Бюджетные потоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 04:53, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа имеет тему «Бюджетные потоки». Данное понятие неразрывно связано с понятием «бюджет» и «бюджетная система». Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

I Введение…………………..………………………………………………3-4
II Бюджетные потоки…………………...………………………………….5-37
1.Понятие и общие сведения о государственном бюджете……………..5-7
2.Доходы государственного бюджета………………………………..…..8-16
2.1 доходы федерального бюджета……………………………….10-12
2.2 доходы бюджетов субъектов…………………………………..12-14
2.3 доходы местныех бюджетов…………………………………...14-16
3.Расходы государственного бюджета…………………………………. .17-25
3.1 общие сведения,принципы………………………………….…17-22
3.2 резервные фонды…………………………………………….…22-23
3.3 резервный фонд Президента РФ…………………………….…23
3.4 расходные обязательства……………………………………….23-25
4.Межбюджетные отношения…………………………………………….26-34
4.1 Общие сведения………………………………………………....26-27
4.2 дотации…………………………………………………………..27-28
4.3 субсидии………………………………………………………....28-29
4.4 субвенции…………………………………………………….….29-31
4.5 трансформация бюджетных отношений………………………31-34
5. Налоговые поступления………………………………………………..34-36
III. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2008-2010 годы и анализ их показателей…………………………………………….37-51
Основные принципы и приоритеты бюджетной политики в 2008- 2010……………………………………………………………………..37-38
Обеспечение сбалансированности……………………..……………..39-40
Бюджетная политика в области доходов…………………………….40-42
Бюджетная политика в области расходов………………………………42-50
Межбюджетные отношения……………………………………………..50-52
IV. Заключение……………………………………………………………….53-54
V.Список литературы………………………………………………………..55

Вложенные файлы: 1 файл

гла.docx

— 449.31 Кб (Скачать файл)

Налоги, безусловно, являются наиболее значимым источником доходов  бюджетов всех уровней. По сути это -  финансовые средства, которые налогоплательщики ( граждане и предприятия) предают  государству как плату за услуги, предоставляемые государством в виде общественного товара ( услуги здравоохранения, образования, обеспечения обороноспособности страны и охраны общественного  порядка и т.д.)

Характерно, что в большинстве  стран сложилась вполне сопоставимая структура налоговых поступлений  в процентах к валовому внутреннему  продукту, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий.

Табл.1 соотношение налогов  к ВВП в различных странах

Страна

Вид налога

подоходный

На прибыль

На имущество

Косвенные налоги

Россия

2.5

8.1

0.8

9.8

США

10.1

2.1

3.3

5

Япония

7.2

7.7

2.7

3.4

Швеция

20

1.6

1.4

13.4

Канада

15.4

2.1

3.7

9.6

Австралия

13.4

4.1

2.7

8.6

Дания

27.1

1.7

1.8

15.9




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хотя состав налогов в  России существенно не отличается от налоговых систем, принятых в мировой  практике, структура налоговых платежей в бюджетную систему России представляет достаточно разительный контраст со странами западного мира. Так, в России чрезмерно велик удельный вес налогов на внешнюю торговлю и налога на прибыль при низкой доле подоходного налога  и налога на имущество.

С самого начала рыночных  реформ российский бюджет фактически держится на косвенных налогах, основная тяжесть которых ложится на наиболее незащищенные слои населения.

В эффективной рыночной налоговой  системе наибольший удельный вес  занимают прямые налоги с юридических  и физических лиц, т.е налоги на труд и предпринимательство. В федеральном  бюджете США доля косвенных налогов  составляет всего 4 %.

Высокое косвенное налогообложение в российской налоговой системе выступает фактором сдерживания спроса. Косвенные налоги не связаны непосредственно с эффективностью труда и капитала и в известной мере даже противостоят ей. Тенденция постепенного, а не одномоментного, что нереально, ограничения доли косвенных налогов в налоговой системе России отвечает антикризисной политике и продолжения экономической реформы. Внедрение этого принципа  в российскую налоговую систему и в налоговое законодательство  особенно важно, поскольку основная масса платежей в бюджет и внебюджетные фонды вносится без учета каких-либо объективных факторов и условий производства, влияющих на уровень рентабельности, что в целом ряде случаев приводит в изъятию фондов возмещения на предприятии.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ

НА 2008-2010 ГОДЫ И АНАЛИЗ ИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2008-2010гг.

Основные направления  бюджетной и налоговой политики на 2008-2010 годы сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2008-2010 годах». Бюджетная  политика на 2008 год и на период до 2010 года соответствует долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие институтов гражданского общества, повышение конкурентоспособности  экономики.

          Основными целями бюджетной политики  в 2008-2010 годах являются:

1) Превращение федерального  бюджета в эффективный инструмент  макроэкономического регулирования. 

