Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:38, курсовая работа
В мировой хозяйственной практике рыночное регулирование в рациональном виде стало возникать сравнительно недавно. На протяжении нескольких столетий рынок функционировал почти целиком стихийно. Bo-второй половине XVIII в. такое положение было даже теоретически подкреплено известной идеей А. Смита о «невидимой руке», которой обосновывалась ведущая роль неуправляемого рынка. С тех пор эту идею активно развивали и пропагандировали другие классики буржуазной политической экономии, неоклассики, либеральные теоретики, а с середины прошлого века и монетаристы.
Введение
Глава 1.Теоретические основы функционирования рыночной системы экономики
1.1 Понятие и сущность рыночной системы экономики
1.2 Смешанная экономика и ее модели
Глава 2. Регулирование экономики и ее особенности в современном мире
2.1 Понятие и сущность регулирования рынка
2.2 Субъекты и объекты регулирования рынка
Глава 3. Практическое применение способов регулирования в современной экономике
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Таковы основные черты процесса регулирования рыночных отношений. Нетрудно заметить, что в целом они призваны обеспечивать и социальную, и хозяйственную эффективность рынка.
2.2 Субъекты и объекты регулирования рынка
Под субъектами регулирования следует понимать важнейших участников регулирования рынка. Среди них можно выделить:
- государство и его основные органы;
- крупные собственники;
- общественные организации;
- трудовые коллективы;
- международные объединения.
Государство – наиболее очевидный и постоянный участник регулирования рынка, поскольку оно обладает общенациональной политической властью, опирается на крупный сектор в народном хозяйстве страны, располагает необходимыми научными и организаторскими кадрами, в состоянии создать материально-техническую базу для эффективного управления.
Идея
о важной роли государственной власти
по отношению к рыночной экономике
далеко не нова. Как уже отмечалось,
обстоятельное теоретическое
Подобной
позиции придерживаются многие современные
западные экономисты и социологи. Так,
американский ученый В. Леонтьев утверждает,
что формировать и развивать
рынок можно лишь под контролем
государства. Другой крупный экономист
Д. Гэлбрейт считает, что отказ правительства
от активного регулирования
По сравнению с государством крупные собственники являются более глубинным, скрытым, но более весомым субъектом регулирования рынка.
Господствующие
группы собственников осуществляют
свои регулирующие функции чаще всего
через деятельность государства, его
различных органов, политических партий
страны. Так, в современных условиях
монополистическая буржуазия
Однако крупнейшие собственники стремятся использовать государство для регулирования товарно-денежного обмена также через свои ассоциации и союзы. Например, в Японии Федерация экономических организаций (объединение большого бизнеса этой страны) оказывает всестороннее влияние на деятельность парламента и правительства; с ней согласовываются любые значительные решения, прежде всего в хозяйственной области. В США регулярно проводятся деловые встречи президента и парламентских лидеров с Национальной организацией промышленников.[19]
Нередко
общественные организации тоже являются
участниками упорядочения рыночных
отношений. Среди них наибольшую
роль в данном процессе играют профессиональные
союзы. В настоящее время действуют
не только национальные, но и международные
профцентры, крупнейшими среди которых
являются Всеобщая федерация Профсоюзов,
Международная организация
Все
большее участие в
Следующим
субъектом регулирования рынка
являются трудовые коллективы – относительно
сложившийся персонал предприятий,
организаций, учреждений. Их роль фактически
состоит в том, чтобы направлять
регулирование рынка в
Международные
Объединения тоже участвуют в
регулировании рыночных отношений.
Сюда входят транснациональные
В
XX в. возникли и разнообразные
Чтобы
участники упорядочения рыночных отношений
могли эффективно выполнять свое
предназначение, им необходимо как-то
взаимодействовать, согласовывать
свои практические шаги. Иначе не исключена
длительная разнонаправленная
Инициатором названного сотрудничества, в известном смысле партнерства, могут выступать прежде всего государственные органы, особенно хозяйственные. Это и делается во многих современных капиталистических странах. Подобная роль вполне подходит также для правящих партий.
Формы взаимодействия субъектов рыночного регулирования могут быть достаточно разнообразными: создание смешанных надправительственных организаций, временные или долгосрочные соглашения, проведение общих мероприятий, «круглые столы», совместное согласование узловых вопросов и т.п. Так, во Франции по конституции 1958 г. создан Экономический и социальный совет, в котором третья часть членов назначается правительством, а остальные представляют различные слои общества. Совет является самостоятельным органом, официально независимым от исполнительной и законодательной власти. Главная его задача – обеспечить участие всех активных сил страны в экономической жизни, помочь правительству в реализации его политики (прежде всего хозяйственной). Каждые пять лет персональный состав Совета обновляется.
Очевидно, что наиболее общим объектом регулирования служит сам рынок, представляющий систему определенных экономических отношений. Ее и надо считать основным объектом упорядочения товарно-денежного обмена.
К системе рыночных отношений относятся взаимодействия между продавцами и покупателями, а также внутри группы продавцов и внутри группы покупателей. На координацию данной совокупности отношений прежде всего и должно быть направлено регулирование рынка. К объектам регулирования можно отнести[22]:
- Структурные
разновидности рынка.
- Движение
товаров и денег. На рынке,
как известно, участвуют не только
люди, их объединения, но и
- Торговля
и ее формы. Несмотря на
- собственно торговля;
- сфера услуг;
- общественное питание;
- банковская система;
- биржевая деятельность;
- страховое дело;
- информационно-консультативная служба и т.п.
У
каждой из перечисленных сфер тоже
есть свои особенности регулирования.
Скажем, собственно торговля или купля-продажа
услуг могут успешно
В конечном же счете, в повседневной практике внешние объекты регулирования выступают в виде конкретных предприятий и организаций рыночной сферы. Функционирование подобных объектов соответствующие структуры и даже отдельные люди в состоянии координировать непосредственно. Через них происходит упорядочение только что отмеченных более глубинных и более масштабных процессов: рыночных отношений в целом, их разновидностей, обращения товаров и денег, торговли вообще.
Рассмотрев основные черты регулирования экономики, можно сделать ряд выводов:
1.
Регулирование экономики – это
процесс, направленный на
2.
К причинам необходимости
3.
Современная рыночная
4.
К субъектам регулирования
5.
К объектам регулирования
Информация о работе Формы и методы регулирования рынка в развитых странах