Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:39, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Республике Беларусь, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса.
Исходя из поставленной цели основными задачами курсовой работы является:
- изучение теоретических аспектов бюджетного процессов: целей, принципов, задач;
-изучение нормативно-правовой базы бюджетного процесса;
- рассмотрение основных стадий бюджетного процесса в Республике Беларусь;
- определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь.
Введение..................................................................................................
1 Теоретические аспекты бюджетного процесса.....................................
Понятие и сущность бюджетного процесса....................................
Цели и задачи бюджетного процесса...............................................
Правовое обеспечение бюджетного процесса в Республике Беларусь........................................................................................................
Этапы бюджетного процесса в Республике Беларусь....................
Составление проекта бюджета.........................................................
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.............................
Исполнение бюджета........................................................................
Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.......
Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь......................................................................
Заключение ..................................................................................................
Список использованных источников.........................................................
3
5
5
9
12
15
15
18
21
26
31
Смета доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетность по ним составляются в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.
Бюджетные
организации не имеют права осуществлять
заимствования в любой форме
и предоставлять за счет бюджетных
средств займы организациям и физическим
лицам.
1.3
Правовое обеспечение
бюджетного процесса
в Республике
Беларусь
Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя следующие акты законодательства:
Бюджетный кодекс был принят Палатой представителей 17 июня 2008 года и Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года.
Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждается перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета.
Необходимо отметить, что включение положений, регулирующих вопросы бюджетных отношений, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено Бюджетным кодексом или Президентом Республики Беларусь.
При осуществлении бюджетного процесса в Республике Беларусь положения бюджетного законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции Республики Беларусь.
В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с настоящим Кодексом или другим законом, регулирующим вопросы бюджетных отношений, Бюджетным кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
В случае расхождения акта бюджетного законодательства с актом другой отрасли права, содержащим нормы по вопросам регулирования бюджетных отношений, применяются положения акта бюджетного законодательства.
Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Бюджетным Кодексом и иными законодательными актами, то применяются правила международных договоров.
Согласно ст. 4 БК закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год должны вступать в силу с 1 января очередного финансового года.
Принятие закона о республиканском бюджете на другой период может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения.
В случае принятия закона о республиканском бюджете на другой период решения местных Советов депутатов о бюджете могут быть приняты на такой же период.
Финансовый
год для всех бюджетов на территории
Республики Беларусь устанавливается
с 1 января по 31 декабря календарного года.
2.1
Составление проекта
бюджета
Первым этапом бюджетного процесса является составление бюджетного проекта. Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.
Работа
по составлению проекта
Вначале
в течение первых трех месяцев
составляется прогноз социально-
Работа по составлению проекта бюджета продолжается подготовкой министерством финансов директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета[10, c.68].
Полномочия министра финансов в отношении сметных предложений министерств (ведомств) варьируются.
При составлении проекта бюджета ставятся задачи: активного его воздействия на повышение эффективности экономики; обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими, политическими и социальными программами правительства; установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств.
Республика Беларусь является унитарным государством, и этому типу управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты. В настоящее время функционирует 1664 местных бюджета, которые являются финансовой базой регионов и обеспечивают осуществление мероприятий по их социально-экономическому развитию.
Составление проекта республиканского бюджета имеет целью определить сумму денежных средств, которая должна быть сосредоточена в республиканском бюджете, в бюджетах областей и города Минска и в целом в консолидированном бюджете республики для направления на финансирование pacходов и мероприятий общегосударственного и местного значения.
Составление
проекта бюджета происходит в
несколько этапов. Первый состоит
в доведении Министерством
Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений денежно-кредитной политики. Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства, а после их одобрения - на рассмотрение Президента.
Составлению
проекта бюджета предшествует разработка
соответствующих организационных мероприятий:
определяются основные этапы и виды работ;
ожидаемое исполнение доходов и расходов
консолидированного бюджета республики
и его составных частей за текущий финансовый
год: производится анализ статистических
отчетных данных о развитии экономики
республики в целом и отдельных административно-
На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет.
Планирование расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании. Исходя из этого Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.
В
бюджете на очередной финансовый
год предусматриваются
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды. Порядок их формирования и размеры определяются при утверждении бюджетов.
Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов[9, c.34].
Если на местах не представляется возможным сформировать сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разрешения спора выше- и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.