Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:22, реферат
Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное устройство — организация бюджетной системы, принципы ее построения1. Становление российской бюджетной системы шло параллельно с проведением экономической реформы. Новая концепция бюджетного устройства России, предусматривающая ее значительную децентрализацию, обеспечивалась принятием ряда законодательных актов, регламентирующих расширение демократических принципов построения бюджетной системы и усиление территориальных аспектов управления. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 г. Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».
Анализ бюджетной работы показывает, что принцип самостоятельности на практике реализуется далеко не в полной мере. Это относится и к региональным, и к местным бюджетам, где проблема проявляется с особой остротой. Здесь, с нашей точки зрения, уместно привести следующее высказывание В. Скрыпника, директора Всероссийского научно-технического информационного центра: «Новое направление развития науки видится в изменении вектора фундаментальных и прикладных исследований к возобновлению исследований жизнеобеспечения регионов страны. Глубокий анализ полученной в ходе таких исследований информации будет способствовать выявлению перспектив развития национальных ресурсов с учетом их территориальных особенностей, разработке эффективных программ развития, принятию законов, отражающих специфику регионов, гармоничному сочетанию усилий федеральных и региональных органов власти как необходимому условию экономического подъема. На основании результатов этих исследований можно будет принимать решения, способствующие подъему экономики без больших материальных и финансовых затрат»3. Мысль автора статьи о том, что региональный и местный уровень — важнейшее звено для бюджетных реформ, сомнений не вызывает. Именно поэтому стратегической целью Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.4 является обеспечение реальной налогово-бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти. Для этого предусматривается четкое разграничение расходных полномочий и обязательств властей разных уровней, освобождение регионов и муниципалитетов от бремени нефинансируемых федеральных мандатов, закрепление на долгосрочной основе за региональными и местными властями доходных источников, внедрение общенациональных стандартов управления общественными финансами, включая казначейское исполнения региональных и местных бюджетов. Таким образом, предстоит реструктуризация налоговых полномочий и межбюджетных отношений, цель которой — обеспечение реальных полномочий и реальной ответственности за результаты деятельности органов власти каждого уровня.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в них в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставленных в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета, достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Здесь следует отметить,
что для эффективности бюджетно
— четкость роли и функций отражает важное значение четкого разграничения деятельности органов государственного управления между бюджетно-налоговой, денежно-кредитной сферой и государственными предприятиями, а также между государственными и частными секторами;
— общественная доступность информации означает необходимость как наличия полной бюджетно-налоговой информации, так и обязательной публикации органами государственного управления бюджетно-налоговой информации в четко установленные сроки;
— открытость подготовки и исполнения бюджета и бюджетной отчетности относится к традиционным нормам, касающимся охвата, доступности и доверенности бюджетно-налоговой информации. Особое внимание уделяется разработке и согласованию международных статистических и бухгалтерских стандартов применительно к отчетности органов государственного управления;
— независимые гарантии достоверности дополняют традиционные средства обеспечения таких гарантий с помощью внешнего аудита и статистической самостоятельности, а также призывают органы государственного управления к открытости проведения независимой проверки.
Следующий принцип построения и функционирования бюджетной системы РФ — достоверность бюджета — означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Следует обратить внимание, что из всех перечисленных только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести собственно к принципам ее построения. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, больше определяют задачи, условия и требования к функционированию бюджетной системы. Рассмотренные выше принципы организации и функционирования бюджетной системы не являются окончательными и неизменными. Развитие экономики России, установление вертикали власти, совершенствование взаимоотношений между федеральным центром и субъектами РФ, между субъектами РФ и муниципальными образованиями повлечет за собой уточнение содержания ряда принципов.
2. Аналитическая часть
Вариант 10
1. По данным таблицы рассчитайте следующие показатели:
• структуру расходов бюджета;
• удельный вес каждого из направлений расходов и общих расходов относительно ВВП;
• номинальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП;
• реальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП. По результатам расчетов заполните таблицу.
2. Проведите сравнительный
анализ рассчитанных
3. Напишите выводы
об уровне развития
Статьи расходов бюджета |
2000 год |
2001 год | ||||||
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
темп прироста, % | ||||
в расходах |
в ВВП |
в расходах |
в ВВП |
номинальный |
реальный | |||
Социальная политика |
120 |
5.02 |
2.857143 |
78 |
2.92 |
1.32 |
-35.00 |
-36.46 |
Образование |
78 |
3.26 |
1.857143 |
71 |
2.66 |
1.21 |
-8.97 |
-11.02 |
Здравоохранение |
60 |
2.51 |
1.428571 |
57 |
2.13 |
0.97 |
-5.00 |
-7.13 |
Расходы бюджета |
2392 |
100 |
56.95238 |
2672 |
100 |
45.37 |
11.71 |
9.20 |
ВВП |
4200 |
* |
100 |
5 890 |
* |
100 |
40.24 |
37.09 |
Инфляция, % |
11 |
* |
* |
13 |
* |
* |
* |
* |
Статьи расходов бюджета |
2002 год | ||||
| млрд. руб. |
уд. вес, % |
темп прироста, % | ||
| в расходах |
в ВВП |
номинальный |
реальный | |
Социальная политика |
72 |
2.31 |
0.73 |
-7.69 |
-8.75 |
Образование |
68 |
2.19 |
0.69 |
-4.23 |
-5.33 |
Здравоохранение |
79 |
2.54 |
0.80 |
38.60 |
37.00 |
Расходы бюджета |
3112 |
100.00 |
31.59 |
16.47 |
15.13 |
ВВП |
9 850 |
* |
100 |
67.23 |
65.31 |
Инфляция, % |
14 |
* |
* |
* |
* |
Статьи расходов бюджета |
2003 год | ||||
| млрд. руб. |
уд. вес, % |
темп прироста, % | ||
| в расходах |
в ВВП |
номинальный |
реальный | |
Социальная политика |
60 |
1.70 |
0.37 |
-16.67 |
-18.60 |
Образование |
62 |
1.76 |
0.38 |
-8.82 |
-10.94 |
Здравоохранение |
74 |
2.10 |
0.45 |
-6.33 |
-8.51 |
Расходы бюджета |
3522 |
100.00 |
21.55 |
13.17 |
10.54 |
ВВП |
16 340 |
* |
100 |
65.89 |
62.03 |
Инфляция, % |
16 |
* |
* |
* |
* |
Информация о работе Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации