Бюджетный процесс в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Республике Беларусь, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса.

Исходя из поставленной цели основными задачами курсовой работы является:

- изучение теоретических аспектов бюджетного процессов: целей, принципов, задач;

-изучение нормативно-правовой базы бюджетного процесса;

- рассмотрение основных стадий бюджетного процесса в Республике Беларусь;

- определение основных направлений совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение..................................................................................................



1 Теоретические аспекты бюджетного процесса.....................................
Понятие и сущность бюджетного процесса....................................
Цели и задачи бюджетного процесса...............................................
Правовое обеспечение бюджетного процесса в Республике Беларусь........................................................................................................


Этапы бюджетного процесса в Республике Беларусь....................
Составление проекта бюджета.........................................................
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.............................
Исполнение бюджета........................................................................
Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.......


Основные направления совершенствования бюджетного процесса в Республике Беларусь......................................................................



Заключение ..................................................................................................



Список использованных источников.........................................................
3



5

5

9



12



15

15

18

21

26





31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 79.07 Кб (Скачать файл)

     Такой порядок создает правовую базу для  обеспечения подготовки проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюджета.

     Разработанные проекты республиканского и местных  бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих исполкомов местных Советов депутатов. Последние после детального обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно Президенту и в местные Советы депутатов.

     Представленный  Правительством на рассмотрение Президента проект бюджета является перечнем документов, указанных в законе о бюджетной  системе. К ним относятся: пояснительная  записка к проекту бюджета; основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; проект консолидированного бюджета Республики Беларусь; основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами; оценка ожидаемого пополнения республиканского и консолидированных бюджетов; прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета; проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

     В процессе подготовительных мероприятий  Министерство финансов устанавливает  министерствам, другим республиканским  органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому, иным юридическим лицам порядок и сроки представления необходимых данных и прогнозных показателей по доходам и расходам для разработки проектов республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска.

     С момента представления материалов по проекту бюджета прекращается определенные права и обязанности у участников составления проекта бюджета, однако они возобновляются в связи с составлением бюджета следующего года.

     Бюджетная инициатива отечественных парламентариев ограничена, они могут вносить  предложения по изменению отдельных  статей доходов и расходов республиканского бюджета. Любой вариант бюджета, подготовленный не органами исполнительной ветви власти, может быть предметом обсуждения общественностью, приемлемые его принципы и положения могут быть заимствованы органами, которым по закону надлежит разрабатывать основной финансовый план государства на предстоящий год. Рассмотрение и утверждение бюджета относится к компетенции представительной власти. Однако элементы рассмотрения присутствуют и на стадии составления проекта бюджета. Так, Совет Министров рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов проект республиканского бюджета и консолидированного бюджета республики, а также предложения о размерах нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска. 
 

     2.2 Рассмотрение и утверждение проекта бюджета 
 

     После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным органом  проект бюджета  поступает в законодательный  орган, который рассматривает и  утверждает его.

     При рассмотрении и утверждении бюджета  в парламенте важное значение имеет бюджетная инициатива, под которой понимается право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета.

     Ограничения бюджетных прав парламента проявляются  и в том, что законодательная  власть не обсуждает бюджет как единый документ в целом, а рассматривает  отдельные его разделы расходов и изменения ставок действующих налогов или вводит новые налоги. Некоторые виды расходов, имеющие постоянный характер, вообще не подлежат рассмотрению, а утверждаются автоматически. Процесс рассмотрения и утверждения проекта бюджета ограничивается определенным числом дней. По истечении этого срока право утверждения бюджета переходит к правительству.

     Несмотря  на ограничение бюджетных прав парламента, обсуждение проекта бюджета имеет  важное значение. Оно дает возможность  членам парламента выступить с критикой финансовой политики государства, высокого уровня военных расходов, их экономических и социальных последствий и т.п.

     Бюджет  после утверждения законодательным  органом поступает на подпись  главы государства и становится законом. 

     По  действующему в настоящее время в Республике Беларусь порядку представленный Президентом проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения о принятии проекта бюджета или его отклонении.

     С докладом о проекте бюджета выступает  представитель Правительства. Содоклад по этому вопросу делает председатель комиссии по бюджету и финансам. Затем начинаются прения по сделанным  докладам. На голосование выносятся  основные показатели доходной и расходной  частей республиканского бюджета, нормативы  отчислений от общереспубликанских  налогов и доходов, предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным на голосование бюджетным показателям  считается принятым, если за него проголосовало  большинство избранных депутатов.

     При обсуждении вносимых поправок в представленный проект бюджета первоначально обсуждаются  и утверждаются поправки, предусматривающие  сокращение расходов, затем поправки, предусматривающие увеличение доходов[14, c.125].

