Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Международные стандарты аудита»
Основным руководством по использованию в ходе аудиторской проверки информации о финансовой отчетности, представленной руководством хозяйствующего субъекта, для аудитора является МСА 580 «Заявления руководства», которым предусмотрена обязанность аудитора получать соответствующие заявления от руководства субъекта. В этом стандарте определены случаи, когда такая информация особенно важна и когда ее следует получать в письменной форме.
В разделе «Признание руководством своей ответственности за финансовую отчетность», в частности, отмечено, что аудитор должен получить доказательство того, что руководство признает свою ответственность за достоверное представление финансовой отчетности в соответствии с установленными основными принципами составления финансовой отчетности, а также того, что данная финансовая отчетность была утверждена руководством.
В разделе «Заявления руководства в качестве аудиторских доказательств» говорится о необходимости получения аудитором письменных заявлений от руководства по вопросам, существенным для финансовой отчетности, если предполагается, что получить достаточные и уместные аудиторские доказательства другим путем невозможно. Под заявлениями руководства понимаются сведения, предоставляемые руководством аудитору в ходе проверки по собственной инициативе или в ответ на конкретные запросы.
Указывается, что в ходе аудиторской проверки руководство по своей инициативе или в ответ на конкретный запрос представляет аудитору множество заявлений. В тех случаях, когда они касаются вопросов, существенных для финансовой отчетности, аудитору следует:
■ получить аудиторские доказательства, подтверждающие заявления руководства, из источников внутри или вне предприятия;
■ оценить, являются ли заявления, сделанные руководством, объективными и соответствуют ли они прочей информации, полученной в ходе аудита, включая другие заявления, сделанные руководством;
■ определить степень информированности лиц, представивших заявления по конкретным вопросам.
Аудитор может попросить руководство заявить, в частности:
■ о признании своей ответственности за составление и представление финансовой отчетности;
■ об отсутствии нарушений в учете и искажений в отчетности;
■ о полноте представленных аудитору документации и информации;
■ о существовании связанных сторон;
■ об убытках по различным операциям;
■ о планах и намерениях относительно активов;
■ о праве собственности на активы;
■ о порядке определения оценочных значений;
■ об оценке уместности допущения непрерывности деятельности;
■ о раскрытии условных обязательств и гарантий;
■ о последующих событиях.
Отмечено, что заявления, сделанные руководством, не могут заменить другие аудиторские доказательства, которые предположительно будут доступны аудитору. Если аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства относительно факта, существенного для финансовой отчетности, в то время как они предположительно должны существовать и быть доступны, то это рассматривается как ограничение объема аудита, даже если руководство сделало соответствующие заявления по данному вопросу. Если заявления руководства противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитору рекомендуется изучить обстоятельства и в случае необходимости заново проанализировать вопрос о достоверности других заявлений руководства.
Если аудитор считает, что другие доказательства существуют и доступны, но он не может их получить, то это расценивается как ограничение объема аудита, несмотря на информацию, имеющуюся в заявлениях руководства. Однако в некоторых случаях доказательства могут быть получены исключительно из заявлений руководства (например, информация о намерениях исполнительного органа относительно сохранения на балансе каких-либо активов).
Согласно разделу «
В связи с тем что письменные заявления являются сравнительно лучшим аудиторским доказательством, нежели устные, нужен серьезный подход к их оформлению и включению в состав рабочей документации в качестве аудиторских доказательств. Такие заявления могут быть документально оформлены в виде: письма-заявления от руководства; письма аудитора, в котором излагается его понимание заявлений руководства и которое затем подтверждается руководством; соответствующих протоколов заседаний совета директоров или аналогичного органа либо подписанного руководством экземпляра финансовой отчетности.
Письмо-заявление обычно датируется тем же числом, что и аудиторское заключение. Однако при определенных обстоятельствах отдельное письмо-заявление относительно конкретных операций или событий может быть получено в ходе аудиторской проверки либо после даты аудиторского заключения, например на дату публичного размещения. Письмо-заявление обычно подписывают должностные лица, несущие ответственность за деятельность субъекта и ее финансовые аспекты (генеральный и финансовый директора).
Международный стандарт аудита завершается разделом «Действия в случае отказа руководства предоставить заявления», в котором отмечено, что если руководство отказывается предоставить заявления, которые аудитор считает необходимыми, это рассматривается как ограничение объема аудиторской проверки. В таком случае аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения в отношении финансовой отчетности. Аудитору рекомендуется также оценить, насколько важны другие заявления, сделанные руководством в ходе аудиторской проверки, и проанализировать, может ли такой отказ оказать какое-либо дополнительное влияние на аудиторское заключение.
