Бюджетные потоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 04:53, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа имеет тему «Бюджетные потоки». Данное понятие неразрывно связано с понятием «бюджет» и «бюджетная система». Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

I Введение…………………..………………………………………………3-4
II Бюджетные потоки…………………...………………………………….5-37
1.Понятие и общие сведения о государственном бюджете……………..5-7
2.Доходы государственного бюджета………………………………..…..8-16
2.1 доходы федерального бюджета……………………………….10-12
2.2 доходы бюджетов субъектов…………………………………..12-14
2.3 доходы местныех бюджетов…………………………………...14-16
3.Расходы государственного бюджета…………………………………. .17-25
3.1 общие сведения,принципы………………………………….…17-22
3.2 резервные фонды…………………………………………….…22-23
3.3 резервный фонд Президента РФ…………………………….…23
3.4 расходные обязательства……………………………………….23-25
4.Межбюджетные отношения…………………………………………….26-34
4.1 Общие сведения………………………………………………....26-27
4.2 дотации…………………………………………………………..27-28
4.3 субсидии………………………………………………………....28-29
4.4 субвенции…………………………………………………….….29-31
4.5 трансформация бюджетных отношений………………………31-34
5. Налоговые поступления………………………………………………..34-36
III. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2008-2010 годы и анализ их показателей…………………………………………….37-51
Основные принципы и приоритеты бюджетной политики в 2008- 2010……………………………………………………………………..37-38
Обеспечение сбалансированности……………………..……………..39-40
Бюджетная политика в области доходов…………………………….40-42
Бюджетная политика в области расходов………………………………42-50
Межбюджетные отношения……………………………………………..50-52
IV. Заключение……………………………………………………………….53-54
V.Список литературы………………………………………………………..55

Вложенные файлы: 1 файл

гла.docx

— 449.31 Кб (Скачать файл)

ДОТАЦИИ

Дотация (от лат. dotatio - дар, пожертвование; англ. subsidy) - 1) в бюджетном законодательстве РФ бюджетные средства, предоставляемые  бюджету др. уровня бюджетной системы  РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ); 2) средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения (ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»); 3) денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке государством предприятиям, организациям и отдельным производителям для покрытия убытков, разрыва между их расходами и доходами; доплата, материальная помощь При капитализме дотации широко применяется как форма санирования (оздоровления) капиталистических предприятий, оказания финансовой поддержки военной промышленности и малоприбыльным сферам приложения капитала (отрасли инфраструктуры и др.). Дотации выделяется на проведение научных исследований. Буржуазное государство использует дотации также как средство регулирования бюджетов местного "самоуправления", что усиливает их зависимость от центра. Дотации выплачивается часто на возмещение убытков монополиям в добывающих отраслях в связи с "бедностью руд", фермерам на ликвидацию потерь, связанных с сокращением посевных площадей в целях поддержания высокого уровня цен. В условиях империализма дотации выступает как средство дополнительного обогащения финансовой олигархии. Дотации получают и отдельные организации непроизводственной сферы (например, театры).

Дотации:

1. Бюджетные средства, предоставляемые  на безвозмездной и безвозвратной  основе для покрытия текущих  расходов бюджету другого уровня  бюджетной системы Российской  Федерации. 

2. Государственное пособие  гражданам и организациям для  покрытия убытков или других  целей.

3. Доплата. 

СУБСИДИИ

Статья 132. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета

1. Под субсидиями бюджетам  субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета понимаются  межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета образует Федеральный  фонд софинансирования расходов.

2. В составе федерального  бюджета могут предусматриваться  субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации на выравнивание  обеспеченности субъектов Российской  Федерации в целях реализации  ими их отдельных расходных  обязательств.

3. Цели и условия предоставления  и расходования субсидий бюджетам  субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета, критерии  отбора субъектов Российской  Федерации для предоставления  указанных межбюджетных субсидий  и их распределения между субъектами  Российской Федерации устанавливаются  федеральными законами и (или)  принятыми в соответствии с  ними нормативными правовыми  актами Правительства Российской  Федерации на срок не менее  трех лет.

Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.

СУБВЕНЦИИ

1. Под субвенциями местным  бюджетам из бюджета субъекта  Российской Федерации понимаются  межбюджетные трансферты, предоставляемые  местным бюджетам в целях финансового  обеспечения расходных обязательств  муниципальных образований, возникающих  при выполнении государственных  полномочий Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций  местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.

2. Субвенции местным бюджетам  из бюджета субъекта Российской  Федерации формируются в бюджете  субъекта Российской Федерации  за счет:

1) субвенций бюджетам  субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета на  осуществление органами местного  самоуправления отдельных полномочий  федеральных органов государственной  власти;

2) собственных доходов  и источников финансирования  дефицита бюджета субъекта Российской  Федерации в объеме, необходимом  для осуществления органами местного  самоуправления отдельных полномочий  органов государственной власти  субъекта Российской Федерации.

3. Субвенции местным бюджетам  из бюджета субъекта Российской  Федерации распределяются в соответствии  с едиными для каждого вида  субвенции методиками, утверждаемыми  законом субъекта Российской  Федерации в соответствии с  требованиями настоящего Кодекса,  между всеми муниципальными образованиями  субъекта Российской Федерации.

4. В случае наделения  отдельными государственными полномочиями  органов местного самоуправления  поселений законом субъекта Российской  Федерации органы местного самоуправления  муниципальных районов могут  быть наделены полномочиями органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации по расчету  и предоставлению субвенций бюджетам  поселений.

