Денежно кредитная политика Национального банка РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я и ставлю рассмотреть вопрос об эффективности денежно-кредитной политики..
Согласно цели ставятся задачи данной работы:
1. разобраться в системе денежно-кредитной политики государства,
2. проанализировать денежно-кредитную политику на современном этапе
3. понять какие трудности испытывает НБ РК, на который возложена, одна из важных задач по поддержании стабильности национальной валюты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики………………….
1.1 Денежно-кредитная политика государства……………………………...
1.2 Национальный банк – центр кредитной системы……………………….
1.3 Зарубежный опыт в развитии денежно-кредитной политики………….
2 Анализ и оценка денежно-кредитной политики за 2010-2012 гг…….
2.1 Правовой статус и задачи НБ РК…………………………………………
2.2 Оценка денежно-кредитной политики…………………………………...
2.3 Анализ инфляции в среднесрочные периоды…………………………...
3 Проблемы и пути решения денежно-кредитной политики…………
3.1 Проблемы регулирования денежно-кредитной политики……………...
3.2 Меры по сбалансированию денежно-кредитной политики…………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика Национального банка РК КАЗФЭА заочник Готовое 2010.docx

— 241.90 Кб (Скачать файл)

Национальный  Банк Казахстана является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, действует на принципах полного  хозрасчета и, совместно с подведомственными  ему подГлаваениями, представляет собой  единую централизованную структуру  с вертикальной схемой подчинения.

Национальный  Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан  и проводит с ним регулярные консультации. Он также  учитывает в своей  деятельности экономическую политику Правительства и содействует  ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций  и осуществлению денежно-кредитной  и валютной политики. Правительство  не несет ответственности по обязательствам Национального Банка Казахстана, так же как и Национальный Банк Казахстана не несет ответственности  по обязательствам Правительства, за исключением  случаев, когда он принимает на себя такую ответственность. Органы представительной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность Национального  Банка Казахстана и его структурных  подГлаваений по реализации его законодательно закрепленных полномочий.

Национальный  Банк Казахстана на основании и во исполнение законов Республики Казахстан  по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для исполнения всеми банками, небанковскими  финансовыми организациями, осуществляющими  отдельные виды банковских операций на основании лицензий, выданных Национальным Банком Казахстана, (далее банки) и  их клиентами, а также другими  юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан. Нормативные  акты Национального Банка Казахстана публикуются в официальных изданиях "Казахстан Улттык Банкiнiн Хабаршысы" - "Вестнике Национального Банка  Республики Казахстан” на казахском  и русском языках.

Национальный Банк Казахстана имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и  со своим наименованием. Структурные  подГлаваения Национального Банка  Казахстана, имеющие статус юридического лица, имеют свою печать. Национальный Банк Казахстана имеет собственную  эмблему. Центральный аппарат Национального  Банка Казахстана располагается  в г.Алматы. Национальный Банк Республики Казахстан является органом, определяющим и осуществляющим государственную кредитно-денежную политику Республики Казахстан. Целью кредитно-денежной политики Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение устойчивости национальной валюты Республики Казахстан; ее покупательной  способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам.

Национальный  Банк Республики Казахстан может  устанавливать целевые ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы в обращении.

Основным  инструментом денежно-кредитной политики является:

  1. Процентные ставки по операциям Национального Банка Республики Казахстан с банками;
  2. Норматив минимальных обязательств, резервов, депонируемых в Национальном Банке Республики Казахстан, в том числе с возможной дифференциацией по срокам, объемам, и видам привлеченных средств;

Операций  на открытом рынке по покупке и  продаже государственных ценных бумаг;

  1. Кредиты банкам и Правительству;
  2. Интервенции на валютном рынке;
  3. Введение в исключительных случаях, прямых количественных ограничений на уровень и область проводимых операций отдельных видов.

Национальный Банк Республики Казахстан  устанавливает единую официальную  процентную ставку рефинансирования, вправе вводить одну или несколько  более высоких ставок по особым видам  операций  и может проводить  процентную политику без фиксаций официальной  процентной ставки. Официально установленные  ставки Национального Банка Республики Казахстан представляют собой минимальные  ставки, по которым Национальный Банк Республики Казахстан может выступать  в операциях на определенных условиях.