2) Обеспечение долгосрочной  сбалансированности бюджета. 

3) Удлинение горизонта  бюджетного планирования.

4) Переход на современные  принципы осуществления государственных  капитальных вложений.

5) Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения  к повышению качества оказываемых  ими услуг и повышению эффективности  бюджетных расходов.

6) Повышение качества  финансового менеджмента в бюджетном  секторе. 

Проект федерального бюджета  на 2008-2010 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации и  параметров прогноза на период до 2010 года, предполагающих сохранение относительно благоприятных внешних условий  и активизацию внутренних факторов роста экономики.

Расчеты бюджетных проектировок на 2008-2010 годы осуществлены с учетом ожидаемого снижения цен на нефть  марки «Юралс» с 61,1 долл.США/бар. в 2006 году до 55 долл.США/бар. в текущем году и 50 долл.США/бар. в 2010 году. Стабильная макроэкономическая ситуация, ослабление бремени государственного долга, высокий уровень золотовалютных резервов будут способствовать сохранению благоприятного инвестиционного климата. Основной фактор экономического роста в 2008-2010 годах - увеличение потребительского и инвестиционного спроса.

На протяжении последующих  двух лет (2009г. и 2010г.) вклад внешних  факторов в прирост экономики  стабилизируется на уровне 1–1,5 п.п. прироста ВВП. Внешние факторы будут  обеспечивать не более 20% прироста ВВП. В результате ежегодные темпы  роста ВВП в среднесрочной  перспективе составят 6-6,2% в год  против прогнозируемых 6,5% в текущем  году.

Инвестиции в основной капитал в среднесрочной перспективе  будут возрастать ежегодно на 10-12%. Высокими темпами в 2008-2010гг. будут продолжать увеличиваться доходы населения  – на 7,5-9% в год.

В предстоящие годы продолжится  тенденция сокращения нефтегазового  сектора в экономике, начавшаяся в 2005-2006гг.

 

 

Основные параметры федерального бюджета


 

 

 

 

 

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ

БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

 

Одна из главных целей  бюджетной политики на 2008-2010 гг. состоит  в обеспечении сбалансированности бюджетной системы и создании условий для долгосрочной макроэкономической устойчивости российской экономики. 

Для того чтобы обеспечить оптимальное сочетание эффективного использования бюджетных ресурсов с обеспечением долгосрочной макроэкономической стабильности в 2008 году будет осуществлен  переход  от функционирования Стабилизационного  фонда к более сложному механизму  управления нефтегазовыми доходами. Он предполагает создание двух фондов: Резервного, предназначенного для замещения  выпадающих доходов бюджета в  случае снижения цен на нефть, и Фонда  будущих поколений (Фонда национального  благосостояния), который призван  обеспечивать долгосрочную бюджетную  сбалансированность.

В период 2008-2010 гг. использование  нефтегазовых доходов резко возрастет: с 2,9% ВВП в 2006 г. до 5,3% ВВП в среднем  за 2008-2010 гг. (6,1% ВВП в 2008 г., 5,3% ВВП  в  2009 г. и 4,5% ВВП  в 2010 г.). Сбережение нефтегазовых доходов в этот период резко снизится: с 8,0% ВВП в 2006 г. и 6,8% ВВП в среднем за 2004-2006 гг. до 0,6%-0,7% ВВП в 2008-2010 гг.

Введение в действие механизма  Резервного фонда и Фонда будущих  поколений (Фонда национального  благосостояния) фактически означает переход от краткосрочного сглаживания  эффекта колебаний внешней конъюнктуры  к долгосрочной стабилизации условий  развития российской экономики. Условием такой стабильности будет служить  последовательный перевод части  природных активов в финансовую форму. Это служит залогом их последующего использования для замещения  выпадающих нефтегазовых доходов. Это  определяет необходимость некоторого снижения размеров нефтегазового трансферта  по завершении переходного периода (2008-2010гг.).

 

 

 

Табл.2 Расчетные и прогнозные показатели использования

нефтегазовых доходов (% ВВП)

 

 

Расчетные фактические показатели

Оцен-ка

Проект

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Ненефтегазовые доходы

11,7

13,1

15,1

14,1

13,5

13,6

12,7

12,2

12,2

12,9

12,8

Нефтегазовые доходы

3,8

4,7

5,2

5,4

6,6

10,1

10,9

8,1

6,8

5,9

5,2

Ненефтегазовый дефицит

2,4

1,7

3,8

3,7

2,4

2,6

3,4

4,8

6,6

5,9

5,2

Нефтегазовый трансферт

2,4

1,9

2,9

3,7

2,0

2,3

2,9

4,9

6,1

5,3

4,5

Сбережение нефтегазовых доходов

1,4

2,8

2,4

1,7

4,7

7,8

8,0

3,2

0,7

0,6

0,7


 

В 2008-2010гг. нефтегазовый трансферт  сокращается с 6,1%ВВП до 4,5%ВВП - пропорционально  снижению нефтегазовых доходов - примерно на четверть (с 6,8 до 5,2%. ВВП).

