Факторный анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – процесс анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости на предприятии ООО «Тольяттихлеб».
Цель работы – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия ООО «Тольяттихлеб».
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
показать значение, задачи и источники анализа себестоимости продукции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Теоретические основы факторного анализа и управления затратами и себестоимостью продукции……………………………………………………....5
1.1 Анализ динамики обобщающих показателей и факторов…………………5
1.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции…………………………..….7
1.3 Анализ прямых материальных и трудовых затрат…………………….......9
1.4 Анализ косвенных затрат………………………………………………..…..13
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на примере ООО «Тольяттихлеб»…………………………………………………17
2.1 Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Тольяттихлеб»…………………………………………………………….…….17
2.2 Анализ финансовой устойчивости деятельности ООО «Тольяттихлеб»…..21
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции ООО «Тольяттихлеб»…..…25
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.1 – Основные финансово-экономические показатели работы ООО «Тольяттихлеб» за 2009–2011 гг.

Показатели

Годы

Изменение

2009

2010

2011

абсолютное

(+,–)

темп роста, %

2010 от 2009

2011 от 2010

2010 к 2009

2011 к 2010

1. Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

13398

8023

19734

-5375

11711

59,9

246,0

2. Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг,  тыс. руб.

13096

7841

19259

-5255

11418

59,9

245,6

3. Уровень себестоимости, %

97,7

97,7

97,6

0

-0,1

100,0

99,9

4. Прибыль от продаж, тыс. руб.

302

182

475

-120

293

60,3

261,0

5. Рентабельность продаж, %

2,3

2,3

2,4

0

0,1

100,0

104,3

6. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

7

180

54

173

-126

2571,4

30,0

7. Численность работников, чел.

110

125

133

15

8

113,6

106,4

8. Производительность труда, тыс. руб.

121,8

64,2

148,4

-57,6

84,2

52,7

231,2

9. Дебиторская задолженность

336

747

712

411

-35

222,3

95,3

10. Кредиторская задолженность

162

917

1177

755

260

566,0

128,4

11. Средняя зарплата  работника, руб.

6500

7200

8000

700

800

110,8

111,1

12. Фонд оплаты труда,  тыс. руб.

8580

10800

12768

2220

1968

125,9

118,2


Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг предприятия за 2009–2011 гг. имела тенденцию к увеличению с 13398 тыс. руб. до 19734 тыс. руб. Ее темп роста был равен 59,9% и 246% в 2010–2011 гг. по сравнению с предшествующими годами.

Себестоимость проданных  товаров, работ, услуг также увеличивалась, но более низкими темпами в 2010 г. по сравнению с 2009 г. (59,9%) и такими же как выручка от продаж в 2011 г. по сравнению с 2010 г. (245,6%).

Уровень себестоимости  продукции является высоким и  в течение рассматриваемого периода  понизился с 97,7% до 97,6%.

Увеличение объемов  деятельности обусловило рост прибыли  от продаж, прирост который составил 293 тыс. руб. в 2011 н. по сравнению с 2010 г., или на 161%. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. прибыль от продаж снизилась на 120 тыс. руб.

Чистая прибыль предприятия в 2009 г. составила всего 7 тыс. руб. и имела тенденцию к возрастанию в 2011 г. до 54 тыс. руб.

Положительным моментом в деятельности предприятия является увеличение производительности труда за исследуемый период. Так, в 2009 году она составляла 121,8 тыс. руб. на человека, а в 2011 году – увеличилась до 148,4 тыс. руб. на человека.

В 2009 г. ООО «Тольяттихлеб» имело активное сальдо задолженности, а в 2010–2011 гг. – пассивное сальдо (дебиторская задолженность – кредиторская задолженность):

336–162 = 174 тыс. руб. – 2009 г.;

747–917 = -170 тыс. руб. – 2010 г.;

712–1177 = -465 тыс. руб. – 2011 г.

Активное сальдо задолженности  свидетельствует о том, что предприятие предоставляло своим покупателям бесплатный коммерческий кредит в размере, превышающем средства, полученные в виде отсрочек платежей коммерческим кредиторам.

Пассивное сальдо задолженности  говорит о том, что предприятие  финансировало свои запасы и отсрочки платежей своих должников за счет неплатежей коммерческим кредиторам (то есть бюджету, внебюджетным фондам и др.).

Таким образом, предварительная  оценка финансового состояния предприятия, показало, что он работало недостаточно успешно в 2009–2011 гг.

Уплотненный (агрегированный) аналитический баланс, составлен  на основе данных формы №1.

Таблица 2.2 – Уплотненный аналитический баланс ООО «Тольяттихлеб» (тыс. руб.)

Актив

2009

2010

2011

Пассив

2009

2010

2011

Ликвидные активы

375

1124

877

Краткосрочные обязательства

748

4580

3588

Материально-производственные запасы

485

3742

3277

Долгосрочные обязательства

0

0

617

Недвижимое имущество

0

0

238

Собственный капитал

112

286

187

Баланс

860

4866

4392

Баланс

860

4866

4392


Динамику развития предприятия можно охарактеризовать с положительной стороны. Валюта баланса возросла на 3532 тыс. руб. в 2011 г. по сравнению с 2009 г. ликвидные активы предприятия, которые в короткое время могут быть обращены в денежные средства, выросли на 502 тыс. руб. в 2011 г. по сравнению с 2009 г. материально-производственные запасы также выросли.

