Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:22, шпаргалка
краткие шпоргалки по бухгалтерскому учету
-по назначению основные средства классифицируют на производственные и непроизводственные.
Произв-венные основные средства принимают непосредственное участие в процессах произв-ва и реализации прод-ции (товаров, работ, услуг) или создают необходимые условия для их осуществления. В зависимости от назначения они подразделяются на след. группы: здания, сооружения, машины и оборуд-ние, транспортные ср-ва, инструмент, произв-вен. и хоз-вен. инвентарь, рабочий скот, многолетние насаждения и др.
Непроизв-венные основные средства не участвуют в процессе произ-ва, а используются для культурно-бытовых нужд раб-ков (клубы, столовые, детские сады).
-по роли в процессе производства
основные средства классифицируют на:
активные (непосредственно участвуют
в процессе произв-ва или реализации: машины,
оборуд-ние, транспорт, произв-вен. инвентарь)
и пассивные основные средства (обеспечивают
нормальное функционирование активной
части основных средств).
Все средства, находящиеся в распоряжении организации, по источникам образования подразделяются на следующие виды:
К источникам собственных средств относят фонды, прибыль, резервы. Основным источником собственных средств является уставный фонд – совокупность вкладов (в денежном выражении) учредителей в имущество организации при его создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Эта сумма средств записывается в уставе организации, утверждается и регистрируется в государственных органах. Кроме уставного фонда источниками собственных являются:
Другим важным источником собственных средств является прибыль, которая выявляется в процессе реализации продукции (работ, услуг), товаров и других материальных ценностей как разница между выручкой от реализации и себестоимостью материальных ценностей. К резервам относятся:
В процессе работы организации может возникнуть потребность в дополнительных денежных или материальных средствах. Их можно занять у других организаций и лиц. Такие средства называются заемными источниками. К ним относятся:
– долгосрочные и краткосрочные кредиты – это суммы задолженности по кредитам, предоставленным банками для расширения и развития производства, внедрения новой техники и на другие нужды;
– долгосрочные и краткосрочные займы – это суммы, полученные от юридических и физических лиц, от выпуска и продажи акций трудового коллектива.
В соответствии с договором организация обязана возвратить полученные средства, погасить свою задолженность перед банком или заимодавцем.
К заемным средствам относится также кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям или лицам. К ней относятся следующие виды задолженности: поставщикам за поставленные материальные ценности, подрядчикам за выполненные работы и оказанные услуги, работникам по оплате труда, бюджету по налогам и сборам, органам по социальному страхованию и обеспечению, подотчетным лицам, учредителям по начисленным им дивидендам, другим кредиторам.
В основе деятельности организаций лежат хозяйственные операции. Основное содержание бухгалтерского учета состоит в отражении этих хозяйственных операций. Хозяйственная операция представляет собой движение имущества организации, которое сопровождается сменой его форм. В хозяйственной деятельности организаций совершаются многочисленные и разнообразные хозяйственные операции. Совокупность однородных хозяйственных операций представляет собой хозяйственный процесс. Различают следующие процессы: снабжения, производства и реализации.
В процессе снабжения организация-покупатель приобретает у организаций-поставщиков за деньги материальные ценности. Из сферы обращения средства переходят в сферу производства. Процесс снабжения состоит из следующих операций: заключения договоров с поставщиками, оплаты поставщикам стоимости материалов и расходов по доставке, поступления материалов на склад и др.
В процессе производства материальные ценности с помощью средств труда и под воздействием рабочей силы превращаются в готовые изделия. Хозяйственные операции данного процесса отражают использование материальных ценностей, начисление амортизации по основным средствам, начисление заработной платы и др. Процесс производства заканчивается определением фактической себестоимости изготовленной продукции. После изготовления готовая продукция из производственной сферы попадает в сферу обращения для реализации.
Процесс реализации представляет собой совокупность хозяйственных операций по сбыту и продаже. В процессе реализации организация-поставщик продает покупателям изготовленную продукцию за деньги, но в возросшей сумме. Поставщик возмещает в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции и получает прибыль.
Произведенная
и реализованная продукция
Таким образом, в организации происходит непрерывное движения имущества из одной формы в другую и переход из одного процесса в другой, между которыми не должно быть перерывов. Организация должна иметь средства в каждом процессе в денежной, производственной и товарной формах.
Метод бухгалтерского учета – это система приемов и способов, обеспечивающая получение бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, взаимосвязанного отражения и обобщения в денежном выражении объектов бухгалтерского учета.
В систему приемов и способов входят следующие элементы:
1. Документация. 2. Инвентаризация. 3. Оценка. 4. Калькуляция.
5. Счета. 6. Двойная запись. 7. Бухгалтерский баланс. 8. Отчетность.
