Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:48, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
Данная работа состоит из четырех глав: трех теоретических и расчетной части, в которой отражены данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………...5
1.1. Факторы, влияющие на цену продукции…………………………………...5
1.2. Методы ценообразования…………………………………………………...7
1.3. Трансфертная цена…………………………………………………………11
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕГМЕНТОВ БИЗНЕСА…………………...13
2.1. Сегменты бизнеса…………………………………………………………..13
2.2. Показатели деятельности сегментов бизнеса…………………………….15
2.3. Отчетность по сегментам…………………………………………………..20
3. УЧЕТ ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………………23
3.1. Учет отгрузки продукции………………………………………………….23
3.2. Учет расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг…………………………………………………………………………………24
3.3. Учет продажи продукции………………………………………………….26
3.4. Определение выручки, ее признание и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о выручке……………………………………………….28
4. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….48
К финансовым критериям оценки деятельности центров ответственности относят четыре показателя финансового характера:
− прибыль (разность между
полученной выручкой за
− рентабельность активов (
− остаточная прибыль (прибыль,
− экономическая добавленная
стоимость или управляемая
Для контроля деятельности центров может использоваться лишь первый показатель. Три следующих (рентабельность активов, остаточная прибыль и экономическая добавленная стоимость) полезны для анализа результатов работы центров инвестиций. Расчет этих показателей предполагает наличие информации о стоимости активов, принадлежащих сегменту, и о размере его обязательств.
Деятельность подразделений зависит от аспектов не только финансового, но и не финансового характера – изобретательства, производительности, качества изделий (услуг), отпущенных покупателям (заказчикам), уровня удовлетворенности покупателей и заказчиков обслуживанием. Эти факторы также нуждаются в понимании, совершенствовании и оценке [10, c. 312].
В составе
первичной информации по отчетному
сегменту в бухгалтерской отчетности
раскрываются следующие показатели,
относящиеся к отчетному
а) общая величина выручки,
в том числе полученная от продажи внешним
покупателям и от операций с другими сегментами;
б) финансовый результат (
в) общая балансовая величина активов;
г) общая величина
д) общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
е) общая величина
ж) совокупная доля в чистой
прибыли (убытке) зависимых и дочерних
обществ, совместной
По вторичному сегменту раскрываются следующие показатели деятельности:
а) выручка от продажи внешним покупателям;
б) балансовая величина
в) величина капитальных
Далее представлены некоторые показатели деятельности по сегментам Группы «Татнефть» (табл. 2.1, 2.2, 2.3.) [27].
Таблица 2.1.
Выручка
от реализации и прочей
№ сег-та |
НАИМЕНОВАНИЕ СЕГМЕНТА |
за 3 мес., закон-ся 31.03.2009 г. |
за 3 мес., закон-ся 31.03.2008 г. |
1 |
Разведка и добыча нефти |
||
Собственная нефть, реализация на внутреннем рынке |
10611 |
13100 | |
Собственная нефть, реализация в СНГ |
4080 |
3203 | |
Собственная нефть, реализация в странах дальнего зарубежья |
37865 |
59447 | |
Прочее |
1172 |
716 | |
Межсегментная реализация |
1118 |
4222 | |
ИТОГО: выручка от разведки и добычи нефти |
54846 |
80688 | |
2 |
Переработка и реализация нефти и нефтепродуктов |
||
Покупная нефть |
673 |
4644 | |
Покупные нефтепродукты |
9580 |
9902 | |
Итого реализация на внутреннем рынке |
10253 |
14546 | |
Покупная нефть |
- |
- | |
Покупные нефтепродукты |
176 |
178 | |
Итого реализация в СНГ |
176 |
178 | |
Покупная нефть |
1077 |
7301 | |
Покупные нефтепродукты |
899 |
1770 | |
Итого реализация в страны дальнего зарубежья |
1976 |
9071 | |
Прочее |
972 |
560 | |
Межсегментная реализация |
389 |
554 | |
ИТОГО: выручка от переработки и реализации нефти и нефтепродуктов |
13766 |
24909 | |
3 |
Выручка от реализация по сегментам и прочей операционной деятельности |
73082 |
110806 |
Корпоративная и прочая реализация |
2207 |
3324 | |
Исключение межсегментных продаж |
(1749) |
(5078) | |
ИТОГО: выручка от реализации и прочей операционной деятельности |
73540 |
109052 |
Из таблицы видно, что выручка от разведки и добычи нефти в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, сократилась на 25842 млн. руб., причем сократилась реализация на внутреннем рынке на 2489 млн. руб. и в странах дальнего зарубежья на 21582 млн. руб., но при этом выручка от реализации в СНГ увеличилась на 877 млн. руб. Общая выручка от переработки и реализации нефти и нефтепродуктов сократилась на 11143 млн. руб. Наблюдается сокращение выручки от всем трем видам реализации, в зависимости от выбранного рынка на 4293 млн. руб., на 2 млн. руб. и на 7095 млн. руб. соответственно. Выручка от реализации и прочей операционной деятельности в 2009 году также сократилась на 35512 млн. руб.
