- Характеристика и содержание МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации».
Рекомендации в отношении профессиональных
обязательств аудитора в случае задания
по выполнению согласованных процедур
в отношении финансовой информации,
а также формы и содержания
отчета (заключения), который аудитор
предоставляет в связи с выполнением
такого задания, устанавливает МСА
920 «Задания по выполнению согласованных
процедур в отношении финансовой
информации». В разделе «Цель
задания о согласованных процедурах»
сказано, что цель задания о согласованных
процедурах заключается в выполнении
аудитором процедур аудиторского характера,
которые были согласованы между аудитором,
субъектом и любым соответствующим третьим
лицом, а также в предоставлении отчета
(заключения) об отмеченных фактах. В этом
разделе также говорится, что, поскольку
аудитор просто предоставляет указанный
отчет (заключение), аудитор не выражает
уверенность. Пользователи отчета (заключения)
сами оценивают процедуры и факты, сообщенные
аудитором, и делают свои собственные
заключения, основываясь на его работе.
Отчет (заключение) рекомендуется предоставлять
только тем сторонам, которые дали свое
согласие на проведение названных процедур,
так как другие стороны, не знающие причин
проведения этих процедур, могут неверно
истолковать результаты. В разделе «Общие
принципы задания о согласованных процедурах»
говорится, что аудитор при выполнения
задания должен соблюдать Кодекс этики
профессиональных бухгалтеров, изданный
МФБ.В соответствии с разделом «Определение
условий задания» аудитор обязан удостовериться
в том, что представители субъекта и другие
стороны, которым будет предоставлен отчет
(заключение) об отмеченных фактах, четко
понимают согласованные процедуры и условия
задания. В силу раздела «Планирование»
аудитор должен составить план работы
с целью эффективного ее выполнения. Раздел
«Документация» содержит требование относительно
документального отражения аудитором
вопросов, которые важны для представления
доказательств в обоснование отчета (заключения)
об отмеченных фактах и того, что задание
было выполнено в соответствии с данным
МСА и условиями задания. В разделе «Процедуры
и доказательства» говорится о необходимости
выполнения аудитором согласованных процедур
и использования полученных доказательств
в качестве основы для отчета (заключения)
об отмеченных фактах. Отмечено, что к
процедурам, используемым в задании о
выполнении согласованных процедур, могут
относиться: запросы и анализ; проверка
расчетов, сравнение и другие проверки
точности записей; наблюдение; инспектирование;
получение подтверждений. В разделе «Подготовка
отчета (заключения)» говорится, что отчет
(заключение) по заданию о согласованных
процедурах должен содержать описание
цели согласованных процедур, выполняемых
в ходе задания, для того чтобы дать читателю
возможность понять характер и объем выполняемых
работ. В конце данного МСА приводятся
приложения «Образец письма для задания
о согласованных процедурах» и «Образец
отчета (заключения) об отмеченных фактах
по кредиторской задолженности».
- Характеристика и содержание МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности».
Рекомендации в отношении профессиональных
обязанностей аудитора при выполнении
задания по обзорной проверке финансовой
отчетности приведены в МСА 910 «Задания
по обзору финансовой отчетности». В
этом стандарте указывается, что
результаты такой обзорной проверки
имеют меньшую доказательную
силу, чем результаты обычного аудита
финансовой отчетности. Обзорная проверка
финансовой отчетности — это услуга,
при проведении которой аудитор
должен определить наличие обстоятельств,
указывающих на то, что финансовая
отчетность не была составлена во всех
существенных аспектах в соответствии
с основными принципами финансовой
отчетности. Проведение обзорной проверки
в отличие от аудита не предполагает
оценки систем бухгалтерского учета
и внутреннего контроля, проверки
бухгалтерских записей, получения
ответов на запросы, полного набора
доказательств, получаемых в ходе проверки,
наблюдения, подтверждений и расчетов.
В разделе «Цель задания по обзорной проверке»
цель обзорной проверки финансовой отчетности
определена как предоставление аудитору
возможности констатировать на основании
процедур, не обеспечивающих все необходимые
при аудите доказательства, обнаружил
ли аудитор чтолибо, дающее ему основание
полагать, что финансовая отчетность не
составлена во всех существенных отношениях
в соответствии с основными принципами
финансовой отчетности (негативная уверенность).
В разделе «Общие принципы задания по
обзорной проверке» подчеркнута необходимость
проведения обзорной проверки с соблюдением
Кодекса этики профессиональных бухгалтеров.
В разделе «Объем обзорной проверки» говорится,
что термин «объем обзорной проверки»
применяется по отношению к обзорным процедурам,
выполнение которых признается необходимым
в данных обстоятельствах для достижения
цели обзорной проверки. Процедуры, необходимые
для проведения обзорной проверки финансовой
отчетности, аудитор определяет с учетом
требований данного МСА, соответствующих
профессиональных организаций, законодательства,
нормативных актов, а также условий задания
по обзорной проверке и требований к составлению
отчета (заключения). В разделе «Средняя
степень уверенности» сказано, что при
обзорной проверке обеспечивается средняя
степень уверенности в отношении того,
что проверяемая информация не содержит
существенных искажений. Это выражается
в форме негативной уверенности. Раздел
«Условия задания» содержит требование,
чтобы аудитор и клиент согласовали условия
задания. В разделе указано, что условия
задания, согласованные аудитором и клиентом,
отражаются в письме о задании или в другом
приемлемом документе, таком, как контракт.Раздел
«Планирование» обязывает аудитора планировать
работу таким образом, чтобы задание было
выполнено эффективно. При планировании
обзорной проверки финансовой отчетности
аудитор должен получить или пополнить
последними данными информацию о бизнесе
субъекта, в том числе путем анализа его
организации, систем бухгалтерского учета,
функциональных характеристик и состава
его активов, обязательств, доходов и расходов.
В разделе «Работа, выполненная другими
лицами» содержится требование к аудитору
при использовании результатов работы,
выполненной другим аудитором или экспертом,
удостовериться в том, что такая работа
соответствует целям обзорной проверки.
Согласно разделу «Документация» аудитор
должен документировать важные обстоятельства,
которые обеспечивают доказательства
в обоснование отчета (заключения) по обзорной
проверке и доказательства, подтверждающие,
что обзор был проведен в соответствии
с данным МСА.
- Характеристика и содержание МСА 810 «Исследование ожидаемой финансовой информации».
Рекомендации,связанных с проверкой
и составлением отчета (заключения) по
ожидаемой финансовой информации, включая
процедуры допущений, основанных на наиболее
точных оценках, и гипотетических допущений,
приведены в МСА 810 «Исследование ожидаемой
финансовой информации». Согласно этому
стандарту при выполнении задания по исследованию
ожидаемой финансовой информации аудитор
должен получить достаточные надлежащие
доказательства того, что: допущения руководства,
основанные на наиболее точных оценках,
на которых базируется ожидаемая финансовая
информация, нельзя не считать разумными,
а в случае гипотетических допущений таковые
согласуются с назначением информации;
ожидаемая финансовая информация надлежащим
образом подготовлена на основании допущений;
ожидаемая финансовая информация представлена
надлежащим образом и все существенные
допущения раскрыты в адекватной мере,
с четким указанием того, являются ли допущения
основанными на наиболее точных оценках
или гипотетическими допущениями; ожидаемая
финансовая информация подготовлена на
той же основе, что и финансовая отчетность
за предыдущие годы, в соответствии с надлежащими
принципами бухгалтерского учета. Понятие
«ожидаемая финансовая информация» определено
как финансовая информация, основанная
на допущениях относительно событий, которые
могут произойти в будущем, и возможных
действий субъекта, понятие «прогноз»
— как ожидаемая финансовая информация,
подготавливаемая на основании допущений
относительно будущих событий, наступления
которых ожидает руководство, и действий,
которые руководство предполагает предпринять
на момент подготовки информации (допущения,
основанные на наиболее точных оценках).В
разделе «Уверенность аудитора в отношении
ожидаемой финансовой информации» содержится
информация о том, что ожидаемая финансовая
информация относится к событиям или действиям,
которые еще не имели места и могут не
произойти, в связи с чем аудитор не в состоянии
выразить мнения по поводу того, будут
ли достигнуты результаты, указанные в
ожидаемой финансовой информации.В разделе
«Знание бизнеса» подчеркивается, что
аудитор должен иметь достаточные знания
о бизнесе клиента, чтобы быть в состоянии
определить, все ли важные допущения, необходимые
для подготовки ожидаемой финансовой
информации, были выявлены. В разделе «Процедуры
исследования» аудитору рекомендуется
при определении характера, сроков и объема
процедур принимать во внимание: вероятность
существенных искажений; знания, полученные
при выполнении любых предыдущих заданий;
компетентность руководства в части подготовки
ожидаемой финансовой информации; степень
влияния суждений руководства на ожидаемую
финансовую информацию; адекватность
и достоверность исходных данных. Согласно
разделу «Охватываемый период» аудитор
должен рассмотреть период времени, охватываемый
ожидаемой финансовой информацией. В этом
разделе говорится, что допущения становятся
тем ненадежнее, чем длиннее охватываемый
период, и чем он продолжительнее, тем
ниже возможность руководства сделать
допущения, основанные на наиболее точных
оценках, т.е. период не должен выходить
за временные рамки, позволяющие руководству
иметь разумную основу для оценки.
- Характеристика и содержание МСА 800 «Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей».
