Формы и методы регулирования рынка в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

В мировой хозяйственной практике рыночное регулирование в рациональном виде стало возникать сравнительно недавно. На протяжении нескольких столетий рынок функционировал почти целиком стихийно. Bo-второй половине XVIII в. такое положение было даже теоретически подкреплено известной идеей А. Смита о «невидимой руке», которой обосновывалась ведущая роль неуправляемого рынка. С тех пор эту идею активно развивали и пропагандировали другие классики буржуазной политической экономии, неоклассики, либеральные теоретики, а с середины прошлого века и монетаристы.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы функционирования рыночной системы экономики
1.1 Понятие и сущность рыночной системы экономики
1.2 Смешанная экономика и ее модели
Глава 2. Регулирование экономики и ее особенности в современном мире
2.1 Понятие и сущность регулирования рынка
2.2 Субъекты и объекты регулирования рынка
Глава 3. Практическое применение способов регулирования в современной экономике
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Формы и методы регулирования рынка в развитых странах.docx

— 63.99 Кб (Скачать файл)

  Смешанная экономика представляет собой одновременное  сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и  государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и  социализации жизни, экономических  и неэкономических начал. Параметры  смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д. Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы – социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов[8].

  Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими преобладающими формами собственности, рынка и степени участия государственного регулирования, капитала и социальности. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической  базы, исторических и геополитических  условий формирования общественного  устройства, национальных и социокультурных  особенностей страны, влияния тех  или иных социально-политических сил  и т.п.

  Американская  модель – это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации. Американские экономисты исходят из того, что лишь экономическая свобода как антитеза регулирования способна обеспечить устойчивый рост. Индекс экономической свободы, исчисляемый канадским институтом по методологии М. Фридмана, учитывает пять факторов: 1) размер государственного сектора экономики, бюджетных расходов и правительственного участия; 2) структура правовой системы, защита прав собственности; 3) доступ компаний к инвестиционным ресурсам; 4) степень открытости экономики; 5) развитие хозяйственного, банковского и трудового права.[9]

  Германская  модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая создает социальную инфраструктуру, смягчающую недостатки рынка и капитала. Государство создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.[10] Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:

  - индивидуальная  свобода как условие функционирования  рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции;

  - социальное  равенство – рыночное распределение  доходов обусловлено объемом  вложенного капитала или количеством  индивидуальных усилий, в то время  как достижение относительного  равенства требует энергичной  социальной политики.

  Японская  модель – это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. Большую роль здесь играют негосударственные инвестиционные, пенсионные, страховые и другие фонды.

  Шведская  модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Основная суть данной модели состоит в высоком уровне налогообложения, высокой степени социальной защищенности населения. Например, ставка местного подоходного налога (не считая налогов на доходы от акций и банковских вкладов, на недвижимость, собственность, наследство, дарение и личный транспорт) составляют 32-35%. Эти деньги жестко контролируются и идут на социальную защиту – бесплатное образование, в том числе для взрослых, медицинское обслуживание, страхование от безработицы, оплачиваемый отпуск в случае рождения или болезни ребенка, пособие на оплату жилья, пенсию, достигающую 70-75% зарплаты. При этом все жители, независимо от уровня своего дохода, имеют доступ к равному набору одинаковых по качеству социальных услуг, государство выравнивает доходы между различными группами населения Результатом этой политики является наименьшая в мире разница в зарплатах между различными профессиями. Разрыв в оплате уборщицы и высшего менеджера в компании составляет всего 1:3. В 2003-2005 гг. Швеция, наряду с другими странами Северной Европы, где роль государства особенно высока (в Норвегии, например, ему принадлежит главная нефтегазовая и другие компании), лидирует по уровню конкурентоспособности, хотя незначительная разница в оплате представителей одной профессии и высокий уровень пособий увеличили число уклоняющихся от работы. В последние годы в Швеции сократили пособия больным, уклоняющимся от реабилитации, безработным, не желающим искать работу и т.д.[11]

  Изучив  теоретические аспекты, можно сделать  следующие выводы:

  1. Рыночная система – это система  социально-экономических отношений,  основанная на личной свободе  участников рынка, на их интересе. Выделяют экономику экстенсивного  типа (индустриального), основанная  на расширении использовании  ресурсов, и интенсивного (постиндустриального), основанная на повышении качества  и эффективности использования  ресурсов.