Величина нефтегазового  трансферта после переходного периода  – начиная с 2011 года - должна устанавливаться, исходя из задачи обеспечения долгосрочной сбалансированности федерального бюджета  и необходимости безусловного исполнения принятых государством обязательств.

 

Резервный фонд предназначен для компенсации выпадающих доходов  федерального бюджета в течение 3 лет при значительном снижении мировых цен на энергоресурсы. Период компенсации определяется трехлетним периодом бюджетного планирования, а также необходимым временным лагом для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.  

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ      

         Доходы федерального бюджета  в 2008 году составят 6644,4 млрд.рублей, что в реальном выражении на 6,1% ниже, чем в 2007 году (без учета  доходов, поступающих в федеральный  бюджет в связи с продажей  активов нефтяной компании «Юкос»). В целом за 2008-2010 доходы в реальном  выражении возрастут на 1,6%, или  на  0,5% в среднем за год. Для  сравнения: в 2005-2007гг. среднегодовой  размер роста доходов в реальном  выражении составлял 14,9%.

         По отношению к ВВП доходы  бюджета сократятся с 23,4 % в  2006 году до 20,3% в 2007 году (без учета  доходов, поступающих в федеральный  бюджет в связи с продажей  активов нефтяной компании «Юкос») и  18,1% в 2010 году.

Диаграмма1. Доходы федерального бюджета. Прирост ВВП

 

Основным фактором столь  существенного снижения доходов  федерального бюджета по отношению  к ВВП является снижение доли нефтегазового сектора в экономике страны – с 20,7 % в 2006 году до 18,9% в 2007 году и  14,9% в 2010 году.

В результате замедления темпов роста добычи и экспорта нефти  и газа по сравнению с темпами  роста ВВП, прогнозируемого снижения цен на нефть с 55 долл.США/бар. в 2007 году до 50 долл.США/бар. в 2010 году и сохраняющегося в среднесрочной перспективе  укрепления реального курса рубля  нефтегазовые доходы федерального бюджета  сократятся с 8,1% ВВП в 2007 году до 5,2% ВВП в 2010 году. При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов  федерального бюджета сокращается  с 45% в 2006 году до 29% в 2010 году.

 

Табл3. Добыча и экспорт нефти


Ненефтегазовые доходы федерального бюджета возрастают с 12,2% ВВП в 2007 году до 12,8% ВВП в 2010 году.

Табл4. Прогноз доходов федерального бюджета


 

На размер поступлений  в федеральный бюджет в 2008-2010 годах  окажут влияние следующие изменения  налогового законодательства:

1) освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды;

2) снижение ставки налога на доходы физических лиц с 30 до 15 процентов по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;

3) установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал;

4)  изменение ставок акцизов по подакцизным товарам;

Изменение налогового законодательства в 2008 году приведет к снижению доходов  федерального бюджета относительно действующего законодательства на 237,1 млрд. рублей, или на 0,68% к ВВП.

 

Табл5. Оценка налогового законодательства в 2008 году

млрд. руб.

ИЗМЕНЕНИЯ ВСЕГО

- 237,1

в том числе:

налоговый период по НДС  – квартал

-228,7

освобождение от налога на прибыль организаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии  российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей  дивиденды

-19,8

Изменение ставок акцизов  и сокращение перечня спиртосодержащей продукции, которая в целях налогообложения  акцизами не рассматривается как  подакцизные товары

11,4


БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ

Расходы федерального бюджета  в 2008 году составят 6570,3 млрд. руб., или 18,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП больше, чем  в текущем году.

Непроцентные расходы федерального бюджета в 2008 году в реальном выражении  увеличатся на 12,4% (несмотря на снижение доходов в реальном выражении  на 6,1%) и составят 18,2% ВВП, что на 0,4 процентных пункта ВВП выше, чем  в 2007 году (закон). В 2008-2010 годах непроцентные

 Диаграмма 3. Доходы и непроцентные расходы федерального бюджета

 

расходы составят в среднем 18,0% ВВП против 16,0% в 2005-2007 годах.

 В соответствии с  Посланием Президента Российской  Федерации  Федеральному Собранию  Российской Федерации  в 2007 году предусматривается направить:

  • в специальный фонд для эффективной работы по реформированию ЖКХ средства в объеме 250 миллиардов рублей;
  • 300 миллиардов рублей на капитализацию институтов развития, прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других;
  • 100 миллиардов рублей на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов;
  • 130 миллиардов рублей в управление специально создаваемой Российской корпорации нанотехнологий.

Информация о работе Бюджетные потоки