Учёт основных средств и его совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение и совершенствование бухгалтерского учета основных средств.
Таким образом, в связи с вышесказанным главными задачами учета основных средств являются следующие:
правильное и своевременное отражение поступления, выбытия и перемещения основных средств;
контроль за их наличием и сохранностью в местах эксплуатации;
выявление неиспользуемых, лишних объектов основных средств;

Содержание

Введение
1. Обзор литературы……………………………………………………………5
2. Экономико-финансовая характеристика организации…………………..12
3. Экономическое содержание основных средств, их классификация и задачи учёта…………………………………………23
4. Учёт основных средств и его совершенствование.
4.1. Оценка и переоценка основных средств……………………………….26
4.2. Документальное оформление операций по движению основных средств…………………………………………………………31
4.3. Синтетический и аналитический учёт основных средств. Учёт поступления основных средств………………………………………….35
4.4. Учёт выбытия основных средств……………………………………….40
4.5. Инвентаризация основных средств и отражение её результатов в учёте……………………………………………………….42
4.6. Отчётность о движении основных средств…………………………….46
4.7. Учёт основных средств при автоматизированной форме учёта…….48
Заключение.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основные средства.docx

— 93.24 Кб (Скачать файл)

Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату совершения хозяйственной операции. Датой совершения хозяйственной операции считается дата таможенного оформления, а при его отсутствии – дата оприходования на склад. При этом могут возникать курсовые разницы.

Поскольку объекты основных средств служат продолжительное время, их первоначальная оценка отклоняется от расходов на строительство и приобретение аналогичных объектов в современных условиях. Это отклонение в условиях и стоимости воспроизводства объектов основных средств преодолевается введением их восстановительной оценки, то есть перерасчетом первоначальной стоимости на стоимость воспроизводства объектов в современных условиях. Замена первоначальной стоимости на восстановительную производится путем переоценки основных средств не чаще 1 раза в год.

Переоценка основных средств в Республике Беларусь производится более 10 лет на основании ежегодных постановлений Совета Министров Республики Беларусь. Она производится в целях создания экономически обоснованных условий для воспроизводства основных средств и осуществления инвестиционной деятельности, определения реальной стоимости  и обеспечении единства в проведении переоценки основных средств. В соответствии с Инструкцией о порядке переоценки основных средств определено, что целью переоценки основных средств является приведение их балансовой стоимости в соответствие со складывающимся уровнем цен.

Восстановленная стоимость основных средств, установленная при переоценке, считается первоначальной стоимостью после ее отражения одним из следующих методов:

1) методом  прямого пересчета стоимости (метод  прямой оценки) отдельных объектов  в цены, сложившиеся на 1 января  года, следующего за отчетным, на  новые объекты (аналогичные оцениваемым), подтвержденные организацией документально, самостоятельно осуществляющей  переоценку. Переоценка основных  средств организации может производится  с привлечением оценщика.

2) методом  индексации первоначальной стоимости (индексный метод) отдельных объектов  с применением коэффициентов  изменения стоимости основных  средств по состоянию на 1 января, дифференцированных по группам  основных средств, периодам принятия  основных средств к бухгалтерскому  учету.

В СПК «Коссово» применяют индексный метод переоценки основных средств (так как услуги оценщиков довольно дорогостоящие). В результате ежегодной переоценки основных средств происходит искажение реальной стоимости активов и пассивов организаций и создается иллюзия улучшения их финансового состояния.

В процессе эксплуатации основные средства теряют свои первоначальные качества, то есть физически и морально изнашиваются. Соответственно, их стоимость по мере износа уменьшается на его величину. Отсюда вытекает оценка объектов основных средств по остаточной стоимости, которая определяется путем вычитания из первоначальной или восстановительной стоимости начисленной амортизации. Следовательно, остаточная стоимость основных средств в учете не отражается, а определяется расчетным путем.

Для начисления амортизации используется амортизируемая стоимость, от величины которой рассчитываются амортизационные отчисления.

Таким образом, основные средства имеют три вида оценок: первоначальную, восстановительную и остаточную.