Собственный капитал  увеличился на 75 тыс. руб. в 2011 г. по сравнению с 2009 г. за счет увеличения нераспределенной прибыли. Краткосрочные обязательства также повысились, а долгосрочные – возникли.

2.2 Анализ финансовой  устойчивости деятельности ООО  «Тольяттихлеб»

Далее проведем анализ ликвидности  баланса предприятия (табл. 2.3).

Баланс считается абсолютно  ликвидным, если:

A1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4.

Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции изменения в структуре баланса и его ликвидности. [19]

Из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов  по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, в 2009–2010 годах выполняются только третье и четвертое, в 2011 г. – только третье неравенство.

Таблица 2.3 – Информация для анализа соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения по ООО «Тольяттихлеб» за 2009–2011 гг.

Активы по степени  ликвидности

2009

2010

2011

Норм. соотношение

Пассивы по сроку погашения

2009

2010

2011

Излишек / 
недостаток платеж. средств тыс. руб.,

2009

2010

2011

А1. Высоколиквидные активы (денежные средства + краткосрочные  финансовые вложения)

39

377

165

>=

П1. Наиболее срочные обязательства (текущая кредиторская задолженность)

162

917

1177

-123

-540

-1012

А2. Быстрореализуемые  активы (краткосрочная дебиторская  задолженность)

336

747

712

>=

П2. Среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы)

586

3663

2411

-250

-2916

-1699

А3. Медленнореализуемые  активы (запасы +долгосрочная дебиторская  задолженность + прочие оборотные активы – РБП – НДС к зачету)

485

3742

3277

>=

П3. Долгосрочные обязательства

0

0

617

485

3742

2660

А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы)

0

0

238

<=

П4. Постоянные пассивы (собственный  капитал – РБП – НДС к  зачету)

112

286

187

112

286

-51

Баланс

860

4866

4392

-

Баланс

860

4866

4392

-

-

-


У предприятия имеется  недостаточно высоколиквидных активов для погашения наиболее срочных обязательств (разница составляет 1012 тыс. руб. – в 2011 гг. и 540 тыс. руб. – в 2010 г., 123 тыс. руб. – в 2009 г.). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств. В данном случае у предприятия недостаточно быстрореализуемых активов для полного погашения среднесрочных обязательств.

Поскольку соблюдаются  не все условия ликвидности баланса предприятия, то данный баланс нельзя признать абсолютно ликвидным.

Для оценки платежеспособности предприятия рассчитывают относительные  показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой  ликвидности и коэффициент текущей  ликвидности (табл. 2.4).

Эти показатели представляют интерес не только для руководства  предприятия, но и для внешних  субъектов анализа; коэффициент  абсолютной ликвидности – для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент текущей ликвидности – для инвесторов.

Таблица 2.4 – Коэффициенты платежеспособности ООО «Тольяттихлеб» за 2009–2011 годы

Коэффициенты ликвидности

Норматив

2009

2010

2011

Изменение

2010 от 2009

2011 от 2010

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,1–0,2

0,05

0,05

0,05

0

0

Коэффициент текущей ликвидности

2

0,5

0,25

0,24

-0,25

-0,01

Коэффициент критической  ликвидности

1

1,15

1,06

1,16

-0,09

0,1


Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия.

Данный коэффициент  показывает, какая часть краткосрочных  обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняет общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность. [16]

Коэффициент абсолютной ликвидности имеет значение значительно  ниже нормы в 2009–2011 гг.

Итак, в случае поддержания  остатка денежных средств на уровне отчетной даты (в основном за счет обеспечения равномерного поступления платежей от партнеров по бизнесу) имеющаяся краткосрочная задолженность не может быть погашена за 2–5 дней.

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7–1.

Значение коэффициента быстрой (промежуточной) ликвидности  не соответствует норме – 0,5; 0,25; 0,24 в 2009–2011 гг. при норме 1,0 и более. Это говорит о недостатке у ООО «Тольяттихлеб» ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.

Коэффициент текущей  ликвидности – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия оборотными активами оборотных пассивов. [27]

Превышение оборотных  активов над краткосрочными финансовыми обязательствами, что наблюдается у ООО «Тольяттихлеб», обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше этот запас, тем больше уверенность кредиторов в том, что долги будут погашены.

Проводя анализ себестоимости  продукции предприятия, необходимо осуществлять анализ ее динамики и  структуры. В наглядном виде динамика себестоимости проданных товаров, продукции, услуг предприятия ООО «Тольяттихлеб» представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Динамика себестоимости проданных товаров, продукции, услуг ООО «Тольяттихлеб» в 2009–2011 гг.

Из рисунка 2.1 видно, что основная тенденция изменения полной себестоимости продукции и услуг ООО «Тольяттихлеб» – тенденция к возрастанию с 13096 тыс. руб. до 19259 тыс. руб.

2.3 Факторный  анализ себестоимости продукции  ООО «Тольяттихлеб»

Факторный анализ себестоимости  продукции позволяет выявить  причины изменения ее общей суммы и отдельных элементов. Факторный анализ позволяет определить резервы и пути снижения себестоимости продукции. [29]

Прежде всего определим  показатель «затраты на рубль товарной продукции», проанализируем его динамику и дадим оценку повлиявшим на него факторам.

2009 год: 13096/13398 = 0,977, или 97,7%

Информация о работе Факторный анализ себестоимости продукции