости от конкретных целей и задач по управлению хозяйственной деятельностью железной дороги эксплуатационные расходы могут быть различным образом сгруппированы. Для целей бухгалтерского учета затрат и расчета себестоимости перевозок эксплуатационные расходы группируются по пяти основным признакам. Классификация эксплуатационных расходов представлена на рисунке 1.1.
Рисунок
1.1 – Классификация
Итак, по отношению к перевозочному процессу расходы делятся на основные производственные и общехозяйственные.
К основным производственным относятся затраты, непосредственно связанные с перевозочным процессом.
В составе основных производственных расходов железной дороги выделяются основные специфические расходы и общие для всех хозяйств.
К основным, специфическим для определенного хозяйства, затратам относят расходы на топливо и энергию для тяги поездов, локомотивов, их амортизацию (локомотивное хозяйство), ремонт вагонов (вагонное хозяйство), текущее содержание и амортизацию верхнего строения пути (хозяйство пути), содержание и амортизацию контактной сети, тяговых подстанций (хозяйство электрификации и электроснабжения) и т.д.
К каждой отрасли хозяйства относятся свои организации, которые имеют специфические основные производственные расходы, присущие только данной отрасли.
К основным расходам, общим для всех хозяйств, относят: расходы по дополнительной заработной плате; отчисления на социальные нужды производственного персонала; скидки со стоимости форменной одежды; командировки производственного персонала, не относящегося к аппарату управления; расходы на технику безопасности и производственную санитарию; обслуживание и текущий ремонт производственных зданий, сооружений, инвентаря и другие расходы.
Общехозяйственные расходы – это расходы, которые связаны с организацией и управлением перевозками. Отличительной особенностью данной группы расходов является то, что они относятся ко всему перевозочному процессу или выпуску всей продукции (работ, услуг), создаваемой в организации, и при расчете себестоимости отдельных видов перевозок или продукции (работ, услуг) они распределяются расчетным путем.
Общехозяйственные расходы подразделяются на общехозяйственные расходы без затрат по содержанию аппарата управления и расходы по содержанию аппарата управления.
К общехозяйственным расходам без расходов по содержанию аппарата управления относят затраты по содержанию персонала не относящегося к аппарату управления (затраты на оплату труда персонала производственных участков, цехов и других специалистов, освобожденных бригадиров); обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизации основных средств общехозяйственного назначения; платежам по кредитам банков; изобретательству и рационализации; подготовке кадров; содержанию военизированной, пожарной и сторожевой охраны; общеотраслевым расходам; налогам и сборам; непроизводительным расходам (потери от простоев по внутрипроизводственным причинам, ликвидация последствий аварий, крушений и брака в работе, вызванного нарушением правил технической эксплуатации, прочие).
К расходам по содержанию аппарата управления относят затраты на оплату труда, командировки, затраты по оплате счетов за работы по автоматизированной обработке учетно-отчетной документации для аппарата управления и прочие.
По второму классификационному признаку ''в зависимости от изменения объема перевозок'' расходы делятся на переменные (зависящие) и условно-постоянные (независящие).
Переменными (зависящими) называются такие расходы, которые при изменении объема перевозок изменяются прямо пропорционально его изменению. На железной дороге к зависящим относят расходы, связанные с работой локомотивов в поездах, осмотром и текущим ремонтом вагонов, приемом и выдачей грузов, продажей пассажирских билетов и др.
К условно-постоянным (независящим) относятся расходы, которые при изменении объема перевозок не изменяются: расходы по текущему содержанию пути, зданий, искусственных сооружений, общехозяйственные расходы и др.
Для расчета себестоимости отдельных видов перевозок (цели калькуляции) эксплуатационные затраты дороги делятся на прямые и косвенные.
Прямые расходы – это расходы, которые можно увязать с осуществлением конкретного вида перевозок (продукции, работ, услуг) и поэтому непосредственно (прямым способом, без дополнительных расчетов) относимые на тот или иной вид перевозок или работы. Так, при составлении калькуляции себестоимости пассажирских перевозок все расходы пассажирского хозяйства (пассажирских станций и вагонных участков) полностью относят на пассажирские перевозки. Они являются прямыми расходами по отношению к пассажирским перевозкам. Все расходы хозяйства грузовой и коммерческой работы, затраты хозяйства перевозок по маневровой работе, приему и отправлению поездов на грузовых и сортировочных станциях, сопровождению поездов кондукторскими бригадами полностью относят на грузовые перевозки. Это прямые расходы по отношению к грузовым перевозкам. Имеется ряд прямых расходов по локомотивному, вагонному и другим хозяйствам.
Косвенные расходы – это расходы, которые нельзя увязать с выпуском конкретного вида перевозок или продукции (работ, услуг), и при расчете себестоимости перевозок они должны быть распределены косвенным путем (в результате дополнительных расчетов). Например, по железной дороге и отделениям дороги большинство расходов хозяйств пути, сигнализации, связи и вычислительной техники, все расходы хозяйства электрификации и электроснабжения, затраты по содержанию восстановительных поездов и другие не могут быть отнесены только на грузовые или только на пассажирские перевозки, так как эти хозяйства обслуживают и грузовое, и пассажирское движение. По аналогии часть расходов не может быть отнесена только на электровозную или только на тепловозную тягу, а также только на прямое или только на местное сообщение по грузовым перевозкам и только на дальнее или только на пригородное сообщение по пассажирским перевозкам.
Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определить, что и в каком объёме расходует предприятие на производство продукции (работ, услуг). Все эксплуатационные расходы железной дороги группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
Эксплуатационные расходы железной дороги планируются и учитываются в соответствии с номенклатурой расходов основной деятельности, представляющей собой перечень статей расходов по определённой схеме. В соответствии с номенклатурой учёт и планирование расходов железной дороги и её подразделений ведутся по двум видам деятельности: эксплуатационной (перевозки) и подсобно-вспомогательной.
Таковы основные теоретические аспекты, необходимые для понимания сущности такой категории, как затраты на производство.
Классификация
эксплуатационных расходов помогает глубже
изучить состав и характер затрат, усилить
в процессе производства контроль за их
формированием, применить единообразные
экономически обоснованные способы группировки
расходов в планировании, учёте и калькулировании.
В рыночной экономике уровень цен на продукцию, работы, услуги определяется спросом и предложением или устанавливается централизовано государством, что делает издержки производства наиболее существенным объектом учёта. Контроль за издержками производства становится центральным звеном бухгалтерской работы. Активно вмешиваясь в образование затрат, он ведёт к снижению издержек производства и тем самым к росту прибыли.
Контроль за издержками производства предполагает организацию учёта затрат по центрам ответственности.
Центр ответственности определяется как подразделение предприятия или отдел, руководитель которого наделён соответствующими правами и несёт ответственность за результаты работы этого подразделения (отдела). При формировании затрат на производство центрами ответственности являются цех, производственный участок, бригада и отдел, материальный склад и др. В этих центрах накапливается информация о производственных затратах, на основании которой должностные лица могут оценить, на сколько рационально использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Такое распределение издержек производства по организационным единицам и ответственным исполнителям цехов, участков повышает ответственность персонала предприятия за уровень затрат.
Информация о работе Учёт и анализ эксплуатационных расходов локомотивного депо