Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:57, контрольная работа
Краткое описание
Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей. Центральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств (инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями. Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.
Местные бюджеты играют второстепенную
роль. Они обеспечивают финансовыми ресурсами:
- местное самоуправление;
- реализацию местных социально-экономических
задач;
Выполнение делегированных от вышестоящих
органов власти в области социально-культурных
и политических мероприятий.
Четвертый элемент бюджетной системы
РФ – государственные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Фонд обязательного медицинского
страхования РФ и др.; на уровне субъектов
Федерации – в каждом случае своя совокупность
фондов, а на местном уровне – внебюджетные
фонды местного значения. Их задачей является
финансирование конкретных социально-экономических
целевых мероприятий, таких, как пенсионное
обеспечение, медицинское и социальное
страхование и др.
Отличительная черта бюджетной системы
России – большое многообразие структурных
образований: республика, край, округ,
область, город, район и т.д. Кроме федерального
бюджета она включает 89 бюджетов субъектов
Федерации (городские бюджеты Москвы и
Санкт-Петербурга, 21 республиканский бюджет,
55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных
бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской
автономной области) и около 30 тысяч местных
бюджетов (городских, районных, поселковых,
сельских).
Таким образом, бюджетная система Российской
Федерации представляет собой сложную
экономическую категорию, выражающую
совокупность экономических отношений
между органами государственной власти,
негосударственными экономическими субъектами
и физическими лицами по поводу формирования
и использования денежных фондов различных
органов государственной власти. С другой
стороны, бюджетная система является мощным
планомерным субъективным механизмом
формирования и использования всей совокупности
бюджетов различных органов государственной
власти.[10,c.73]
1.4 Основные проблемы
бюджетного финансирования
Проблемы современной бюджетной политики
России всецело определяются характером
и особенностями:
1. государственно-экономического
устройства бывшего СССР (федерализм
с формальной стороны и унитаризм
– с фактической);
2. перехода от административно-командной
системы хозяйствования к рыночной;
3. будущего социально-экономического
устройства (неясность общего направления
и перспектив движения общества:
социализм, капитализм, тоталитаризм).
Сейчас в России идет борьба между развивающимся
частным капиталом (холдингами, банками,
корпорациями и др.), классом предпринимателей
и собственников, в значительной степени
захватившим экономическую власть и чувствующим
недостаток политической власти, с одной
стороны, и государственным аппаратом,
ощущающим негативное влияние утраты
экономической власти, - с другой.
Все сказанное непосредственно затрагивает
экономическую основу государства – бюджет,
обнажая его слабые стороны и недостатки.
Последние принципиально различны с позиций
госаппарата и класса имущих людей, общества,
но сходятся в одном – в целесообразности
и необходимости проведения бюджетной
реформы.
Современное состояние бюджетной системы
РФ в какой-то степени можно определить
несколько измененным известным тезисом:
«Низы не хотят жить по-старому, а верхи
не могут управлять по-новому». Наиболее
слабыми моментами являются:
1. Сосредоточение основной доли
финансовых ресурсов страны в
федеральном бюджете, которое снижает
экономические возможности региональных
и местных бюджетов в решении
своих социально-экономических функций.
2. Низкая доля собственных доходов
и высокая – регулирующих и
трансфертов.
3. Укоренившаяся практика административного
регулирования доходов территориальных
бюджетов.
4. Участившаяся практика «спихивания»
расходов вниз по бюджетной
системе без подкрепления соответствующими
доходами.
Отказ федерального бюджета от финансирования
многих мероприятий и повышение роли местных
и региональных органов власти и жизнедеятельности
общества обусловили рост нехватки финансовых
ресурсов на низовом уровне. Региональные
и местные бюджеты поставлены в крайне
тяжелое положение постоянных просителей
у вышестоящих органов. Ярким примером
тому является ситуация с финансированием
повышения оплаты труда работникам бюджетной
сферы в начале 2002г., когда некоторые региональные
власти были вынуждены предлагать свои
полномочия вышестоящим инстанциям.
По существу, принципы экономической
и финансовой самостоятельности местных
и региональных бюджетов носят формальный
характер и не соблюдаются.