5. Распределение субвенций  местным бюджетам из бюджета  субъекта Российской Федерации  утверждается законом о бюджете  субъекта Российской Федерации  по каждому муниципальному образованию  и виду субвенции.

В случае наделения органов  местного самоуправления муниципальных  районов полномочиями по расчету  и предоставлению субвенций бюджетам поселений распределение указанных  субвенций между бюджетами поселений  утверждается решением представительного  органа муниципального района о бюджете  муниципального района.

При этом допускается утверждение  не распределенной между муниципальными образованиями субвенции местным  бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей  субвенции, которая может быть распределена между местными бюджетами в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения бюджета  субъекта Российской Федерации без  внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете  субъекта Российской Федерации.

6. Субвенции местным бюджетам  из бюджета субъекта Российской  Федерации, финансовое обеспечение  которых осуществляется за счет  субвенций из федерального бюджета,  расходуются в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов  бюджетам поселений (за исключением  межбюджетных трансфертов на осуществление  части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с  заключенными соглашениями) предоставляются  при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений  бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Принципы действующей  в настоящее время системы  межбюджетных отношений были созданы  в 1994 г. Они обеспечили переход от индивидуального согласования объемов  финансовой помощи субъектам РФ к  единым правилам ее распределения. В  качестве основы для расчетов бюджетные  расходы 1991 г. использовались с последующим  их доведением до года, принимаемого за базовый по доходам, но это привело  к усилению субъективизма при  принятии конкретных решений об объемах  финансирования.

К негативным можно также  отнести следующие моменты:

1) система не создавала  в полной мере условия для  обоснования закрепления расходных  полномочий для каждого уровня  бюджетов;

2) трансферты из Федерального  фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации (ФФПР) стали  превалирующей формой финансовой  поддержки из федерального бюджета,  устранив альтернативные варианты  решения проблемы бюджетной обеспеченности  регионов. В целом отсутствовал  комплексный подход к выравниванию  социально-экономического развития  регионов с учетом целевых  федеральных программ;

3) в системе межбюджетных  отношений не уделялось должного  внимания институциональным реформам, направленным на сокращение бюджетных  расходов;

4) отсутствует должная  заинтересованность органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления в увеличении  налогового потенциала и росте  собственных бюджетных доходов; 

5) отсутствует нормативная  база для обоснования потребностей  в бюджетных расходах;

6) не решается главная  проблема по сокращению дотационности  бюджетов субъектов РФ, устранению  необоснованных встречных финансовых  потоков; 

7) трансферты из ФФПР  касаются лишь текущих расходов  и не влияют на территориальное  перераспределение государственных  инвестиций;

8) нерешенность проблем  межбюджетных отношений влияет  на усиление противоречий между  федеральными органами государственной  власти и органами власти субъектов  РФ, а последних — с органами  местного самоуправления.

Рассмотрим концепцию  реформирования межбюджетных отношений, разработанную и представленную Правительством РФ на период 1999 — 2001 гг.

Реформа межбюджетных отношений  направлена на решение следующих  задач:

• повышение эффективности  использования и управления финансовыми  ресурсами бюджетной системы;

• выравнивание возможностей реализации минимального уровня социальных гарантий, финансируемых из бюджетов всех уровней;

• создание условий для  повышения эффективности социально-экономического развития регионов.

Основу межбюджетных отношений  составляют следующие принципы:

• сбалансированность интересов  всех участников межбюджетных взаимоотношений;

• самостоятельность бюджетов разных уровней;

• законодательное разграничение  расходных полномочий и ответственности  и доходных источников между федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований;

• объективно обусловленное  адекватное перераспределение средств  между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;

• единство бюджетной системы.

Для устранения существующих недостатков и реформирования межбюджетных отношений необходимы:

1) повышение эффективности  функционирования региональных  бюджетных систем, оздоровление  региональных финансов;

2) сокращение дотационности  и количества дотационных территорий;

3) минимизация встречных  финансовых потоков; 

4) обусловленность выделения  средств и повышение контроля  и ответственности за их использование  регионами; 

5) обеспечение дополнительной  финансовой поддержки высокодотационных  территорий;

6) создание механизмов  выборочной инвестиционной поддержки  территорий;

7) использование режимов  совместного финансирования за  счет средств федерального и  бюджетов субъектов РФ для  реализации отдельных программ  и проектов;

8) повышение заинтересованности  органов государственной власти  субъектов РФ и органов местного  самоуправления в увеличении  производственного и налогового  потенциала территории, рационализации  расходов и обеспечении сбалансированности  бюджетов;

9) обеспечение взаимной  увязки межбюджетных отношений  органов государственной власти  Российской Федерации, субъектов  РФ и органов местного самоуправления;

10) обеспечение соответствия  федеральному законодательству  соглашений по вопросам межбюджетных  отношений, подписанных в рамках  договоров между федеральными  органами государственной власти  и органами власти субъектов  РФ о разграничении предметов  ведения и полномочий.

Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных источников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам должны базироваться на разграничении  расходных полномочий и ответственности  между уровнями бюджетной системы.

При распределении финансовой помощи субъектам РФ должно учитываться  отношение обоснованной нормативной  бюджетной потребности региона  в расчете на душу населения к  средней или минимальной обоснованной потребности по субъектам РФ —  индекс бюджетных расходов, показывающий, на сколько больше или меньше необходимо затратить бюджетных средств  в расчете на душу населения в  данном регионе по сравнению со средними или минимальными по РФ затратами  для обеспечения сопоставимого  уровня финансирования основных бюджетных  расходов.

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Информация о работе Бюджетные потоки