Документация – это сплошное и непрерывное письменное оформление факта совершения хозяйственных операций.
Инвентаризация – это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и состояния обязательств, выявление отклонений от учетных данных и отражение их в учете.
Оценка является способом выражения в денежном измерении хозяйственных операций. Перевод натуральных и трудовых показателей в денежный осуществляется через цены, тарифы, тарифные ставки, сдельные расценки.
Денежная оценка необходима для калькулирования.
Калькуляция – это совокупность приемов и методов, используемых для определения затрат, связанных с осуществлением хозяйственных процессов (заготовления, производства и реализации). Это способ группировки затрат и исчисления фактической себестоимости приобретаемых средств, произведенной и реализованной продукции (работ, услуг).
Счет – это способ группировки и отражения состояния, движения однородных объектов учета (основных средств, материалов, денежных средств в кассе и на счетах в банке, расчетов по оплате труда и др.).
Хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета отражаются способом двойной записи. Это значит, что каждая хозяйственная операция затрагивает два объекта учета и отражается на двух счетах бухгалтерского учета в одинаковой сумме.
Двойная запись позволяет обеспечить балансовое обобщение оборота хозяйственных средств (активов) и источников их образования (пассивов).
Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки в денежном выражении хозяйственных средств по их составу и источникам образования на определенную дату, как правило, по состоянию на первое число каждого месяца. В балансе отражаются остатки имущества организации и ее обязательств.
Отчетность – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период (месяц, квартал, год). Показатели отчетности необходимы для внутренних и внешних пользователей. Они используются для проведения анализа, планирования, принятия хозяйственных и управленческих решений и для оценки экономического положения организации.
Баланс представляет собой равновесие, равенство двух каких-либо сторон, показателей, итогов.
В бухгалтерском
учете баланс возникает на основе
классификации имущества
По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, в которой с одной стороны отражается имущество предприятия по его составу и функциональной роли в процессе деятельности предприятия, т. е. показано, какое имущество есть на предприятии и как оно размещено (например, основные средства, материалы, денежные средства на расчетном счете или в кассе). Эта часть баланса называется актив.
С другой стороны в бухгалтерском балансе отражаются средства предприятия по источникам образования, т. е. показано, откуда получены и для какой цели предназначены эти средства (например, уставный фонд, нераспределенная прибыль, кредиты банка и др.). Эта часть баланса называется пассив.
Все средства предприятия отражены в балансе в сгруппированном виде в соответствии с их экономическим содержанием и в денежном выражении.
Баланс составляется на первое число отчетного периода (месяц, квартал, год) и называется начальным (вступительным), а если он составлен на конец отчетного периода – заключительным (отчетным). Поскольку в активе и пассиве баланса показаны одни и те же средства, но по двум признакам, то итог актива всегда равен итогу пассива. Итоговая сумма баланса называется валютой.
Каждый отдельный вид средств или источников называется статьей баланса. Статьи бывают активные и пассивные. Однородные статьи актива и пассива объединяются, образуя группы и разделы.
Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:
В процессе хозяйственной деятельности состав и величина средств предприятия все время меняются. Это происходит под влиянием хозяйственных операций, что приводит к изменениям в балансе.
Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете делятся на 4 типа:
I – операции, которые вызывают изменения в активе баланса: увеличение одной статьи баланса и уменьшение другой на одну и ту же сумму (например, сданы деньги из кассы в банк на расчетный счет – на расчетном счете деньги увеличиваются, а в кассе уменьшаются. Валюта баланса не изменяется);
II – операции, которые вызывают изменения в пассиве баланса: увеличение одной статьи и уменьшение другой на одну и ту же сумму (например, за счет нераспределенной прибыли образован резервный фонд – нераспределенная прибыль уменьшается, а резервный фонд увеличивается. Валюта баланса не изменяется);
III – операции, которые вызывают одновременное
увеличение актива и пассива баланса на
одну и ту же сумму (например, поступили
от поставщиков материалы – в активе баланса
произошло увеличение материалов,
в пассиве баланса увеличилась кредиторская
задолженность поставщикам. Валюта баланса
увеличилась);
IV – операции, которые вызывают одновременное уменьшение актива и пассива баланса на одну и ту же сумму (например, перечислены деньги с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам – в активе баланса произошло уменьшение денег на расчетном счете, а в пассиве баланса – уменьшение кредиторской задолженности поставщикам. Валюта баланса уменьшилась).
Таким образом, все хозяйственные операции в бухгалтерском учете являются двойными и взаимосвязанными. При любых изменениях в балансе равенство актива и пассива не нарушается.
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего отражения изменений, которые происходят в составе средств и источников. Эти изменения отражаются в бухгалтерском учете как увеличение или уменьшение.