Для оценки основных средств могут также использоваться:

- страховая  стоимость – величина страховой  оценки объектов основных средств, подверженных риску повреждения  или утраты; определяется на основании  договора страхования имущества;

- ликвидационная  стоимость – стоимость продажи  объектов основных средств при  банкротстве или ликвидации организации; определяется на основании аукциона, открытой распродажи имущества;

- налогооблагаемая  стоимость – стоимость основных  средств, определяемая для целей  налогообложения;

- инвестиционная  стоимость – стоимость собственности  для конкретного инвестора при  определенных целях инвестирования.

Для оперативного руководства хозяйством, оценки результатов деятельности, изыскания неиспользованных резервов роста производства и повышения его экономической эффективности составляется отчетность. Данные по основным средствам отражаются в месячной и квартальной отчетности в составе Баланса предприятия в разделе 1 «Внеоборотные активы». Более полные данные о наличии и движении основных средств содержатся в годовом статистическом отчете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Документальное оформление  движения основных средств

В сельскохозяйственные организации основные средства поступают в результате капитальных вложений, приобретение за плату у других организаций и лиц, формирования основного стада, выращивания многолетних насаждений, в порядке безвозмездного получения от других организаций, субсидирования правительственным органом, оприходования излишков основных средств, выявленных инвентаризацией; получения от других подразделений своей организации (внутреннее перемещение). Увеличение основных средств по стоимости происходит также в результате их дооценки.

На СПК «Коссово» можно выделить следующие возможные направления вложений во внеоборотные активы:

  • приобретение объектов основных средств у поставщиков;
  • строительство объектов основных средств;
  • закупка взрослого скота у населения и поставщиков;
  • выращивание животных в хозяйстве и перевод их в основное стадо;
  • получение от других организаций и лиц безвозмездно;
  • обмена на другое имущество;
  • субсидий правительственного органа;
  • внесение учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации (по договоренности сторон) и др.

Каждое поступление или перемещение основных средств должно быть документально оформлено, оприходовано и закреплено за определенными лицами.

Приобретаемые основные средства оплачиваются на основании договоров и счетов-фактур. Представитель хозяйства получает основные средства у поставщиков по доверенности. В хозяйстве сверяют наличие поступивших объектов с сопроводительными транспортными документами. В случае расхождения фактических данных с данными сопроводительных документов или обнаружения повреждений составляют коммерческий акт, на основании которого выставляется претензия поставщику (транспортной организации). Оприходование средств от поставщиков производится на основании товарных, товарно-транспортных накладных, а также актов приемки-передачи основных средств.

В соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 мая 2001г. №53 «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2» и инструкций по их заполнению, товарно-транспортная накладная является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы.

Товарно-транспортные накладные служат основанием для списания ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

ТТН выписывается грузоотправителем в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах: первый, третий, четвертый, заверенные подписями и печатью грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю (экспедитору), первый сдается водителем грузополучателю и предназначен для оприходования ТМЦ у получателя груза; второй остается у грузоотправителя  и предназначен для списания ТМЦ; третий, четвертый, заверенные подписями и печатями обоих сторон, сдаются перевозчику; третий, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры ТТН.

Ввод в эксплуатацию основных средств и принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету, согласно Положению по бухгалтерскому учету основных средств №118(в редакции Постановления от 26 декабря 2003 года №183) и Инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств №127, осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма №ОС-1)(приложение 5), который составляется комиссией, назначаемой руководителем, в одном экземпляре. В акте записывается подробная характеристика объекта, источник приобретения (возведения), год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, соответствие техническим условиям, заключение комиссии. Указывается также, кто принял и кто сдал и необходимые сведения для начисления амортизации по нему. Данный акт составляется на каждый отдельный объект основных средств. Составление общего акта на несколько принимаемых объектов основных средств допускается лишь для хозяйственного инвентаря, инструмента и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и принимаются одновременно. Полностью оформленный акт вместе с приложенной технической документацией (паспорт, спецификация, комплектовочная ведомость и др.) передается на утверждение руководителю предприятия, а затем в бухгалтерию, которая согласно этим документам открывает соответствующую инвентарную карточку и отражает оприходованный объект в регистрах синтетического учета.

