Формирование торгового ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента, а также провести анализ в соответствии с теорией на примере магазина «Магнит».
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента;
2) дать характеристику магазину и его месторасположению;
3) оценить товарный ассортимент и управление товарными запасами.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы формирование торгового ассортимента. 5
1.1 Понятие об ассортименте товаров и товарной номенклатуре и
принципы построения ассортимента. 14
1.2Факторы, влияющие на формирование ассортимента. 19
1.3 Показатели рациональности ассортимента. 22
2.Коммерческая работа по формированию ассортимента.
2.1 Характеристика магазина и анализ показателей эффективности коммерческой деятельности. 27
2.2 Формирование торгового ассортимента в магазине и его оценка, этапы и методы. 36
3. Направления совершенствования процессов формирования
ассортимента и управления товарными запасами. 45
Заключение. 49
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ОКД.docx

— 103.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение.                         3    

1. Теоретические основы формирование торгового ассортимента.              5

1.1 Понятие об ассортименте товаров и товарной номенклатуре и

принципы построения ассортимента.          14

1.2Факторы, влияющие на формирование ассортимента.                19

1.3 Показатели рациональности ассортимента.                                              22

2.Коммерческая работа по формированию  ассортимента.       

2.1 Характеристика магазина и анализ показателей эффективности    коммерческой деятельности.                                                                  27

2.2 Формирование торгового ассортимента в магазине и его оценка, этапы и методы.                                                                                               36

3. Направления совершенствования процессов формирования      

ассортимента и управления товарными запасами.                         45 

Заключение.             49

Список литературы.                                                                                      51

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Для успешного развития розничного торгового предприятия большое  значение имеет правильное решение  ассортиментной политики. Практика хозяйствования предприятий розничной торговли свидетельствует о том, что большинство  субъектов уходят с рынка по причине  непродуманного подхода к выбору ассортиментного профиля магазинов, статичности ассортиментных наборов  товаров и негибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке  под влиянием факторов макро- и микроокружения. Поэтому торговым предприятиям необходимо научиться управлять ассортиментом. От состава своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах  зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с приобретением товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности предприятий  розничной торговли. Отсутствие в  магазинах отдельных товаров, их узкий, нестабильный или не соответствующий  запросам покупателей ассортимент  порождают неудовлетворенный спрос, увеличивают затраты времени  на поиск нужных товаров, создают  мобильный спрос - когда покупатели вынуждены приобретать товары не в местах своего постоянного проживания.  

Формирование товарного ассортимента является одновременного и средством  и методом управления ассортиментом. Правильная ассортиментная политика предприятия - это основа стабильности, рентабельности и, в конечном итоге, конкурентоспособности  его на рынке. Ассортиментная политика строится на основе маркетинговых исследований рынка и способствует приведению в соответствие спроса предложению, направлена на разработку научной основы формирования ассортимента, оптимизацию его групповой структуры, требующей расширения или сокращения количества ассортиментных позиций, его обновления на качественно новой основе. Постоянное наличие и широкий выбор товаров в розничной торговой сети является одним из важнейших условий культуры торговли. Эффективное управление товарными запасами позволяет поддерживать широкий и устойчивый ассортимент товаров на предприятии. В настоящее время для формирования и управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. с помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль товарных запасов в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками т.д.).

Цель моей работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента, а также провести анализ в соответствии с теорией на примере магазина  «Магнит». 
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач: 
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента; 
2) дать характеристику магазину и его месторасположению; 
3) оценить товарный ассортимент и управление товарными запасами.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы формирование торгового ассортимента

 

 

 

Ассортимент товаров, его виды и классификация.

Ассортимент товаров - совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому  признаку.

Номенклатура, или товарный ассортимент - это вся совокупность изделий, выпускаемых  предприятием. Она включает различные  виды товаров. Вид товара делится  на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит  из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Ассортимент продукции - подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент  может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация  предусматривает выделение групп  однородной продукции или товаров  по признаку вида, сорта, марки и  т.п.

Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых  предметы имеют определенное сходство. И также можно различать ассортимент  продукции и ассортимент товаров.

Ассортиментные группы подразделяются:

1)  по местонахождению товаров:

Промышленный ассортимент –  ассортимент товаров, выпускаемых  каким-либо промышленным предприятием или отраслью в целом. Отражает специализацию  предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки.

Торговый ассортимент - перечень товаров, формируемых организацией с учётом спроса, материально- технической базы и специализации магазина. Формируется  из промышленного.

2) по широте охвата товаров:

 Групповой ассортимент товаров  - показывает перечень укрупненных  товарных групп, составляющих  номенклатуру товаров. Так, в  продовольственном магазине могут  продаваться гастрономические и  бакалейные продукты, а в магазине  спортивных товаров - летний и  зимний спортивный инвентарь.