В целях регулирования объемов  кредитов, представляемые банками, для  снижения рисков неплатежа банками  по их обязательствам, а также для  защиты интересов вкладчиков и акционеров банков, Национальным Банком Республики Казахстан используется механизм резервных  требований.

Норматив резервных требований рассчитывается как процент от общей  суммы обязательств перед банками  и устанавливается в размере  не более 40%. Под операцией на открытом рынке понимаются купля-продажа  казначейских векселей, государственных  облигаций и других ценных бумаг, осуществляемые с целью регулирования  объема денежных масс.

Национальный Банк Республики Казахстан  вправе предоставлять Правительству  краткосрочные кредиты по ставке, не ниже официальной процентной ставки рефинансирования в объемах и  на условиях, устанавливаемых ежегодно в республиканском бюджете на очередной финансовый год. Также  могут быть предоставлены кредиты  на взаимосогласованных условиях по отношению подписок и других платежей по каждому кредиту, выдаваемому  в соответствии с настоящей статьей, должно быть подписано соответствующее  соглашение между Министерством  Финансов Республики Казахстан. В этом соглашении должны указываться сумма  кредита, сроки выплаты и процентная ставка.

 

 

1.3 Зарубежный опыт в развитии  денежно-кредитной политики 

 

 

"Консервативная  революция" республиканцев была  нацелена преимущественно на  налогово-бюджетную область и  бюджетные приоритеты. В ее ходе форсированными темпами росли военные расходы и тормозились социальные программы.

За годы холодной войны военные расходы Вашингтона составили гигантскую сумму - 13 трлн. долл. в ценах 1996 г., что почти равнялось  двухгодовому объему ВВП США. Именно эти расходы стали одной из причин роста государственного долга  США, который к концу века достиг астрономической цифры в 5,5 трлн. долл. Военные расходы на душу населения  в 80-е годы примерно в шесть раз  превышали общемировой показатель, в три раза - соответствующие расходы  западноевропейцев и в шесть  раз - японцев.

После окончания  холодной войны США в целом  успешно решили проблемы сокращения вооруженных сил и конверсии  промышленности, избежав спада производства и роста безработицы, как было после первой и второй мировых  войн. Ассигнования на военные цели в 1996 г. составили всего 16,9% федерального бюджета и 3,6% ВВП. Нынешний бюджет Пентагона  почти в двое меньше военных расходов, запланированных рейгановским министром  обороны К. Уайнбергером. К середине 90-х годов, по планам последнего, военный  бюджет должен был вырасти еще  почти в два раза и составить  примерно 450 млрд. долл. В реальности оборонные расходы США держатся на уровне 260 млрд. долл.

Нынешний  уровень военных расходов (примерно 3,4% ВВП) вряд ли можно назвать обременительным  для американской экономики. Вместе с тем он позволяет содержать  мощные, хорошо оснащенные вооруженные  силы численностью примерно 1,5 млн. человек (в 1,5 раза меньше, чем десять лет  назад).

"Военное  кейнсианство" Р. Рейгана помогло  успешно провести экономику через  80-е годы и выиграть "холодную  войну". Однако к концу десятилетия  как специалисты, так и многие  американцы стали понимать, что  рост военного потенциала происходит  в итоге за счет внутреннего  развития, истощения экономики. Поэтому  Б. Клинтон в центр своей  стратегии и поставил сокращение  федерального бюджетного дефицита.

В ходе осуществления  стратегии Б. Клинтона были сделаны  следующие конкретные шаги.

Во-первых, значительно  повышены основные федеральные налоги - индивидуальный подоходный, на доходы корпораций, а также взносы по социальному  страхованию. Например, максимальная базисная ставка подоходного налога была увеличена  до 36% и дополнительно введен 10%-ный  налог (прибавляемый к основному) для  лиц, зарабатывающих свыше 250 тыс. долл. в год. Такое повышение дало ожидаемые  результаты. Налоговые сборы увеличились  и к 1996 г. доходы от федерального индивидуального  подоходного налога достигли 8,6% ВВП, тем самым достигнув уровня 1980 г., когда началось их снижение, которое  проводилось в рамках проводимой Р. Рейганом политики, базировавшейся на концепции "экономики предложения".