На СПК «Коссово» ввод в эксплуатацию объектов основных средств оформляется на основании акта (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма №ОС-1)(приложение 5).

Оприходование построенных хозяйственным и подрядным способами объектов производится на основании актов, составленных  приемочной комиссией. Данный акт составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами приемочной комиссии, а затем утверждается руководителем.

Перевод в основное стадо молодняка продуктивного и рабочего скота оформляют актом на перевод животных. Акт составляет руководитель подразделения совместно с зоотехником хозяйства в день перевода животных в основное стадо в двух экземплярах. Акт также подписывает лицо, передающее животное, и лицо, принимающее его на ответственное хранение и обслуживание. В сроки, определенные планом документооборота, акт представляется в бухгалтерию.

Купленный взрослый скот приходуют от поставщиков также как и другие основные средства. При этом на поступающий племенной скот должны быть оформлены племенные свидетельства.

Постановка на учет многолетних насаждений производится в два этапа и оформляется актом приема-передачи многолетних насаждений и ввода их в эксплуатацию (форма №ОС-1к). Данная форма используется как для учета вновь посаженных плодовых садов, так и при сдачи их в эксплуатацию в результате достижения эксплуатационного срока (пять лет). На плодовые сады, заложенные силами самого хозяйства, акт составляется в одном экземпляре. Если закладку сада производит специализированная организация, акт оформляется в двух экземплярах. Подготовку акта производит комиссия, назначенная руководителем хозяйства.

По таким каналам поступления основных средств как получение безвозмездно, внесение от учредителей, субсидий правительственного органа, обмена на другое имущество за отчетный период в СПК «Коссово» не совершалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Синтетический и аналитический учет основных средств и его совершенствование. Учет поступления основных средств

Аналитический учет основных средств, принадлежащих организации, ведется в разрезе отдельных инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается отдельный предмет (комплекс предметов), предназначенный для выполнения определенных функций (например, инвентарными объектами основных средств являются здания, станки с приспособлениями и принадлежностями и т.д.). Каждому инвентарному объекту в СПК «Коссово» присваивается отдельный инвентарный номер в целях правильной организации учета и обеспечения контроля за их сохранностью независимо от того, находится ли объект в запасе или эксплуатации.

Инвентарные номера в организации указывают во всех документах и учетных регистрах, где отражается движение объектов основных средств. Они присваиваются объектам на весь период нахождения в организации. При выбытии объектов освободившиеся инвентарные номера, во избежание путаницы в учете, другим объектам не присваиваются.

Аналитический пообъектный учет основных средств в СПК «Коссово» ведется бухгалтерией организации в инвентарных карточках учета основных средств (форма №ОС-6), (Приложение 4). На каждый объект заполняют отдельную инвентарную карточку в одном экземпляре на весь период эксплуатации объекта.

Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, в этой же карточке приводится перечень таких частей. При одновременном поступлении нескольких одинаковых объектов допускается открытие одной групповой инвентарной карточки с указанием в ней инвентарных номеров, присвоенных каждому объекту.

Заполнение инвентарных карточек производится на основе первичной документации: актов  приемки-передачи объектов основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, изготовление, перемещение и выбытие объектов основных средств. В инвентарных карточках   приводятся основные данные по объекту: наименование объекта, его инвентарный номер, первоначальная стоимость, способ начисления амортизации, срок полезного использования и другие данные, характеризующие объект. Инвентарные карточки в организации составляют в 1 экземпляре и хранят в бухгалтерии.

Для учета всех видов многолетних насаждений в СПК «Коссово» применяется инвентарная карточка учета многолетних насаждений. Карточки открываются на каждый вид насаждений по их местонахождению в одном экземпляре. Ведутся карточки в бухгалтерии организации. После сдачи насаждений в эксплуатацию в карточке проставляется шифр нормативного срока службы, нормативный срок службы, срок полезного использования; рассчитывается норма амортизации. Техническая документация, относящаяся к инвентарному объекту, может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке.

Информация о работе Учёт основных средств и его совершенствование