Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:22, реферат

Краткое описание

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное устройство — организация бюджетной системы, принципы ее построения1. Становление российской бюджетной системы шло параллельно с проведением экономической реформы. Новая концепция бюджетного устройства России, предусматривающая ее значительную децентрализацию, обеспечивалась принятием ряда законодательных актов, регламентирующих расширение демократических принципов построения бюджетной системы и усиление территориальных аспектов управления. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 г. Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Вложенные файлы: 1 файл

Kontrolnaya_rabota._Byudjetnaya_sistema_RF,_ee_sostav_i_printsipyi_organizatsii.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)






Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая  часть

 

Вариант 2

 

Тема: «Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации»

 

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное устройство — организация бюджетной системы, принципы ее построения1. Становление российской бюджетной системы шло параллельно с проведением экономической реформы. Новая концепция бюджетного устройства России, предусматривающая ее значительную децентрализацию, обеспечивалась принятием ряда законодательных актов, регламентирующих расширение демократических принципов построения бюджетной системы и усиление территориальных аспектов управления. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 г. Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Большое значение для развития бюджетов субъектов РФ имел Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Этот закон определил права субъектов РФ, а также местных территориальных образований в лице их законодательных (представительных) и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты, расходование средств этих бюджетов, определил взаимоотношения указанных органов в бюджетном процессе. Закон установил также общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития национально-государственных и административно-территориальных образований. 

В бюджетную систему  РФ как самостоятельные части  входят: федеральный бюджет, республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет Российской Федерации (рис. 1).

Рис. 1. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации

 

В табл. 1 представлено распределение  доходов консолидированного бюджета РФ по видам бюджетов в 2001 г.

Таблица 1

Распределение доходов консолидированного бюджета  РФ по уровням бюджетной системы  на 2001,2002 гг., %

 

Наименование  доходов

2001 г.

2002 г.

2002 г. по сравнению  с 2001 г.

1.     Всего

100,0

100,0

*

В том числе:

     

1.1.   Налоги и сборы в  косолидированный бюджет

75,55

84,74

+ 9,19

В том числе:

     

1.1.1. в федеральный бюджет из  него: единый социальный налог

38,78

47,27 10,78

+ 8,49

1.1.2. в территориальные бюджеты*

36,77

37,47

+ 0,7

1.2.   Государственные внебюджетные бонды

24.45

15,26

-9.19

2.     Налоги  и сборы — всего* *

100,0

100,0

*

 

в федеральный бюджет

51,33

49,34

-1,99

 

в территориальные бюджеты

48,67

50,66

+ 1,99

 

в том числе:

       

2.1.   Налог на прибыль (доход)  организаций

27,54

19,88

-7,66

 

в федеральный бюджет

11,47

7,40

-4,07

 

в территориальные бюджеты

16,07

12,48

-3,59

 

2.2.   Налог на доходы физических  лиц

13,71

15,34

+ 1,63

 

в федеральный бюджет

0,15

-

-0,15

 

в территориальные бюджеты

13,56

15,34

+ 1,78

 

2.3.   НДС

25,62

22,85

-2,77

 

в федеральный бюджет

25,62

22,85

-2,77

 

в территориальные бюджеты

-

-

-

 

2.4.   Акцизы

12,32

11,15

-1,17

 

в федеральный бюджет

10,17

9,04

-1,13

 

в территориальные бюджеты

2,15

2,11

-0,04

 

2.5.   Платежи за пользование  природными ресурсами

8,02

14,35

+6,33

 

в федеральный бюджет

2,67

9,19

+6,52

 

в территориальные бюджеты

5,35

5,16

-0,19

 

из них:

       

налог на добычу полезных ископаемых

-

11,82

   

в федеральный бюджет

-

8,79

   

в территориальные бюджеты

-

3,03

   

2.6.  Другие налоги и сборы

12,79

16,43

+3,64

 

в федеральный бюджет

1,25

0,86

-0,39

 

в территориальные бюджеты

11,54

15,57

+4,03

 

Рассчитано по данным Министерства РФ по налогам и сборам (Российская газета. 2003. 28 янв.).                                                                                                    

* Приводится в опубликованной  формулировке. По принятой классификации  уровней бюджетной системы —  бюджеты субъектов РФ. Параллельное  использование этих терминов  нередко встречается в публикациях  по бюджетной тематике.

** Налоги и сборы, поступающие в консолидированный бюджет РФ, принимаются за 100%.

 

Таблица весьма информативна. В консолидированный бюджет РФ2 в 2001 и 2002 гг. поступило соответственно 75,55 и 84,74% от общей суммы налогов и сборов, в государственные внебюджетные фонды — 24,45 и 15, 27%. Очевидна тенденция распределения налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Доля федерального бюджета в 2002 г. по сравнению с 2001 г. снизилась по следующим поступлениям: налогу на прибыль организации - на 4,07%, НДС - на 2,77%, акцизам — на 1,13%, другим налогам и сборам — на 0,39%. Возросла доля платежей за пользование природными ресурсами — на 6,52%.

Свод бюджетов всех уровней  на территории соответствующей административно-территориальной единицы представляет собой ее консолидированный бюджет. Рассмотрим структуру консолидированного бюджета субъекта РФ на примере области (рис. 2).

Рис. 2. Бюджетная система субъектов РФ:

 

* Республики в составе РФ (21); области, края (55); автономные округа (10); автономная область (1); города федерального значения (2).

** Республиканский (республики  в составе РФ); областной, краевой,  окружной (автономного округа); областной автономной области; городской (городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга).

 

Итак, бюджетная система  РФ состоит из трех звеньев: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В 1995 г. был принят Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который ввел новое понятие — муниципальное образование. Муниципальное образование — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета Российской Федерации. Понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований», «бюджеты органов местного самоуправления» на практике рассматриваются как синонимы.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 18 апреля 2002 г. значительное внимание уделяется проблемам правовой регламентации полномочий местного самоуправления и вопросам их финансового обеспечения. В частности, Президент РФ отмечает, что в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Федеральный закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов РФ в малой степени согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом. Одна из причин — нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также неопределенность: за что именно должны отвечать государственные органы, за что — органы местного самоуправления. В этой связи необходимо законодательно уточнить само понятие местного самоуправления. Это положение актуально для всех субъектов РФ без исключения.

Бюджетный кодекс РФ расширил бюджетную систему, включив в  нее бюджеты государственных  внебюджетных фондов. Подобное расширительное толкование вводится впервые. Можно сказать, что существует «нетто-бюджет», куда включены три уровня бюджета, и «брутто-бюджет», состоящий из «нетто-бюджетов» и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Как следует из БК РФ, бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:

— единства;

— разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

— самостоятельности бюджетов;

— полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— сбалансированности бюджета;

— эффективности  и  экономности  использования  бюджетных средств;

— общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

— гласности;

— достоверности бюджета;

— адресности и целевого характера бюджетных средств. Рассмотрим принципы организации бюджетной системы подробнее.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Это один из актуальнейших вопросов как теории финансовой науки, так и практики бюджетной работы. «Размытость» полномочий и ответственности приводит весьма часто к низкой эффективности бюджетного процесса.

Принцип самостоятельности  бюджетов провозглашает:

—  право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

— наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;— законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;

— право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

— недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

— недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Остановимся подробнее  на принципе самостоятельности бюджетов. Здесь вполне можно согласиться с мнением ряда видных российских экономистов, в частности проф. В.М. Родионовой, которая в комментариях к одному из проектов БК РФ указывала на то, что принцип самостоятельности может быть полностью реализован лишь в условиях функционирования такого механизма разграничения доходных источников между органами власти разного уровня, при котором на любом уровне управления обеспечивается соответствие доходов финансируемым расходам и стабильность условий поступления денежных средств в бюджет.

Содержание БК РФ и  нормы других действующих законодательных актов, регулирующих бюджетный процесс, свидетельствуют, однако, о том, что эти условия не выполняются. Между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, равно как и между территориальными и местным бюджетами, допускаются проявление субъективизма, неравенство федеральных, территориальных и местных интересов, приоритет вышестоящих бюджетов над нижестоящими.

Информация о работе Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации