Бюджетное финансирование: понятие и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей. Центральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств (инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями. Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетное финансирование.docx

— 347.53 Кб (Скачать файл)
  • Финансирование капитальных вложений по федеральным целевым программам осуществляется в соответствии с инвестиционной программой для соответствующей территории, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Перечисление средств на бюджетные счета заказчиков осуществляется на основе решений, принятых исполнительными органами власти субъектов РФ.

  • Отчеты об использовании средств федерального бюджета на федеральные целевые программы представляются получателями средств органам Федерального казначейства в установленные законом сроки. Казначейство, в свою очередь, представляет отчет Минфину России Просветов Г.И. Финансы, денежное обращение и кредит, М.: Альфа - прес, 2008г., стр.240 .

  • Механизм финансирования государственных инвестиций за счет средств федерального бюджета на возвратной основе может характеризоваться следующим: заемщик, победивший в конкурсе на предоставление государственных инвестиционных расходов за счет средств бюджета развития, проводит тендер среди поставщиков товаров (работ, услуг), необходимых для реализации целевой программы. По результатам тендера составляется график платежей, который доводится до банка-агента. Минэкономразвития РФ по результатам тендера заключает договор с победителем на осуществление функции банка-агента по расчетно-кассовому обслуживанию специального счета с особым режимом. Спецсчет открывается Минэкономразвития РФ в банке-агенте для аккумулирования средств, необходимых для реализации программы, на победителя конкурса. На счет бюджетные средства поступают в соответствии с графиком и согласно графику расходуются по этапам реализации программы (проекта) Просветов Г.И. Финансы, денежное обращение и кредит, М.: Альфа - прес, 2008г., стр.242.

  • 2. Анализ бюджетного финансирования образования

  • 2.1 Понятие и источники бюджетного финансирования образования

Образование играет большую роль в жизни высокоразвитого рыночного общества. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) ФЗ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ .

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. ФЗ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ

В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в конце 20 - начале 21 вв. в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.

Получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе Конституция Российской Федерации, М., Просвет, 2007г., ст. 43. Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Создание и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств. Наиболее важным из этих документов является Закон РФ «Об образовании» от 13 января

1996 г. №12 - ФЗ.

Граждане РФ вправе получать образование без ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Российское государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования и профессионального начального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые ФЗ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ, ст. 5.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Практика обучения и воcпитания подрастающего поколения за последние десятилетия показала, что уровень этой работы не отвечает современным требованиям. Все это обусловило необходимость модернизации общеобразовательной школы.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В Российской Федерации в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения. Новиков А.М., Методология образования, М.: Эгвес, 2006 г, стр. 253 Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

Финансирование сферы образования в России будет ежегодно увеличиваться на 20-30%, в 2009 году финансирование образования увеличено на 26% (до 423 млрд. рублей). В целом средства, которые страна тратила в последние годы и будет тратить на образование, увеличиваются каждый год, примерно, на 10-20%. И в дальнейшем эта тенденция сохранится www.minfin.ru.

Проблемы, входящие в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, решаются в рамках средств, выделяемых им из федерального бюджета на основную деятельность, а для органов исполнительной власти субъектов РФ - с использованием субвенций, трансфертов, дотаций и т.д. Предполагается, что бюджеты субъектов федерации должны софинансировать мероприятия федеральной целевой программы, в которых данный регион участвует. В таблице 1 приведено планируемое соотношение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных средств в процессе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.

 

Таблица 1. Распределение прогнозируемых объемов финансирования мероприятий Программы развития (млн. рублей)Приложение № 1 к «Концепции Федеральной целевой программы развития 
образования на 2006 - 2010 годы» от 03.09.2005г. №1340-р.

 

Источник финансирования

Объем финансирования

 
 

2006-2010 годы - всего

в том числе

 
   

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

 

Всего

61952,35

9485,19

10360,97

12740,85

13622,23

15743,11

 

Федеральный бюджет

45335,02

6335

7518,44

9300,87

10196,93

11983,78

 

Другие источники - всего

16617,33

3150,19

2842,53

3439,98

3425,3

3759,33

 

в том числе:  
бюджеты субъектов Российской Федерации

12501,74

2673,93

2133,82

2486,79

2470,78

2736,42

 

внебюджетные источники

4115,59

476,26

708,71

953,19

954,52

1022,91

 
               

 

Расходы на образование и подготовку кадров - самый крупный раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах - более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7% www.budgetrf.ru.

Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения - 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения www.ed.gov.ru.

Финансовое обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов. В основе этих нормативов лежат следующие параметры, заложенные в Законе РФ «Об образовании»: финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. человек населения Российской Федерации; для этого ежегодное выделение финансовых ресурсов должно составлять не менее 10% величины национального дохода; на финансирование вузов должно выделяться не менее 3% расходов федерального бюджета ФЗ «Об образовании» от 13.01.1996г №12-ФЗ, ст. 40. Однако в настоящее время эти нормативы не выдерживаются, так как финансирование образования зависит от величины бюджетных доходов.

Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Существует комплекс федеральных целевых программ (ФЦП) в сфере образования, финансируемых из федерального бюджета (таблица 2). Федеральные целевые программы формируются для решения конкретных задач или выполнения определенных функций с участием многих министерств и ведомств. В этом случае программа выступает как организационная форма, обеспечивающая горизонтальную координацию деятельности независимых компонентов в отраслевой структуре.

Таблица №2. Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета (тыс. рублей) Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008г. № 204-ФЗ .

 
 

Объем финансирования, 
всего

 
 

2008

2009

 

Федеральная целевая программа «Жилище» (2002-2010 гг.)

1448600,0

1558506,1

 

Федеральная целевая программа  
«Дети России» на 2006-2010 годы

370740,0

480700,0

 

Подпрограмма «Одаренные дети»

28800,0

21600,0

 

Подпрограмма «Здоровое поколение»

22000,0

22400,0

 

Подпрограмма «Дети и семья»

219940,0

436700,0

 

Федеральная целевая программа  
«Русский язык» (2006-2010 гг.)

300000,0

280000,0

 

Федеральная целевая программа  
«Комплексные меры противодействия  
злоупотреблению наркотиками и их  
незаконному обороту» (2005-2009 гг.)

42369,0

50000,0

 

Федеральная целевая программа  
«Национальная технологическая база»  
(2007-2011 гг.)

25000,0

30000,0

 

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно - технологического комплекса России на 2007-2012 годы»

80256,0

99265,0

 

Федеральная целевая программа  
«Электронная Россия» (2002-2010 гг.)

20000,0

30000,0

 

Итого

2557705

3009171,1

 
       

 

Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь, и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

Информация о работе Бюджетное финансирование: понятие и принципы