Формы и методы регулирования рынка в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

В мировой хозяйственной практике рыночное регулирование в рациональном виде стало возникать сравнительно недавно. На протяжении нескольких столетий рынок функционировал почти целиком стихийно. Bo-второй половине XVIII в. такое положение было даже теоретически подкреплено известной идеей А. Смита о «невидимой руке», которой обосновывалась ведущая роль неуправляемого рынка. С тех пор эту идею активно развивали и пропагандировали другие классики буржуазной политической экономии, неоклассики, либеральные теоретики, а с середины прошлого века и монетаристы.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы функционирования рыночной системы экономики
1.1 Понятие и сущность рыночной системы экономики
1.2 Смешанная экономика и ее модели
Глава 2. Регулирование экономики и ее особенности в современном мире
2.1 Понятие и сущность регулирования рынка
2.2 Субъекты и объекты регулирования рынка
Глава 3. Практическое применение способов регулирования в современной экономике
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Формы и методы регулирования рынка в развитых странах.docx

— 63.99 Кб (Скачать файл)

  На  практике данные методы реализуются  в следующих формах.

  Во-первых, это правовая деятельность государства. В мировой истории известно немало юридических норм, реально способствующих более или менее стабильному  функционированию рынка. В конце XIX в. в Канаде и США были приняты  так называемые антитрестовские  законы, направленные против образования  монополий. Нарушение этих законов  грозило крупными штрафами и тюремным заключением. Подобные юридические  нормы позднее стали действовать  в Австрии и Новой Зеландии. Фактически это не остановило возникновения  и господства монополий, но тем не менее способствовало поддержанию  рыночной конкуренции. Крупнейшим правовым актом по регулированию, в том  числе международной торговли, стал Римский договор 1957 г., подписанный  шестью ведущими западно-европейскими государствами. Он положил начало образованию  и функционированию Европейского экономического сообщества, известного также под  названием «Общий рынок». Кроме того, этот договор включал соглашения о Европейском объединении угля и стали и о создании Европейского сообщества по атомной энергии. Во второй половине XX в. Римский договор был  дополнен многочисленными юридическими актами, в том числе Шенгенским соглашением, значительно облегчившим  миграцию бизнесменов и рабочей  силы из третьих стран.

  Во-вторых это комплексные программы по регулированию рынка. К примерам в той деятельности можно отнести  план Дж.К.Маршалла по оказанию помощи послевоенной Европе, это формирование Европейского экономического общества, куда входит более 15 стран Европы.

  В-третьих, это отдельные хозяйственные  меры, среди которых можно выделить:

  - денежные  реформы (например, почти во всех  европейских странах с 90-х годов  действует единая валюта –  сначала экю, а затем евро);

  - воздействие  на цены (Например, страны ОПЕК  систематически координируют совместные  цены на нефть. В Японии 20 %, в США 10% цен регулируются государством, а в Австрии и Швеции –  даже до 50%. В еще большей мере  это характерно для КHP. Во всех  крупнейших странах под государственным  контролем находится рыночная  стоимость сельскохозяйственной  продукции.

  - государственные  закупки (к концу 90-х годов  в крупнейших капиталистических  странах государственные расходы  достигли почти половины валового  внутреннего продукта. Закупки охватывают  главным образом вооружение и  сельскохозяйственную продукцию.  Вооружение обычно приобретается  соответствующими правительственными  ведомствами у специализированных  частных корпораций. В США, например, в роли продавцов выступают  такие известные компании, как  Боинг, Макдоннелл – Дуглас, в  Англии – Виккерс, в Швеции – Бофорс. Для закупок сельскохозяйственной продукции во многих странах созданы особые правительственные организации: в США – Товарно-кредитная корпорация, во Франции – Национальный комитет по зерновым культурам, в Италии – Федерация сельскохозяйственных консорциумов и др. Бюджетные закупки распространяются за рубежом и на многие иные товары, в том числе на энергоносители, драгоценные металлы, стратегические материалы, иностранную валюту).[32]

  - создание  свободных экономических зон  (Так, в США в середине 80-х  годов функционировало примерно 130 зон внешней торговли, в которых  были снижены (или отменены) таможенные  пошлины и практически отсутствовал  экспортно-импортный контроль. В  этой же стране есть свободная,  банковская зона, где с американской  территории производятся международные  банковские операции. В Китае  существуют больше 20 СЭЗ, которые  только на экспорт ежегодно  поставляют высокотехнологическую  продукцию общей стоимостью до 46 млрд. долл.).[33]

  - государственное  поощрение конкуренции (в виде  антимонопольных законов, снижения  налогового бремени)

  - социальная  политика (В развитых капиталистических  странах государство достаточно  активно вмешивается в процесс  оплаты труда. Наиболее часто  оно применяет следующие средства: установление минимума заработной  платы, ее замораживание, индексация, обеспечение зависимости заработной  платы от уровня производительности  труда, выплата пособий по безработице,  создание предпринимательских зон  гарантией рабочих мест).

  Охарактеризовав основные методы и формы регулирования, можно сделать следующие выводы:

  1. Формы регулирования представляют  собой разновидности координации  рынка. Они показывают, в каком  виде осуществляется эта координация.  Методами служат способы, средства  ее реализации, т.е. как именно  совершается названный процесс

  2. Среди основных форм регулирования  можно выделить государственное  регулирование, предпринимательское,  международное, коллективное.

  3. К основным методам регулирования  относятся административно-правовые, экономические, социальные, силовые,  морально-этические методы. Причем  нужно отметить, что в современное  время наибольшее внимание необходимо  уделять экономическим методам,  к которым можно отнести материальные  льготы (пенсионные, налоговые и  т.д.), системы оплат труда, штрафные  санкции. Особое внимание необходимо  уделять созданию правовой базы  для обеспечения принципов существования  рынка, соблюдения прав и гарантий  для всех участников рынка.