 Видовой ассортимент товаров  - отражает наличие в группе  товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов  могут быть представлены кефир,  сливки, творог и т.п.

 Внутривидовой ассортимент  товаров - представляет разновидности  продукции. Так, творог может  быть разной степени жирности, обувь - разного фасона, и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.

Простой - набор товаров представленный небольшим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей.

Сложный - набор товаров представлен  значительным количеством групп, видов, разновидностей наименований, которые  удовлетворяют разнообразные потребности.

Развёрнутый - набор товаров, который  включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками (специализированные магазины).

 Сопутствующий - набор товаров,  который выполняет вспомогательные  функции и не относится к основным (например, в продуктовом магазине над холодильником с курами могут располагать приправы и рукава для запекания.)

Смешанный - набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием  функционального назначения.

3) по степени удовлетворения  потребителей:

 Рациональный ассортимент - набор товаров наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности.

 Оптимальный - набор товаров,  удовлетворяющий реальные потребности  с максимально полезным эффектом  для потребителей при минимальных  затратах.

4) по характеру потребностей:

 Реальный - действительный набор  товаров находящийся в магазине  у продавца.

 Прогнозируемый - набор товаров,  который может удовлетворять  предполагаемые потребности.

Учебный - набор товаров для изучения и достижения учебных целей.

Планирование  номенклатуры и ассортимента товаров может и должны базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка и его состояния, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою очередь, достигается разработкой и производством соответствующих сложившемуся спросу новых товаров, налаживанием коммуникаций сбыта продукции, созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования товара.

Товарный ассортимент включает отдельные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в  соответствии с функциональными  особенностями, качеством и ценой. Каждая ассортиментная группа состоит  из ассортиментных позиций, которые  являются простейшей единицей структуры. Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Товарный ассортимент розничного предприятия по своей структуре  отличается от ассортимента оптовой  компании именно тем, что он может  сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время как оптовики имеют в  той или иной степени, специализацию.

По широте ассортимент делится  на:

ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);

ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);

ассортимент узкий (< 200 наименований);

ассортимент специализированный.

При принятии решений по ассортименту необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, возможности предприятия (финансовые, кадровые, складские и т.д.), требования покупателей, наличие конкурентов.

Исходя  из рассмотренной выше классификации  видов товарного ассортимента, а  также особенностей самого товара и  задачами, которые были поставлены владельцами магазина, можно выделить следующие виды розничных предприятий.

Специализированный магазин –  это предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров  – хлебобулочные изделия, молочные товары, обувь, одежду и т.п. Разновидностью специализированных магазинов являются магазины узкоспециализированные, реализующие  товары определенной подгруппы (магазины «Восточные сладости», «Детская обувь» и др.).

К неспециализированным магазинам  относят магазины с комбинированным  или смешанным ассортиментом  товаров – это предприятие  розничной торговли, реализующее  несколько групп товаров, связанных  общностью спроса и удовлетворяющих  отдельные потребности покупателей (магазин «Продукты», «Промтовары», «Все для дома» и др.). Магазин  со смешанным ассортиментом –  это предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных  и непродовольственных товаров.

Универсальный магазин – это  предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент  продовольственных и/или непродовольственных  товаров («Универмаг», «Универсам»  и т.д.).

Достижение соответствия между  структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом  на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором  были бы учтены такие важные для  потребителя признаки товара, как  эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению  цен), а, к примеру, в оптимальном  разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы жирности творога,  целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно - ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие творога и творожных масс будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях (с набором конкретных свойств) на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи. Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.

Управление  ассортиментом предполагает координацию  взаимосвязанных видов деятельности - научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации  сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения  всех этих элементов для достижения конечной цели - оптимизации ассортимента с учетом поставленных предприятием стратегических рыночных целей. Если этого  достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для  удобства производственных подразделений  предприятия, нежели для потребителя. Задачи планирования и формирования ассортимента, состоят прежде всего в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей.

Еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики - изъятие из программы неэффективных  товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения  об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого  товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем  продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые  обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Таким образом, изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения.

Успех формирования ассортимента товаров  напрямую зависит от реализации товаров. В первую очередь определяется их соответствием спросу населения, динамичность развития которого постоянно повышается под воздействием растущих запросов покупателей, моды, коньюктуры рынка и т.п., поэтому реакция на изменение спроса должна быть очень быстрой. В таких условиях получить достоверную информацию о спросе сложно, а вероятность ошибок в его оценке велика.

При формировании ассортимента главным  принципом отбора товара для реализации должна быть обязательная апробация  первых партий новых товаров. Реализация традиционных товаров и полученных по товарообмену должна выступать как  вспомогательная функция продажи (хотя это и не исключает значительной доли таких товаров в структуре  продажи).

Информация о работе Формирование торгового ассортимента