Учёт основных средств и его совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение и совершенствование бухгалтерского учета основных средств.
Таким образом, в связи с вышесказанным главными задачами учета основных средств являются следующие:
правильное и своевременное отражение поступления, выбытия и перемещения основных средств;
контроль за их наличием и сохранностью в местах эксплуатации;
выявление неиспользуемых, лишних объектов основных средств;

Содержание

Введение
1. Обзор литературы……………………………………………………………5
2. Экономико-финансовая характеристика организации…………………..12
3. Экономическое содержание основных средств, их классификация и задачи учёта…………………………………………23
4. Учёт основных средств и его совершенствование.
4.1. Оценка и переоценка основных средств……………………………….26
4.2. Документальное оформление операций по движению основных средств…………………………………………………………31
4.3. Синтетический и аналитический учёт основных средств. Учёт поступления основных средств………………………………………….35
4.4. Учёт выбытия основных средств……………………………………….40
4.5. Инвентаризация основных средств и отражение её результатов в учёте……………………………………………………….42
4.6. Отчётность о движении основных средств…………………………….46
4.7. Учёт основных средств при автоматизированной форме учёта…….48
Заключение.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основные средства.docx

— 93.24 Кб (Скачать файл)

Все основные средства, находящиеся в эксплуатации, в организации закрепляются за материально ответственными лицами, бригадами, фермами и другими подразделениями. Закрепление основных средств производится в инвентаризационных описях основных средств.

Заполненные инвентарные  карточки регистрируют в описях инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-10п). Описи инвентарных карточек ведут в бухгалтерии в одном экземпляре по классификационным группам объектов основных средств с подразделением внутри групп – по местам нахождения и видам объектов. При перемещении объектов внутри организации, ремонте в инвентарных карточках делаются соответствующие отметки. При выбытии учитываемого объекта основных средств делают отметку в описи, а соответствующая карточка изымается и помещается в отдельную ячейку картотеки.

В СПК «Коссово» регистрация инвентарных карточек в описях карточек по учету основных средств не производится, что можно отметить, как один из недостатков в учете основных средств. Поэтому в качестве совершенствования можно предложить осуществлять регистрацию инвентарных карточек.

Для синтетического учета основных средств в плане счетов предназначен счет 01 «Основные средства». Данный счет по структуре и назначению – основной, инвентарный; по отношению к балансу – активный. Он предназначен для обобщения данных о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в аренду. По дебету счета отражают остаток основных средств на начало отчетного периода,  их поступление, увеличение стоимости (при переоценке), а по кредиту – выбытие.

Основные средства учитываются на счете 01 «Основные средства» по первоначальной (восстановительной) стоимости. В разрезе счета 01 «Основные средства» в организации СПК «Коссово» открыты  субсчета и аналитические счета:

01-1 «Основные средства  предпринимательской деятельности».

01-2 «Основные средства, не используемые в предпринимательской  деятельности».

01-3 «Скот рабочий и  продуктивный».

01-4 «Многолетние насаждения».

01-5 «Земельные участки».

01-6 «Объекты природопользования».

01-7 «Инвентарь и хозяйственные  принадлежности».

01-8 «Основные средства, полученные по лизингу и в  аренду».

01-9 «Прочие объекты основных  средств».

01-10 «Выбытие основных  средств».

На счете 01 «Основные средства» не отражается информация о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, предоставляемые организацией во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. Для учета такого имущества, сдаваемого  в аренду, в лизинг, на прокат и т.д., предназначен счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Одним из наиболее распространенных способов приобретения организациями основных средств в настоящее время является аренда (лизинг).

Арендные отношения могут принимать различные формы, прежде всего в зависимости от сроков аренды и условий, на которых она предоставляется. В зависимости от сроков договоров различают краткосрочную (до пяти лет без права выкупа) и долгосрочную (свыше пяти лет или до пяти лет с правом выкупа) аренду. Краткосрочная аренда предполагает сдачу арендодателем своего имущества на определенный срок арендатору с обязательным возвратом арендованного имущества арендодателю. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения имуществом.

К долгосрочно арендованным основным средствам относят объекты, договор аренды (или дополнительное соглашение) по которым предусматривает переход их в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены.

На условиях текущей аренды сдаются отдельные объекты основных средств, жилые и производственные помещения и другие виды. В этом случае собственником имущества является арендодатель, а продукции и доходов, полученных при использовании основных средств, - арендатор. Причем взаимоотношения арендодателя с арендатором регулируются договором. В нем оговариваются состав и стоимость передаваемых в аренду объектов основных средств, размер арендной платы, обязанности сторон по выполнению договорных условий. По окончании срока аренды средства возвращаются арендодателю.

Передача объектов основных средств в аренду оформляется двухсторонним актом приемки – передачи основных средств (форма ОС-1). На основании акта приемки – передачи основных средств (Приложение 5) в аренду арендодатель делает отметку в инвентарных карточках формы №ОС – 6, ОС – 6а, ОС – 6б.