Таблица 2.2.
Прибыль по сегментам, млн. руб.
Прибыль по сегментам |
за 3 мес., закон-ся 31.03.2009 г. |
за 3 мес., закон-ся 31.03.2008 г. |
Прибыль (убыток) по сегментам |
||
Разведка и добыча нефти |
11857 |
11150 |
Переработка и реализация нефти и нефтепродуктов |
1487 |
7552 |
Нефтехимия |
(309) |
569 |
Итого прибыль по сегментам |
13035 |
19271 |
Корпоративные и прочие |
290 |
(8824) |
Прочий (расход)/доход |
(1260) |
(1032) |
Прибыль до налога на прибыль и доли меньшинства |
12065 |
9415 |
Общая прибыль во сегментам в 2009 году сократилась по сравнению с 2008 годом на 6236 млн. руб., в том числе: по переработке и реализации нефти и нефтепродуктам на 6065 млн. руб., по нефтехимии на 260 млн. руб. Увеличение прибыли наблюдалось только по разведке и добычи нефти на 707 млн. руб.
Таблица 2.3.
Активы сегментов, млн. руб.
Активы |
На 31.03.2009 г. |
На 31.12.2008 г. |
Разведка и добыча нефти |
229424 |
218509 |
Переработка и реализация нефти и нефтепродуктов |
85174 |
72720 |
Нефтехимия |
21403 |
18768 |
Корпоративные и прочие |
87950 |
82983 |
ИТОГО активы |
423951 |
392980 |
Общая сумма активов 31 марта 2009 года увеличилась по сравнению с 31 декабря 2008 годом на 30971 млн. руб., в том числе по разведке и добыче нефти на 10915 млн. руб., по переработке и реализации нефти и нефтепродуктам на 12454 млн. руб., по нефтехимии на 2635 млн. руб., по корпоративным и прочим активам на 4967 млн. руб.
При анализе
сегментов особенно полезным является
сравнительный анализ показателей
выручки, расходов, финансовых результатов,
рентабельности продаж и активов. Последовательное
сопоставление аналогичных
В Положении по бухгалтерскому учету и отчетности РФ (РПБУ) раскрытие информации по сегментам определяется ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», которое было разработано в соответствии с МСФО (IAS) 14 «Отчетность сегментов».
Компании Группы ОАО «Татнефть» ведут учет и составляют финансовую отчетность в соответствии с ПБУ и отчетности в РФ («РПБУ») (табл. 2.4.). Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках дается в приложении 1, 2. [27]
Таблица 2.4.
Финансовая отчетность Группы ОАО «Татнефть» за 2007-2008 год
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ |
Ед.изм. |
2007 |
2008 |
Основные показатели |
|||
Выручка |
млн руб. |
197 471 |
218 962 |
Чистая прибыль |
млн руб. |
43 812 |
34 304 |
Рентабельность по чистой прибыли |
% |
22,2% |
15,7% |
Сокращенный баланс |
|||
I. Внеоборотные активы |
млн руб. |
105 019 |
115 938 |
II. Оборотные активы |
млн руб. |
128 847 |
126 347 |
Всего активов |
млн руб. |
233 866 |
242 286 |
III. Капитал и резервы |
млн руб. |
203 585 |
224 155 |
IV. Долгосрочные обязательства |
млн руб. |
4 749 |
5 445 |
V. Краткосрочные обязательства |
млн руб. |
25 532 |
12 686 |
Всего пассивов |
млн руб. |
233 866 |
242 286 |
Стоимость чистых активов |
млн руб. |
203 605 |
224 172 |
Коэффициент текущей ликвидности |
коэфф. |
4,9 |
8,8 |
Данная таблица позволяет
ПБУ 12/2000 предназначено для применения коммерческими организациями, как в индивидуальной, так и в сводной отчетности, которые осуществляют: различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т.п.; свою деятельность в различных географических регионах.
Положение
применяется организацией при составлении
сводной бухгалтерской
Операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям [1].
Для выделения информации об организации в отдельные сегмент согласно ПБУ 12/2000 должно выполнятся одно из следующих условий:
− выручка от продажи внешним
покупателям и от операций
с другими сегментами данной
организации составляет не
− финансовый результат
− активы данного сегмента
составляют не менее 10 процентов
суммарных активов всех
Ещё один количественный критерий – выделенные сегменты должны составлять не менее 75% выручки организации (форма №2). Если на выделенные сегменты приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют они указанным условиям или нет [3].
В случае, если операционный сегмент не удовлетворяет количественным пороговым показателям, он, тем не менее, может рассматриваться как отчетный. Для этого достаточно, чтобы руководство компании считало необходимым отдельно раскрыть информацию по нему.
Информация о работе Ценовая политика и система внутреннего контроля на предприятии