Руководство в связи с аудиторскими
заданиями для специальных целей
представлено в МСА 800 «Аудиторский
отчет (заключение) по аудиторским заданиям
для специальных целей». В контексте
этого МСА аудиторские задания
для специальных целей включают
в себя: финансовую отчетность, подготовленную
в соответствии со всесторонними основами
бухгалтерского учета, отличными от МСФО
или национальных стандартов; определенные
счета, элементы счетов или статьи финансовой
отчетности; соответствие контрактным
договоренностям; обобщенную финансовую
отчетность. Данный МСА не применяется
в рамках заданий, которыми предусмотрено
проведение обзорной проверки, согласованных
процедур или компиляции. Согласно МСА
800 аудитор должен проверить и оценить
выводы, сделанные на основе аудиторских
доказательств, полученных в ходе аудиторского
задания для специальных целей, в качестве
базы для выражения мнения. Отчет (заключение)
должен содержать ясно выраженное в письменном
виде мнение. В разделе «Общие соображения»
содержится требование, согласно которому
до того ак приступить к аудиторскому
заданию для специальных целей, аудитор
должен убедиться в достижении согласия
с клиентом относительно точного характера
задания, а также формы и содержания отчета
(заключения), который будет выпущен. В
этом разделе перечислены основные элементы
отчета (заключения) аудитора по аудиторскому
заданию для специальных целей: название;
адресат; открывающий или вводный абзац
(указание проаудированной информации;
заявление об ответственности руководства
субъекта и ответственности аудитора);
абзац, описывающий объем (ссылка на МСА,
применимые к аудиторскому заданию для
специальных целей; описание работы, выполненной
аудитором); абзац, выражающий мнение по
поводу финансовой информации; дата отчета
(заключения); адрес аудитора; подпись
аудитора. В МСА 800 включен раздел «Отчеты
(заключения) по финансовой отчетности,
подготовленной в соответствии со всесторонними
основами бухгалтерского учета, отличными
от Международных стандартов финансовой
отчетности или национальных стандартов».
В этом разделе говорится, что аудиторский
отчет (заключение) по финансовой отчетности,
подготовленной в соответствии с другими
всесторонними основами бухгалтерского
учета, должен содержать заявление, указывающее
на применяемые основы бухгалтерского
учета или включающее в себя ссылку на
пояснения к финансовой отчетности, содержащие
такую информацию. В мнении должно быть
указано, подготовлена ли финансовая отчетность
во всех существенных отношениях в соответствии
с указанными основами бухгалтерского
учета. От аудитора требуется, чтобы он
рассмотрел, явствует ли из названия или
примечаний к финансовой отчетности, что
данная отчетность подготовлена не в соответствии
с МСФО или национальными стандартами.
В разделе «Отчеты (заключения) по компонентам
финансовой отчетности» рассматриваются
случаи, когда от аудитора может потребоваться
выразить мнение по поводу одного или
нескольких компонентов финансовой отчетности
(по поводу дебиторской задолженности,
товарноматериальных запасов, начисления
премий работникам или резерва для уплаты
подоходного налога).
- Характеристика и содержание МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность».
Прочая информация – это
информация финансового и нефинансового
характера, содержащаяся вместе с финансовой
отчетностью в публикуемых документах.
Аудитор для работы с такой информацией
должен воспользоваться МСА720 «Прочая
информация в документах, содержащих проаудированную
финансовую отчетность».
Цель МСА 720 – установление
стандартов и предоставление руководства
по рассмотрению аудитором прочей информации,
по которой аудитор не обязан составлять
аудиторский отчет и которая содержится
в документах, содержащих проаудированную
финансовую отчетность, например, годовой
отчет.
Аудитор обязан ознакомиться
с прочей информацией для выявления
существенных несоответствий с проаудированной
финансовой отчетностью.
Обычно субъект публикует
документ, который включает проаудированную
финансовую отчетность вместе с аудиторским
отчетом (годовой отчет). В него может включаться прочая информация финансового и нефинансового
характера: а) отчеты руководства; б) финансовые показатели, коэффициенты; в) планируемые капитальные расходы; г) данные о занятости.
В некоторых случаях законом
или договором предусматривается
предоставление особого отчета по прочей
информации. Выполнение этого отчета
требует дополнительных процедур:
• обеспечение доступа к прочей
информации;
• рассмотрение прочей информации;
• наличие существенных несоответствий
и отражение их в отчетности;
• наличие существенного искажения
фактов.
Аудитор не несет ответственность
за качество оформления прочей информации. При
обнаружении несоответствий аудитор должен
определиться с необходимостью внесения
поправок в проверенную отчетность или
прочую информацию. Руководство субъекта
может не соглашаться с аудитором. В этих
случаях, если требуется внесение поправок
в отчетность, аудитор должен выразить
мнение с оговоркой или отрицательное
мнение. Если требуется внесение поправок
в прочую информацию, аудитор должен внести
в свой отчет поясняющий параграф, описывающий
несоответствие и расхождение с данными
субъекта.
Если аудитор
обнаружил искажения в прочей информации, не имеющей
отношения к содержанию проверяемой финансовой
отчетности, он должен сделать запрос
или обратиться с заявлением к руководству
субъекта с предложением устранить это
несоответствие или проконсультироваться
с экспертами. Если руководство субъекта
отказывается устранить выявленные несоответствия,
аудитор должен уведомить либо его высшее
руководство, либо лиц, от которых зависит
деятельность субъекта.