В приложении к данному МСА приведен образец письма-заявления руководства (с оговоркой, что этот образец не является стандартным).
При планировании аудита и проведении аудиторских процедур аудитор должен рассмотреть соблюдение допущений о непрерывности, которое применяется руководством субъекта. Для этого нужно руководствоваться положениями МСА 570 «Непрерывность деятельности».
Цель МСА 570 – установление стандартов и предоставление руководства в отношении обязанностей аудитора при проверке финансовой отчетности с учетом допущений о непрерывности деятельности субъекта.
Непрерывность деятельности
– одно из базовых допущений МСФО
1 (п. 23, 24). Оценка руководством допущения
о непрерывности связана с
вынесением субъективного суждения
о будущих результатах событий
или условий, которые неотъемлемо
являются неопределенными. Здесь нужно
учитывать субъективность временных
суждений в оценке событий, специфике,
размере и склонность субъекта. Эта
субъективность связана с тем, что
руководство компании (субъекта) может
иметь намерения или причину
ликвидировать или прервать ее деятельность.
Наличие такой неопределенности
требует раскрытия
МСА 570 рассматривает примеры
событий или условий, которые
позволят усомниться в правильности
допущения о непрерывности
Аудитор обязан проанализировать оценку руководства, обращая особое внимание на длительность исследуемого периода (более 12 месяцев).
При выявлении условий или событий, которые вызывают сомнения в действительности допущения о непрерывности, аудитор должен проводить следующие дополнительные процедуры: 1)проверять планы руководства в отношении будущих потенциальных событий; 2) сбор достаточных доказательств и рассмотрение последствий планов руководства; 3) обращение к руководству с просьбой предоставить письменное заявление по поводу планов на будущее.
В ходе аудита должны быть описаны
случаи, когда допущение о
Последующие события оказывают очень существенное влияние на результаты проверки. Цель МСА 560 – установление стандартов и предоставление руководства в отношении обязанностей аудитора, связанных с последующими событиями.
Все основные положения МСА 560 опираются на МСФО 10 «Условные события и события, произошедшие после отчетной даты».
В соответствии с МСФО события, происходящие после отчетной даты, – это события, как благоприятные, так и неблагоприятные, которые происходят между отчетной датой и принятием решения о публикации финансовой отчетности. МСФО выделяет два типа таких событий: 1) события, обеспечивающие дополнительные доказательства условий, которые существовали на конец периода; 2) события, которые указывают на условия, возникающие после отчетной даты.
В российском бухгалтерском законодательстве отражению в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты посвящено ПБУ 7/98.
Сопоставление определений событий после отчетной даты, данных в МСФО 10 и ПБУ 7, выявляет одно принципиальное различие между ними – дата, замыкающая период, в который должно рассматриваться событие после отчетной даты. В МСФО 10 этой датой является дата утверждения даты финансовой отчетности к публикации. Причем процесс утверждения финансовой отчетности к публикации варьируется в зависимости от структуры управления и методов, используемых при подготовке и завершении финансовой отчетности. В ПБУ 7 такой завершающей датой считается дата подписания бухгалтерской отчетности за отчетный период. При этом датой подписания бухгалтерской отчетности считается дата, которая указана в бухгалтерской отчетности при ее представлении в адреса, определенные в соответствии с законодательством. Очевидно, что поскольку протяженность периода между отчетной датой и датой утверждения финансовой отчетности к публикации или датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год может быть различной, аудитор должен обратить на это обстоятельство особое внимание.
МСА 560 выделяет и рассматривает отдельно события, происходящие до даты аудиторского заключения, и факты, обнаруженные после выпуска финансовой отчетности. Прежде всего это связано с четким разграничением ответственности аудитора за финансовую отчетность и его выводы о ней.
При проверке событий, которые произошли до даты аудиторского заключения, аудитор должен установить все события, имевшие место до даты заключения, чтобы внести корректировки в финансовую отчетность.
Аудитор обязан учесть и рассмотреть все события, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность, и проверить, отражены ли они в учете и отчетности.
При проверке фактов после
даты аудиторского заключения, но до выпуска
финансовой отчетности всю ответственность
несет руководство субъекта. В
этом периоде все вопросы, связанные
с внесением изменений в
Определение связанной стороны дано в международном стандарте финансовой отчетности 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»: стороны считаются связанными, если при принятии финансовых и оперативных решений одна сторона может контролировать другую или оказывать на нее значительное влияние.
Рекомендации в отношении
Данный стандарт требует от аудиторов
выполнения аудиторских процедур для
получения достаточных и
Указывается, что за определение
связанных сторон и операций с
ними, а также раскрытие
Информация о работе Шпаргалка по "Международным стандартам аудита"