Бюджетный процесс в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Республике Беларусь, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса.

Исходя из поставленной цели основными задачами курсовой работы является:

- изучение теоретических аспектов бюджетного процессов: целей, принципов, задач;

-изучение нормативно-правовой базы бюджетного процесса;

- рассмотрение основных стадий бюджетного процесса в Республике Беларусь;

- определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение..................................................................................................



1 Теоретические аспекты бюджетного процесса.....................................
Понятие и сущность бюджетного процесса....................................
Цели и задачи бюджетного процесса...............................................
Правовое обеспечение бюджетного процесса в Республике Беларусь........................................................................................................


Этапы бюджетного процесса в Республике Беларусь....................
Составление проекта бюджета.........................................................
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.............................
Исполнение бюджета........................................................................
Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.......


Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь......................................................................



Заключение ..................................................................................................



Список использованных источников.........................................................
3



5

5

9



12



15

15

18

21

26





31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 79.07 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение..................................................................................................  

1 Теоретические  аспекты бюджетного процесса.....................................

    1. Понятие и сущность бюджетного процесса....................................
    2. Цели и задачи бюджетного процесса...............................................
    3. Правовое обеспечение бюджетного процесса в Республике Беларусь........................................................................................................
 
  1. Этапы бюджетного процесса в Республике Беларусь....................
    1. Составление проекта бюджета.........................................................
    2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.............................
    3. Исполнение бюджета........................................................................
    4. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.......
 
  1. Основные  направления совершенствования  бюджетного процесса в Республике Беларусь......................................................................
 

Заключение  .................................................................................................. 

Список  использованных источников.........................................................

3 

5

5

9 

12 

15

15

18

21

26 
 

31 

36 

38


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной  жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РБ, Бюджетным Кодексом РБ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

     С одной стороны, бюджет, являясь всего  лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

     Бюджетный процесс – регламентируемая нормами  права деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

     В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

     Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Республике Беларусь, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса.

     Исходя  из поставленной цели основными задачами курсовой работы является:

     - изучение теоретических аспектов  бюджетного процессов: целей,  принципов, задач;

     -изучение  нормативно-правовой базы бюджетного  процесса;

     - рассмотрение основных стадий  бюджетного процесса в Республике  Беларусь;

     - определение основных направлений  совершенствования бюджетного процесса  в Республике Беларусь.

     В ходе написания данной работы использовалась как нормативно-правовая база, так  и различные учебные пособия  по бюджетному процессу.

     Курсовая  работа состоит из трех глав: в первой главе рассматриваются теоретические  аспекты данной темы, во второй главе  изучаются основные стадии бюджетного процесса, а третья глава посвящена  реформированию бюджетного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 
 

     
    1. Понятие и сущность бюджетного процесса
 
 

     Бюджетный процесс представляет собой регламентированную Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

     Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год  и за определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.

     Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями  местных Советов депутатов.

     Финансовый  год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря  календарного года.

     Организация бюджетного процесса. Правительство  Республики Беларусь устанавливает для Министерства финансов сроки составления расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного бюджета Республики Беларусь, республиканского бюджета и консолидированных бюджетов областей и города Минска.

     Порядок и сроки составления и представления  местными исполнительными и распорядительными органами консолидированных местных бюджетов на очередной финансовый  год и отчетов об их исполнении за предыдущий финансовый год устанавливаются финансовыми органами местных исполнительных и распорядительных органов вышестоящего уровня с учетом порядка и сроков, установленных для них Министерством финансов [9, c.124].

     Министерство  финансов составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовый год, включающий отчеты об исполнении республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска, и представляет его Правительству Республики Беларусь.

     Формы бюджетной документации по республиканскому и местным бюджетам определяются Министерством финансов.

     Составление проектов республиканского и местных  бюджетов осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

     Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами. Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики [8, c.94].

     Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а после одобрения Правительством - на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

     Министерство  финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.

     Проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь, а также местных бюджетов на предстоящий финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.

     Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

     Президент Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит в Парламент Республики Беларусь проект Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год со следующими приложениями:

     - пояснительная записка к проекту  бюджета;

     - основные направления бюджетной  и налоговой политики на очередной финансовый год;

     - проект консолидированного бюджета  Республики Беларусь на планируемый финансовый год;

     - основные показатели  взаимоотношений  республиканского бюджета с местными  бюджетами;

     - оценка ожидаемого исполнения  республиканского и консолидированного бюджетов за год, предшествующий планируемому финансовому году;

     - прогнозные расчеты по доходам  и расходам республиканского  бюджета на планируемый финансовый год.

     При необходимости внесения изменений  и дополнений в акты законодательства Республики Беларусь, регулирующие порядок налогообложения, Президент Республики Беларусь вносит в Парламент Республики Беларусь проекты соответствующих законов либо до внесения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год, либо одновременно с этим проектом.

     Проект  закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь [14, c.35].

     Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливаются  и утверждаются следующие основные показатели:

     - превышение доходов над расходами  бюджета или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета), предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;

     - распределение доходов между  республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска;

     - доходы республиканского бюджета  в общей сумме и по видам  налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;

Информация о работе Бюджетный процесс в Республике Беларусь