  2. В последнее время превалирует  смешанная экономика, основанная  на синтезе частной собственности  и государственного регулирования.  Каждой стране присущ свой  тип национальной экономики, но  традиционно выделяют 4 модели –  это американская, германская, японская  и шведская модели. 

  Глава 2. Регулирование  экономики и ее особенности в  современном мире

  2.1 Понятие и сущность  регулирования рынка

  Под регулированием понимается осознанная и волевая координация, упорядочение товарно-денежного обмена. Главное  при этом – согласование потребностей и интересов различных участников названной сферы: общества в целом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, предприятий и т.д.[12]

  Регулирование рыночных отношений должно основываться на использовании объективных факторов (отношений собственности, экономических  законов, материальных потребностей и  интересов).

  Регулирование рыночных отношений тесно связано  с процессом управления: и регулирование, и управление являются упорядочивающими, координирующими процессами. Однако между ними есть и существенное различие. Регулирование – лишь один из видов  управления, а именно – в основном индикативное (рекомендательное, ориентирующее) управление. Оно не имеет всеохватывающего, директивного характера, хотя полностью  не исключает применения административных и даже силовых методов воздействия  на хозяйственную жизнь. Регулирование  надо считать сравнительно «мягким», в основном опосредованным управлением  народным хозяйством. Поэтому оно  в принципе не свойственно тоталитарной, командной экономике.

  Регулирование рыночных отношений противоположно их саморегулированию. Если регулирование  представляет собой осознанную и  волевую деятельность, то саморегулирование  совершается в целом помимо человеческого  сознания и воли, само собой как  бы автоматически. Оно осуществляется главным образом через механизмы  свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения, но проявляется  же посредством определенной человеческой деятельности. Хотя регулирование и  саморегулирование рынка противоположны друг другу, тем не менее, в реальной жизни они давно уже существуют, взаимопереплетаются. При целенаправленной координации товарно-денежного обмена используются некоторые рычаги его  автоматического, произвольного развития, а саморегулирование в той  или иной степени включает в себя какие-то координирующие действия людей. Например, государственное управление рынком предполагает учет влияния конкуренции  и достаточно свободного ценообразования, а саморегулирование охватывает некоторое целенаправленное упорядочение и конкуренции, и системы цен. Наибольшая эффективность народного  хозяйства достигается при оптимальном  сочетании регулирования и саморегулирования  товарно-денежного обмена. Такое сочетание призвано обеспечивать, прежде всего, государство.[13]

  В регулировании объективно нуждаются  любые социальные явления, иначе  их с неизбежностью охватит полная анархия, безграничный хаос. А в таких  условиях ни одна из общественных систем не в состоянии существовать, тем  более развиваться. Кроме того, каждый социальный строй в меру своих  сил стремится уменьшить отрицательные  стороны происходящих процессов, для  чего также требуется определенная координация действий.

  Необходимость регулирования рынка обусловлена  и рядом других причин. Во-первых, рынок (особенно купля-продажа товаров  массового спроса) теснейшим образом  связан со сферой личного потребления  и поэтому может непосредственно  влиять на степень социальной стабильности. Во-вторых, у рынка, как уже было показано, издавна существуют весьма негативные для общества стороны: повышенная стихийность, широкие возможности  для нетрудовых доходов, игнорирование  моральных норм и т.п. Поэтому  в сфере товарно-денежного обмена особенно часто возникают криминогенные  ситуации, в том числе появился так называемый «теневой» (незаконный, мафиозный) рынок. В-третьих, упорядоченность  рынка крайне отрицательно влияет на такую важную сферу общественной жизни, как производство материальных благ. Об этом убедительно свидетельствуют  инфляция, кризис неплатежей, банковские махинации и т.п. Потребность в  координации рыночных отношений  значительно усиливается в современном  мире, когда все экономические  связи под влиянием глобализации намного усложнились, стали гораздо  более разнообразными и масштабными.

  Необходимость регулирования резко возрастает также в период становления развитого  рынка. В таких условиях особенно важен фактор согласования, упорядочения.

  Как необходимость, так и возможность  регулирования рынка в большей  мере возникает при развитом капитализме, поскольку именно в этой формации рынок достигает наибольшей зрелости и наибольшего распространения. Кроме того, здесь появляются специальная  наука об управлении, квалифицированные  менеджеры, эффективные технические  средства управления.[14]

  В мировой экономической литературе управление товарным производством  и обменом наиболее обстоятельно исследовал английский ученый Д. Кейнс (1883–1946). Главным образом под влиянием разрухи, вызванной Первой мировой  войной, и экономического кризиса 1929–1933 гг. он пришел к заключению, что стихийное, автоматическое развитие хозяйства  в дальнейшем не может быть успешным. Отсюда он сделал вывод о необходимости  государственного регулирования рыночных отношений, прежде всего обеспечения  эффективного спроса на товары. Взгляды  Д. Кейнса и сейчас широко распространены среди зарубежных обществоведов. В  том числе его безоговорочно  поддерживают такие научные авторитеты, как Д. Гэлбрейт, В. Леонтьев, П. Самуэльсон.

  Для того чтобы понять суть координации  рыночных отношений, необходимо выделить и обрисовать ее важнейшие стороны  и черты, которые присущи современной  экономике. Среди них можно выделить[15]:

  1. Обеспечение рыночным отношениям  определенной социальной ориентации. В настоящее время растущее  обобществление производительных  сил объективно вызывает все  большую социализацию экономических  отношений. Этому же в неменьшей  мере способствует процесс глобализации  всей общественной жизни. Постепенно  формируются условия для развития  коллективной и общественной  собственности. В связи с этим  возникает потребность осознанно  направлять товарно-денежный обмен  все более в интересах широких  слоев трудящихся.

  2. Выявление и поддержание важнейших  пропорций рыночной сферы. Речь  идет о соотношениях между  объемами товарного производства  и обращения, спросом на товары  и их предложением, спросом и  наличным товарным ассортиментом,  товарной и денежной массой, динамикой  товарной массы и развитием  торговой сети т.п. Причем целенаправленное  обеспечение подобных пропорций  требуется и на макро -, и  на микроуровне.

  3. Выбор наиболее эффективных организационных  форм упорядочения рыночных отношений.  Конкретнее говоря, речь идет  о выборе эффективных форм  торговли (в ее широком понимании). Это можно назвать организационно-хозяйственной  чертой в регулировании рынка.  Чтобы применить нужные способы  торговли, чаще всего бывает достаточно простого здравого смысла и элементарных математических расчетов, несложных социологических обследований.

  4. Выделение и реализация различных  приоритетов в развитии рыночной  сферы. Среди них на первое  место надо поставить социальные  приоритеты. Так, для современных  стран с очень крупной хронической  безработицей преимущественное  значение имеет регулирование  рынка труда. Также следует  иметь в виду структурные приоритеты, т.е. соблюдение, поддержание тех  пропорций в сфере обращения,  которые особенно важны для  ее развития в данной стране  в данное время. Наконец, управление  рыночными отношениями включает  учет организационных приоритетов,  под которыми необходимо понимать  применение наиболее эффективных  форм и методов собственно  торговли, найма рабочей силы, банковской  и биржевой деятельности, а также  рациональных способов территориального  размещения подобных учреждений.

Информация о работе Формы и методы регулирования рынка в развитых странах