Государственный финансовый контроль в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:42, дипломная работа

Краткое описание

Двадцатилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность и виды финансового контроля
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля
1.4 Виды государственного финансового контроля
1.5 Принципы государственного финансового контроля
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
2.1 Система органов государственного финансового контроля
2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ
2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ
2.4 Организационно-правовые основы деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.docx

— 123.14 Кб (Скачать файл)

Финансовый  контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного  продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей  структуры контрольных органов  государства и вместе с тем  выступает как важнейший составной  элемент финансовой системы.3

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

- государственный  финансовый контроль, который подразделяется  на вневедомственный и ведомственный;

- негосударственный  финансовый контроль:

- внутрихозяйственный  контроль в составе корпоративного  и некорпоративного финансового  контроля;

- аудиторский  контроль как подсистема независимого  контроля в форме общего и  банковского аудита;

- гражданский  финансовый контроль;

- общественный  финансовый контроль;

- правовой  финансовый контроль;

- страховой  финансовый контроль, и другие  виды.

 

1.2 Цели и задачи государственного  финансового контроля

 

Государственный финансовый контроль — это установленная  законодательством деятельность органов  государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

- ошибок  и злоупотреблений в управлении  государственными денежными и  иными материальными ресурсами  (капиталами), а также используемыми  в хозяйственной деятельности  и отчуждаемыми нематериальными  объектами государственной собственности,  влекущих прямой или косвенный  финансовый и/или материальный  ущерб государству; 

- несоблюдения  финансово-хозяйственного, в том  числе бюджетного, законодательства;

- недостатков  в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью  государственных органов, организаций  с полным или частичным государственным  участием или особо с ним  связанных. 

В общем  и целом цель государственного финансового контроля — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.4

В соответствии с этим основными его задачами являются:

- организация  и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение  эффективности и целесообразности  расходования государственных средств  и использования федеральной  собственности;

- оценка  обоснованности доходных и расходных  статей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- финансовая  экспертиза проектов федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет  средств федерального бюджета,  или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений,  направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- обеспечение  поступления в доходную часть  государственного бюджета налоговых,  таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной  части государственного бюджета;

- оценка  эффективности деятельности министерств  и ведомств по использованию  средств государственного бюджета  и внебюджетных средств;

- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- улучшение  бюджетной и налоговой дисциплины;

- выявление  резервов роста доходной базы  бюджетов различных уровней и  снижения расходной части бюджета;

- контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

- проверка  обращения средств бюджета и  внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

- пресечение  незаконных решений по предоставлению  налоговых и таможенных льгот,  государственных дотаций, субвенций  и другой помощи отдельным  категориям плательщиков или  регионам;

- выявление  финансовых злоупотреблений в  сфере бюджетных и межбюджетных  отношений;

- проведение  профилактической информационной  работы с целью повышения бюджетной  дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

 

1.3 Предмет и метод государственного  финансового контроля

 

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

Метод финансового  контроля можно сформулировать как  комплексное, органически взаимосвязанное  изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности  хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования  учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием  фактического состояния объектов контроля.

Анализ  литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две  группы: общенаучные методы и специфические  контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование  и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются  эти приемы в зависимости от целевой  функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа  и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового  контроля применяются в исследованиях  других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).5

По информационному  обеспечению различают методы документального  и фактического контроля.

Документальный  контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной  операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном  и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной  документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении  действительного, реального состояния  объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного  анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется  во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет  установить действительное состояние  объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

Основными методами государственного финансового  контроля являются:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ  финансового состояния;

- наблюдение (мониторинг);

- ревизии.

1. Проверки  производятся по отдельным вопросам  финансово-хозяйственной деятельности  на основе отчётных, балансовых  и расходных документов. В процессе  проверки выявляются нарушения  финансовой дисциплины и намечаются  мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая  отчетность, сметы расходов и расчеты  к ним, расчеты по налогам и  т.п.

2. Обследование  в отличие от проверки охватывает  более широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического  субъекта для определения его  финансового состояния и возможных  перспектив развития. В ходе обследования  могут осуществляться контрольные  обмеры выполнения работ, расхода  материалов, топлива, энергии и  т.д.

3. Надзор  производится контролирующими органами  за экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной  вид финансовой деятельности, и  предполагает соблюдение ими  установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за  собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны  Центрального Банка России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Министерства финансов России — за страховыми фирмами.

4. Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля предполагает  детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки  результатов финансовой деятельности  и ликвидности, обеспеченности  собственным капиталом и эффективности  его использования.

5. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль  со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды  и финансовым состоянием предприятия-клиента;  неэффективное использование полученной  ссуды и снижение ликвидности  может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию  досрочного возврата ссуды.

6. Ревизия  — наиболее глубокий и всеобъемлющий  метод финансового контроля, представляющий  собой взаимосвязанный комплекс  проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений  и организаций, проводимых с  помощью определенных приемов  фактического и документального  контроля. Ревизия проводится для  установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных  хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского  учета и отчетности – для  выявления нарушений и недостатков  в деятельности ревизуемого объекта.6

Комплексная ревизия охватывает все стороны  хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной  чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения  по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

 

1.4 Виды государственного финансового контроля

 

По времени  проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.7

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и  субсидий и т. д. Он предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления  денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий  контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.8

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской федерации