Перечисленные проблемы, и, прежде всего
проблема бюджетного федерализма в управлении
бюджетными отношениями, требуют скорейшего
решения, в основе которого – последовательное
проведение в жизнь положений Бюджетного
кодекса РФ.[7,414]
2. Анализ бюджетного
финансирования социальной сферы
Глобальные перемены, произошедшие в
России за последнее десятилетие: смена
общественной формации, преобразование
всех институтов власти, переход от плановой
экономики на принципы рыночной и становление
свободной конкуренции, как в производственной,
так и в непроизводственной сферах, не
могли не отразиться на социальном климате
в обществе.
Недостаточное финансирование государством
принятых им федеральных социальных законов
на протяжении второй половины 1990-х гг.
привело к отрицательным последствиям
разного масштаба и уровня, среди которых
- снижение эффективности федеральной
социальной политики и усиление социальной
напряженности в обществе.
За прошедшие с начала реформ годы произошла
заметная и принципиально важная деформация
в структуре источников финансирования
социальной сферы. Наиболее важной отличительной
особенностью этого процесса стал резкий
абсолютный и относительный рост расходов
на социальные услуга и социальные денежные
выплаты из нецентрализованных и внебюджетных
источников. Во всех без исключения отраслях
социальной сферы (образование, здравоохранение,
культура, жилищно-коммунальное хозяйство
и бытовое обслуживание) увеличилась доля
расходов населения в финансировании
социальной сферы.
Серьезной проблемой является количественное
несоответствие муниципальных доходов
и расходов. Слабое наполнение финансовыми
ресурсами приводит местные бюджеты в
целом к ухудшению финансирования социальной
сферы муниципальных образований. Поэтому
существующее положение требует от муниципальных
образований поиска принципиально иных
источников финансирования. Если уровень
текущих муниципальных расходов определяется
величиной текущих доходов, то привлечение
заемных ресурсов позволяет органам местного
самоуправления перейти к целевому планированию
расходов - принимать новые муниципальные
программы и финансировать их за счет
займов. Такой подход представляется справедливым:
поскольку использование займов дает
возможность не только в короткие сроки
обеспечить финансирование проектов,
но и равномерно распределить бремя расходов
между всеми поколениями жителей, пользующихся
созданной инфраструктурой. Также необходимо
увеличение доходной базы местных бюджетов
путем закрепления за ними собственных
налоговых доходов.
Существующие источники финансирования
социальной сферы обеспечивают минимальные
условия ее поддерживания (текущие платежи
на заработную плату и за коммунальные
услуги). Такое положение приводит к деградации
и разрушению ее основных фондов.
Ограниченность инвестиций, осуществляемых
за счет федерального, региональных бюджетов
субъектов Российской Федерации и бюджетов
муниципальных образований, которые в
последние годы направляются в социальную
сферу, стали одной из главных причин,
сдерживающих строительство и реконструкцию
объектов образования, здравоохранения;
культуры, науки, а также внедрение в эти
отрасли экономики современного, прогрессивного
оборудования.
Отсюда очевидны два главных направления
укрепления местного самоуправления:
добиться демократического формирования
и функционирования местной власти на
всей территории страны, а также четко
определить полномочия муниципалитетов,
отделив их от полномочий других уровней
власти, с одновременной передачей им
необходимого объема средств.
Бюджет является одним из универсальных
механизмов, с помощью которых государство
участвует в финансировании расходов
и содействует развитию социальных отраслей.
2.1 Финансирование социальной
сферы как важнейшая характеристика
бюджета государства
Главной целью социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации
является последовательное повышение
уровня жизни населения и обеспечение
социальных гарантий.
Данные социальные гарантии определяются
обязательствами государства, установленными
статьями 7, 38, 39, 41, 43 Конституции Российской
Федерации, а также Уставами субъектов
Российской Федерации, Федеральными и
региональными законами, нормативными
документами муниципальных образований.
К социальным гарантиям, обеспечение
которых возлагается но отрасли социальной
сферы, относятся, прежде всего, гарантии
в области социального обслуживания, здравоохранения,
образования и культуры.
Для чего предлагается установление
государственных минимальных социальных
стандартов (ГМСС) услуг, предоставляемых
государственными и муниципальными учреждениями
гражданам, находящимся в трудной жизненной
ситуации, которую они не могут преодолеть
самостоятельно.