  4. Естественно, что раздельное выполнение  указанных в данной главе методов  не приведет к должным результатам.  Для успешной реализации процесса  регулирования, необходимо комплексное,  взаимосвязанное применение этих  методов, причем основную роль  необходимо отводить тем методам,  которые дадут наиболее нужный  результат. 

  Заключение

  Классическая  теория саморегулирующейся рыночной экономики  исходит из того, что рыночные механизмы  автоматически приводят конкурентную систему к равновесному состоянию; колебания цен, процентной ставки и  эластичность соотношения цен и  заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость, успешный экономический рост. Государство  должно лишь охранять конкурентную систему, поддерживать покупательную способность  денег и бездефицитность бюджета, не вмешиваясь в функционирование экономики.

  На  самом же деле как показывает история, рынок зачастую нуждается в регулировании. С течением времени менялись и  структуры рынка, и способы его  регулирования, и функции государства. В итоге сложились различные  модели национальных экономик, которые  представлены нами в главе 1. Непрерывные  институциональные изменения привели  к тому, что современный капитализм мало похож на рынок времен А. Смита  и К. Маркса, что существенно изменилась роль государства в экономике  Концентрация и транснационализация  производства изменили поведение микроэкономических агентов. Познание экономического развития невозможно без учета этих институциональных  изменений.

  Предположения классиков о том, что рынок  регулирует все и сам, оказались  ошибочными. Рынок не может регулировать такую огромную сферу как социальную деятельность. Зачастую из-за этого  и необходимы регуляторы рыночного  механизма, которые представлены нами в главе 3.

  Регулирование рынка, координация деятельности его  основных участников позволяет рынку  эффективно функционировать и развиваться. Регулирование направлено на те сферы, где рынок сам не может справиться или справляется в недостаточной  степени. Оно обеспечивает социальную защиту работникам, гарантию прав и  защиту прав всем участникам рынка, как  производителям так и потребителям. Эта и есть основная функция регулирования  рынка. 

  Список  использованной литературы

  1. Андриянов В.Д. Теория функциональных  экономических систем // Маркетинг.  – 2004. - №6. – С.3-15.

  2. Анисимов С.А. Рыночное экономическое  саморегулирование и государственное  регулирование в информационном  обществе: проблемы, их моделирование,  анализ и решение // Аудит и  финансовый анализ. – 2003. – №4. – С.18-34.

  3. Астапов К. Условия стабильного  развития экономических систем  в современном мире // Проблемы  теории и практики управления. – 2005. - №2. – С.90-94.

  4. Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Издательство  “Эльф К - пресс”. – 2004. – 365 с.

  5. Капанова С.Т. Эволюция теорий  регулирования рыночной экономики  // Вестник Саратовского государственного  социально-экономического университета. – 2003. - № 5. – С.43-49.

  6. Кац И. Система управления экономикой: план и рынок // Проблемы теории  и практики управления. – 2008. -№2. – С.57-61.

  7. Клейнер Г. Системный подход  к экономической политике // Проблемы  теории и практики управления. – 2007. - №5. – С.30-42.

  8. Ковнир В. Оценка и соизмерение  экономических систем в современной  мировой экономике // Экономист.  – 2008. - №6. – С.67-74.

  9. Самофалова Е.В. Государственное  регулирование национальной экономикой: Уч.пособие. – М.:Кнорус. – 2008. – 272 с.

  10. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д.  Экономика. – М.:Лаборатория базовых  знаний. – 200 . – 563 с.

  11. Хайнц, Ламперт Социальная рыночная  экономика. Германский путь. –  М.: Издательство «Дело». – 2004. –  231 с.

  12. Царев И.Г. Принципы движения  экономических систем // Аудит и  финансовый анализ. – 2007. - №1. –  С.105-142.

  13. Черкасов Г.И. Рынок: регулирование  рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – 222 с.

  14. Шакуров И.Г. Институциональная  концепция соотношения рыночного  и государственного регулирования  экономики // Проблемы современной  экономики. Евразийский международный  научно-аналитический журнал. –  2006. –№1/2. – С.61-63.

  15. Шимко П.Д. Оптимальное управление  экономическими системами. –  СПб:Бизнес-Пресс. – 2004. – 240 с.

  16. Экономические системы: кибернетическая  природа развития, рыночные методы  управления / Под. ред. Петракова  Н.Я., Видяпина В.И., Журавлевой Г.П.  – 2008. – 206 с. 

  Приложение 1

  Основные  отличительные черты  рыночной, командно-административной и смешанной экономических

ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
Масштабы  обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы Обобществление и  огосударствление части хозяйства  в национальном и интернациональном  масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует государственная  собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной  собственности
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая -
Стимул к  производительному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое  соревнование Факторные доходы
Основной  принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка  при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное  регулирование национальной экономики  для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Конкуренция Есть Нет Есть
Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный  государством товар (наркотики)
Координация Роль координации  действий экономических субъектов  и размещения благ в экономике  выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен Правила и параметры  экономического поведения, и соответствующее  размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство Роль координации  действий экономических субъектов  и размещения благ определяется и  рыночным механизмом и государственным  регулированием.
Ценообразование ориентируется на предотвращение спада в производстве Государство устанавливает  постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены
Заработная  плата Устанавливается в  процессе конкуренции при соотношении  спроса и предложения на рынке труда Административное  установление заработной платы Устанавливается в  процессе конкуренции при соотношении  спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату
Социальные  гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных  и частных фондов социального  страхования и социального обеспечения


Информация о работе Формы и методы регулирования рынка в развитых странах