 Так как СПК «Коссово» является убыточной организацией, то он приобретает объекты основных средств в большей степени на условиях долгосрочной аренды.

Таким образом, в условиях сложившегося в стране экономического кризиса и в связи с убыточностью многих предприятий, одним из самых выгодных путей приобретения объектов основных средств является приобретение на условиях долгосрочной аренды, так как организации не нужно сразу выплачивать продавцу основных средств их полную стоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4  Учет выбытия основных средств

Стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского баланса. Выбытие объекта имеет место в случаях физического износа, продажи, безвозмездной передачи, частичной или полной ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, обусловливающих невозможность дальнейшего использования или нецелесообразность восстановления объекта, и в других случаях, установленных законодательством.

Доходы и расходы от выбытия объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в качестве операционных или внереализационных в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются в бухгалтерском учете по ценам возможного использования.

Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета реализации и прочего выбытия основных средств.

Для учета выбытия объектов основных средств (продажа, списание, ликвидация, безвозмездная передача и др.) к счету 01 «Основные средства»  в СПК «Коссово» открыт субсчет 11 «Выбытие основных средств».

В дебет этого субсчета переносится первоначальная (восстановительная) стоимость выбывшего объекта основных средств, а в кредит – сумма начисленной за весь период эксплуатации амортизации (с дебета счета 02 «Амортизация основных средств»). Остаточная стоимость объекта списывается с кредита счета 01 «Основные средства» субсчета 11 «Выбытие основных средств» в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы», при безвозмездной передаче – в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Организация не применят субсчет 11 «Выбытие основных средств», если списываются основные средства, по которым амортизация не начисляется. В этом случае стоимость выбывшего объекта основных средств списывается с кредита счета 01 (первоначальная стоимость) в дебет счета 91. Расходы и доходы, связанные с выбытием объектов основных средств, отражается на счете 91.

Результаты от выбытия объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету (кредиту) счетов 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 99 «Прибыли и убытки» в том отчетном периоде, к которому они относятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5. Инвентаризация основных средств  и отражение её результатов  в учёте.

Для обеспечения действительности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию основных средств.

Инвентаризация основных средств – периодическая проверка наличия и состояния объектов основных средств, имеющая целью выявление фактического наличия имущества, сопоставление его с данными бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 12 закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, объекты, сроки их проведения, перечень имущества, проверяемых при каждой из них) определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда ее проведение является обязательным, а именно:

  • при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже;
  • при реорганизации или ликвидации (упразднении) организаций;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене руководителя организации и (или) материально-ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
  • в случае возникновения непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обязательств;
  • по решению контролирующих, судебных и иных уполномоченных на то органов.

Инвентаризацию основных средств СПК «Коссово» проводит не реже одного раза в год, но  не ранее 1 ноября отчетного года, а зданий, сооружений и других недвижимых объектов основных средств один раз в 2-3 года. Капитальные вложения инвентаризируют один раз в год, перед составлением годовых бухгалтерских отчётов и балансов, но не ранее 1 декабря отчётного года.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия обязана включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Неточности записей по объекту необходимо отразить в протоколе.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, а одна определяется по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная  ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и отразить в описи фактическую стоимость объекта.

Одновременно в протоколе рабочая группа должна указать виновные в этом лиц и причины, по которым изменения не получили изменения в учётных регистрах. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия – изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие в организацию одновременно, в инвентаризационных описях записываются по наименованиям с указаниям их количества.

  На  основные средства, не пригодные  к эксплуатации и не подлежащие  восстановлению инвентаризационная  комиссия составляет отдельную  опись с указанием времени  ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. Один экземпляр инвентаризационной описи арендованных основных средств высылается преподавателю.

 Взрослый  продуктивный и рабочий скот  заносится в описи в которых  указываются: инвентарный номер  животного (бирка, тавро), кличка, год  рождения, порода, упитанность, живая  масса (вес) животного (кроме лошадей  и других животных, по которым  масса (вес) не указывается и первоначальная  стоимость. Порода указывается на  основании бонитировки скота.

Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе. 

Описи составляются в двух экземплярах отдельно по фермам, цехам, отделениям, бригадам в разрезе каждой учётной группы и материально ответственных лиц. Один экземпляр описи передаётся рук или главному бухгалтеру организации, а второй – руководителю внутрихозяйственного подразделения. Их подписывают все члены рабочей группы, проводившей инвентаризацию, а также лицо, принявшее основные средства на ответственное хранение, и бухгалтер, подтверждающий точность представленных в описи данных.

Данные инвентаризационных описей сверяют с данными бухгалтерского учёта и выявляют расхождения с учётными данными (излишки, недостача), составляя сличительные ведомости. К ним прилагаются письменные объяснения материального ответственных лиц. На основании объяснений комиссия принимает решения о порядке регулирования разницы между полученными данными инвентаризации и бухгалтерского учёта.

Информация о работе Учёт основных средств и его совершенствование