Получение образования – одна из важнейших
конституционных прав граждан России.
Конституция РФ гарантирует населению
нашей страны возможность получения образовательных
услуг, предоставляемых государственными
образовательными учреждениями на бесплатной
основе.
В Российской Федерации в настоящее время
действуют государственные, муниципальные
и частные учебные заведения. Финансирование
их осуществляется из федерального, региональных
, местных бюджетов и за счет личных средств
граждан.
За счет средств федерального бюджета
финансируется основная часть высших
учебных заведений. Начальное и среднее
профессиональное образование примерно
поровну из региональных и местных бюджетов.
Дошкольные учреждения и учреждения общего
образования финансируются из местных
бюджетов.
Кроме бюджетных средств, которые являются
в настоящее время превалирующим источником
финансирования образовательных заведений,
используются личные средства граждан,
платящих за образовательные услуги, предоставляемые
государственными, муниципальными и частными
учебными учреждениями.
Финансовое обеспечение образовательных
учреждений осуществляется на базе утвержденных
представительными органами власти государственных
и местных нормативов.
Следствием постоянного и серьезного
недофинансирования сферы образования
становится снижение уровня материально-технического
обеспечения учреждений, низкий уровень
оплаты преподавательского состава и
уменьшение из-за этого числа квалифицированных
преподавателей. Все это ведет к снижению
качества обучения подрастающего поколения,
а в итоге – к к научно-техническому отставанию
нашей страны, экономическим потерям,
социальной напряженности в обществе.
В плане действий Правительства РФ в
сфере образования предусматривается
создание условий для реализации гражданами
своих конституционных прав на образование,
по структуре и качеству соответствующее
потребностям развития экономики и гражданского
общества.
В связи с этим правительством РФ планируется:
- увеличение финансирования образования
из бюджетных и внебюджетных
источников;
- обеспечение софинансирования на
конкурсной основе инвестиционных проектов;
- установление порядка функционирования
гимназий и других типов государственных
средних школ, расширенный учебный
план которых софинансируется родителями
учащихся;
- установление особого статуса
образовательных организаций ("учебное
заведение") вместо существующего
статуса государственных учреждений.
- переход на контрактную основу
финансовых взаимоотношений образовательных
организаций с государством, предполагающую
нормативно-подушевое финансирование
учебных заведений одной строкой "Исполнение
государственных именных финансовых обязательств".
- внесение изменений и дополнений
в Гражданский кодекс РФ и
Бюджетный кодекс РФ;
- установление федеральной составляющей
и рамочных условий разработки
региональной составляющей государственного
стандарта основного общего образования.
Принятие документов, определяющих
принцип минимального бюджетного
финансирования образовательных
стандартов на федеральном и
региональном (местном) уровнях, возможность
финансирования дополнительных
образовательных услуг в системе
общего образования за счет
средств родителей;
- формирование новой системы
стипендиального обеспечения студентов
(академические и социальные стипендии).
Важнейший показатель развития человеческой
цивилизации – уровень культуры. В нашей
стране создан довольно крупный потенциал
учреждений культуры, число некоторых
видов объектов культуры продолжает расти.
В целях поддержания и роста культурного
уровня общества государство выделяет
из бюджета финансовые ресурсы. Главным
источником финансирования учреждений
культуры и искусства являются территориальные
бюджеты. Особенности финансирования
объектов культуры состоит в том, что часть
из них имеет возможность получать внебюджетные
доходы, поступающие в результате их коммерческой
деятельности. В первую очередь это относится
к зрелищным учреждениям (театрам, циркам,
концертным залам, дворцам культуры и
др.). Поэтому в этой области имеет место
сочетание бюджетного финансирования
с результатами хозяйственной деятельности.
Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные
ассигнования преобладают. Если бюджетное
финансирование музеев, библиотек, дворцов
культуры осуществляется по полному перечню
статей расхода (зарплата с начислениями,
хозяйственные расходы, ремонт и т.д.),
то для театров, концертных организаций,
цирков, организаций кинематографии бюджетные
ассигнования выделяются главным образом
в виде субсидий и средств на капитальный
ремонт. В виде бюджетных субсидий оказывается
так же поддержка средствам массовой информации
(телерадиовещанию, периодической печати,
издательствам)