Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:39, курсовая работа
Особенность этих денег заключается в том, что их нельзя пощупать или просто подержать в руках. Их нельзя положить в карман. Они как бы материально не существуют. Тем не менее, эти деньги не только совершенно материальны, но и приобрели ряд таких замечательных качеств, которые обычной валюте недоступны.
Цель работы - проследить историю возникновения и развития электронных денег. Определить достоинства и недостатки. А также проблемы, возникающие у пользователей этих средств оплаты.
ВВЕДЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА ЭЛЕКРОННЫХ ДЕНЕГ, ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Определения электронных денег
1.2 Разновидности электронных денег
1.3 Свойства электронных денег
1.4 Эмиссия электронных денег
1.5 Преимущества и недостатки электронных денег
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭЛЕКРОННЫХ ДЕНЕГ
2.1 История развития электронных денег
2.2 Законодательная база
2.3 Тенденции развития электронных денег
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В октябре 2009 г. ведущие компании российского рынка электронных платежей в рамках круглого стола "Электронные деньги: в поисках регулирования" объявили о создании Ассоциации "Электронные Деньги" (АЭД). К Ассоциации присоединились компании i-Free, WebMoney, Яndex. Деньги, платежный сервис QIWI (КИВИ), национальные индустриальные ассоциации НАУМИР и НАУЭТ. Создатели ассоциации определили основную цель АЭД следующим образом: развитие рынка электронных денег как общедоступной финансовой услуги в интересах населения, государства и участников отрасли.
Лидерами российского рынка электронных денег 2009 года в категории "интернет-платежи" по-прежнему остаются Яндекс. Деньги и WebMoney, совокупная доля которых составляет порядка 90%. В 2009 году обороты этих компаний выросли на 40% по отношению к 2008 году: российские пользователи пополнили свои интернет-кошельки в этих платежных системах на сумму более 17 млрд. рублей, а общее число активных аккаунтов превысило 2,3 млн.
Число пользователей рынка электронных денег в категории "мобильные платежи" (за товары и услуги, не связанные с мобильным контентом) в 2009 году составило более 15 млн. человек, объем платежей - порядка 8 млрд. рублей. Прирост оборотов компаний в этой категории составил порядка 100%. Крупнейшими игроками рынка являются i-Free, A1, Инфон, Инкор-медиа.
У другого крупного участника рынка - платежного сервиса QIWI (КИВИ) - объединяющего в себе такие категории рынка электронных денег как "мобильные, терминальные и интернет-платежи", в 2009 году число пользователей превысило 6 млн. человек, а оборот составил более 11 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем показатели предыдущего года.
Таблица 1.
Основные показатели рынка электронных денег в 2009 г: [35]
Тип электронных кошельков |
Пополнение кошельков, млрд руб |
Активная аудитория, млн человек |
Универсальные /вкл терминалы, Интернет, мобильные/ |
11 |
6.2 |
Интернет |
17 |
2.3 |
Мобильные |
12 |
15 |
По данным опроса, который проводился в августе 2009 года, электронными деньгами за последний месяц расплачивались 2,24 млн человек или 7% городской месячной аудитории Рунета старше 18 лет.
На российском рынке
в 2009 году суммарный оборот платежей
по перечисленным платежным
Рис.3. Доля электронных платежных систем в общем обороте за 2009г.
Рынок электронных денег в России в 2009 году продемонстрировал высокие темпы роста. По оценке Ассоциации "Электронные деньги" (АЭД), число россиян, воспользовавшихся "электронными кошельками", составило порядка 20 млн. человек, а суммарный оборот отрасли превысил 40 млрд. рублей.
За три квартала 2010 года оборот рынка электронных денег в России составил около 40 млрд руб.
Знаковое событие произошло 6 октября 2010 г., холдинг QIWI Ltd, куда входит лидер рынка моментальных платежей платежная система "Киви", объявил о том, что обзавелся собственным банком.100% акций 1-го Процессингового банка приобрела входящая в холдинг компания ОСМП. Таким образом, платежная система "Киви" фактически стала первой на этом рынке 100-процентным собственником коммерческого банка. Так как большая часть платежей, осуществляемых через терминалы (переводы, погашение кредитов, продажа виртуальных карт, платежи в пользу государства, оплата услуг ЖКХ) предполагает активное взаимодействие с банками, однако платежная система в таком случае платит ему комиссию и лишается части своего дохода. Поэтому при большом объеме платежного бизнеса выгоднее иметь свой банк. Кроме того, банковские продукты, продаваемые через терминалы, имеют довольно сложную структуру, и в случае если банк откажется от сотрудничества, платежной системе будет сложно быстро найти нового партнера и наладить с ним взаимодействие. У сделки есть еще один аспект: в законопроекте о национальной платежной системе, разработанном Минфином, предусмотрено ограничение доступа платежных систем к эмиссии электронных денег (для этого нужна лицензия кредитной организации). Обсуждается также вопрос, что оператором платежной системы может быть лишь организация, имеющая такие лицензии. Целью сделки является компенсация будущих регулятивных рисков, указывают в QIWI Ltd, приобретение банка поможет холдингу в том числе и в случае, если операторов платежной системы обяжут страховать платежи в банке.
2.3 Законодательная база
В России в отличие
от большинства зарубежных рынков нет
специфического законодательства, регулирующего
эту отрасль. Каждая ЭПС в свое
время придумала себе схему функционирования
в рамках общего законодательства,
все платежные системы сильно
разнятся по юридической модели и
технической реализации, имеют свои
особенности ведения
В 2009 году были приняты
федеральный закон № 103-ФЗ "О
деятельности по приёму платежей физических
лиц, осуществляемой платёжными агентами"
и федеральный закон № 121-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием
До конца 2010 года
планируется принять закон о
Национальной платёжной системе, который
должен упорядочить работы всех участников
рынка розничных платежей, не охваченных
нынешним законодательством. 15 ноября
2010г законопроект внесён в Госдуму
России. В законопроекте предусмотрены
специальные положения, устанавливающие
требования к деятельности операторов
электронных денег и
Интерес представляет
и инициированный Минэкономразвития
РФ в июне 2010 года проект закона № 342098-5
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием
В 2009 году была создана
ассоциация "Электронные деньги",
в которую вошли WebMoney, Яндекс. Деньги,
Объединённая система моментальных
платежей (бренд QIWI), оператор мобильных
платежей i-Free, Национальное партнёрство
участников микроэлектронного рынка
(НАУМИР), Национальная ассоциация участников
электронной торговли (НАУЭТ). Участники
настаивают на том, что для дальнейшего
нормального развития рынок электронных
денег нуждается в правовой основе.
Среди задач ассоциации - участие
в выработке касающихся электронных
денег законов и выработка
уникальной отчётности, которая поможет
анализировать состояние и
2.2 Тенденции развития электронных денег
В ближайшее время электронных денег рынок может стать существенно больше. Недавно принятые в первом чтении поправки в законы "О банках и банковской деятельности" и "О связи" (так называемый законопроект "О мобильных платежах") после вступления их в силу легализуют мобильных операторов в качестве полноправных участников рынка электронных денег. Их клиенты смогут оплачивать товары и услуги в интернете за счет остатков средств на своих абонентских счетах. По экспертным оценкам, сейчас на этих счетах находится около 800 млрд руб. То есть, даже если на электронные платежи клиентами операторов связи будет использоваться лишь 5% этих средств, рынок электронных платежей может вырасти вдвое. Впрочем, и конкуренция на нем увеличится.
Рынок электронных
денег - это система расчетов за заказанные
в интернете товары и услуги через
электронные кошельки (или счета).
Представители систем электронных
денег, опасаясь утраты своих позиций,
уже сейчас начали лоббировать внесение
поправок в еще не принятый законопроект
"О мобильных платежах". По их
мнению, надзор за новыми участниками
системы должен быть таким же строгим,
каким его собираются сделать
за уже существующими. Они напоминают,
что проект закона "О национальной
платежной системе", которым будет
регулироваться их деятельность, предполагает
ее обязательное лицензирование со стороны
Центробанка. Законопроект же "О
мобильных платежах" никакого лицензирования
не предусматривает, требуя от сотовых
операторов лишь иметь договор с
банком. "После принятия законопроекта
о национальной платежной системе
себестоимость бизнеса систем электронных
денег увеличится, - говорит председатель
ассоциации "Электронные деньги"
Виктор Достов. - Для получения лицензии
ЦБ необходимо иметь уставный капитал
в размере 18 млн руб., примерно столько
же составят первоначальные затраты
на набор дополнительного
Операторы сотовой
связи рассчитывают, что законопроект
"О мобильных платежах" останется
без изменений, полагая, что если
и править, то законопроект "О
национальной платежной системе".
Если Госдума примет законопроект "О
мобильных платежах", неизбежны
будут и корректировки
Достичь компромисса
и согласовать между собой
два законопроекта будет
Заключение
В современном мире
интернет и компьютерные технологии
прочно вошли в жизнь обычного
человека. Любая уважающая себя компания
имеет как минимум сайт в интернете,
а большое количество обычных
магазинов имеют своих
В данной работе мы
дали определение электронным
Электронные деньги - это денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Такие денежные обязательства соответствуют следующим трем критериям: фиксируются и хранятся на электронном носителе; выпускаются эмитентом при получении от иных лиц денежных средств в объёме не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость; принимаются, как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями.
С одной стороны они являются средством платежа, с другой - обязательством эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных неэлектронных деньгах.
Определили основные достоинства: универсальность электронных денег означает, что они могут быть использованы относительно повсеместно; делимость - обычная разменность; моментальность расчетов; портативность не зависимо от количества денег; безопасность.
Проследили историю возникновения в 1997 году и развития электронных денег в течении 12 лет. За такое короткое время платежные системы на основе электронных денег прошли путь от почти игрушечных платежей до оборота в 53 млрд. руб. в 2010 году. И эти показатели в ближайшее время будут расти не снижаемыми темпами не менее 25% в год.
Намечается тенденция сращивания бизнеса электронных платежных систем с банковским бизнесом.
Определили лидеров рынка электронных денег:
На российском рынке интернет-деньег в 2009 году суммарный оборот платежей по перечисленным платежным системам составил около 18,3 млрд рублей, из которого на долю системы "Яндекс. Деньги" приходится примерно 47% оборота, на WebMoney около 45%, почти по 4% на RBK Money и "Единый кошелек". Прогнозируемый прирост этого рынка в 2010 году составит 25%. В сегменте платёжных терминалов с функцией пополнения счёта в "Личном кабинете" без конкретной цели лидируют КиберПлат около 30% и QIWI примерно 43%. В сфере мобильных платежей для приобретения товаров и услуг, доставляемых не на телефон, безусловным лидером является i-Free.
Информация о работе Элекронные деньги: история возникновения и развития