     Принятый  Национальным собранием республиканский  бюджет оформляется законом, в котором  отражаются:

     - превышение доходов над расходами  бюджета или расходов над доходами (бюджетный дефицит), предельный  размер дефицита по республиканскому  бюджету, бюджетам областей и  города Минска, внутренние и внешние  источники финансирования дефицита  республиканского бюджета;

     - распределение доходов между  республиканским и местными бюджетами

     - нормативы отчислений от республиканских  налогов и других обязательных  платежей в бюджет областей  и города Минска;

     - доходы республиканского бюджета  в общей сумме, по разделам  и подразделам функциональной  бюджетной классификации и по  ведомственной бюджетной классификации;

     - перечень республиканских целевых  программ, финансирование которых  предусмотрено из средств республиканского  бюджета;

     - объем ассигнований на государственные  капитальные вложения в отраслевом  разрезе, финансирование которых  предусмотрено из средств республиканского  бюджета;

     - перечень защищенных статей; размер  оборотной кассовой наличности  по республиканскому бюджету. 

     В законе о бюджете устанавливается  также размер прироста внутреннего  и лимит внешнего государственного долга, лимит участия Национального  банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком внутреннего государственного долга.

     В случае отклонения Парламентом представленного  проекта бюджета постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов, сокращении расходов или внесении изменений в налоговое законодательство. Проект бюджета возвращается Правительству  на доработку.

     При несогласии с решением Парламента глава  государства вправе в соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент  для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее  двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение. Президент обязан в трехдневный  срок подписать закон. Если по истечении  указанного срока закон о бюджете  не возвращается в Парламент, он считается  подписанным в той редакции, в  которой был направлен главе  государства.

     Закон о бюджете должен быть опубликован  в республиканских газетах для  всеобщего сведения.

     Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей в сроки, установленные настоящим Кодексом.

         Местные исполнительные и распорядительные органы вносят проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов в сроки, установленные местными Советами депутатов.

       Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году[1].

       Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года. Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов. Решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год подлежат официальному опубликованию, если иное не установлено законодательными актами.

     Последние десять лет скорее правилом, чем  исключением, становится принятие бюджетов после наступления нового финансового  года. В этой связи не возникает  проблем с формированием доходной части бюджетов, так как налоги не привязываются к годовому периоду, в то время как расходы осуществляются в соответствии с годовыми бюджетными назначениями.

     В случае утверждения республиканского и местных бюджетов после начала финансового года Правительство  и местные исполнительные и распределительные  органы имеют право в течение  каждого месяца до утверждения соответствующих  бюджетов расходовать средства в  размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего  финансового года. Однако такое право  обременено дополнительным обстоятельством, а именно - поступающими доходами. Если поступающих доходов недостаточно, чтобы финансировать расходы на уровне прошлого года, то в действие должны быть приведены механизмы секвестирования или блокирования, по усмотрению соответственно Правительства либо местных органов.

     Закон о бюджете не является единственным правоустанавливающим актом. Правительство  после принятия закона о бюджете  принимает постановление, в котором  определяются меры по реализации принятого  закона, в частности, в нем содержатся поручения Министерству финансов, министерствам  и республиканским органам государственного управления по обеспечению полного  поступления расходов, своевременному финансированию расходов и другим вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета

     После принятия закона о бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам и другим получателям бюджетных средств  показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и  других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска[12, c.28].

     До  начала фактического финансирования расходов Министерство финансов по согласованию с министерствами, другими органами государственного управления устанавливает  поквартальное распределение доходов  и расходов республиканского бюджета. Это является основанием для разработки и утверждения Министерством  финансов специального документа: Росписи  доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита республиканского бюджета.

     Таким образом, стадия утверждения бюджета  оканчивается утверждением закона о  бюджете. После этого акта Советом  Министров, Министерством финансов и местными финансовыми органами производятся действия и принимаются  документы, конкретизирующие и детализирующие отдельные положения и статьи закона. 
 

     2.3 Исполнение бюджета   
 

     Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других платежей и доходов  в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

     Данная  стадия бюджетного процесса охватывает получение утвержденных доходов (главным образом — налогов) и осуществление бюджетных расходов, т.е. платежей в соответствии с выделенными ассигнованиями. Организация исполнения доходной части бюджета и контроль за его осуществлением возлагается на министерство финансов. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны.

     Важным  элементом третьей стадии является кассовое исполнение бюджета — организация  сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также  ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового  исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и банки.

Информация о работе Бюджетный процесс в Республике Беларусь