Система корпоративных  налогов также была скорректирована  по образцу индивидуального подоходного  налога. Была, в частности, повышена верхняя налоговая ставка на прибыль корпораций (третьего по значению источника доходов федерального бюджета), а также усилена многоступенчатая дифференциация налоговой шкалы. Реформа Клинтона способствовала увеличению сборов федеральных корпоративных налогов (к 1995 г. их удельный вес в общей доле федеральных поступлений достиг 11,8%, также достигнув уровня 1980 г.).

Наконец, эволюцию, отличную по форме, но "созвучную" главной черте развития федеральных  подоходных налогов, в 90-е годы проделали  и взносы по социальному страхованию. После трех десятилетий интенсивного роста (в 60-80-е годы) эти налоги приблизились к удельному весу индивидуального  подоходного налога.

Важно отметить, что постепенно, но неуклонно повышая  и ставки налогообложения, и пределы  налогооблагаемого дохода, американская бюджетная система превратила налоги по социальному страхованию (особенно, главный из них - так называемый "налог  ОА SD" - комплексный налог по пенсионному  страхованию, страхованию на случай потери кормильца и трудоспособности, а также по медицинскому страхованию) в весьма значительный регрессивный налог с очень широкой сферой охвата. В результате на этом довольно высоком уровне ставок налогообложения  и налогооблагаемого дохода общие  сборы налогов по социальному  страхованию настолько возросли, что с 90-х годов стало возможным  говорить о качественном изменении  их "функционального строения" и финансово-экономической роли. Фактически они стали выступать  как блок регрессивных "квази-подоходных налогов, которые благодаря своему весу в федеральном бюджете еще  сильнее снизили степень прогрессивности  его налоговой структуры. В то же время вследствие "связанного характера" своей законодательной  организации они стимулировали  развитие "социальной ориентации" американской налоговой системы.

Во-вторых, коренным образом пересмотрена расходная  часть федерального бюджета, которая  переориентировалась на сохранение разумной социальной инфраструктуры рыночной экономики. Последнее подразумевало  стимулирование государственных инвестиций в науку и технологию, образование  и переподготовку рабочей силы, здравоохранение.

Расходы федерального бюджета США в рассматриваемый  период также претерпели значительные изменения. Прежде всего они были несколько урезаны. Увеличение доходов  связывалось с сокращением расходов. Причем эта политика ориентировалась  не столько на общее сокращение государственных  расходов (как предлагали в свое время республиканцы), сколько на их реструктурирование с сохранением  явной приоритетности ассигнований на науку и образование, признанных особо важными для национальной конкурентоспособности и долгосрочного  роста.

Произошло постепенное  снижение военных расходов. Во всей "военной группе" расходов федерального бюджета несколько увеличилась  доля расходов по статье "Наука, космос и технология". Что касается блока  федеральных социальных расходов, то в 1980-1997 гг. в целом был зарегистрирован их рост в 3,6 раза (с 292 млрд. долл. в 1980 г. до 952 млрд. долл. в 1997 г.).

По ряду направлений  социальная ориентация бюджета усилилась  особенно заметно. Здесь речь идет главным  образом о социальной инфраструктуре, финансируемой по статьям "Социальное страхование", "Здравоохранение" и "Медикэр" (медицинское обслуживание пожилых граждан старше 65 лет). Рост статей "социальной инфраструктуры" был примерно двукратным. Наконец, стабилизировалась  доля расходов на выплату процентов  по государственному федеральному долгу.

Главная долгосрочная проблема государственных финансов США обусловлена четкой демографической  тенденцией к росту в общей  численности населения доли нетрудоспособных лиц старших возрастов при  сокращении доли активной части.

Бюджет и  налоги - главная сфера взаимодействия законодательной (конгресс) и исполнительной (правительство во главе с президентом) ветвей власти. Бюджетные проблемы все больше становятся объектом борьбы между ними и контролирующими  их политическими силами - соответственно демократами и республиканцами.

В "противостоянии" Конгрессу президент опирается  на свое Административно-бюджетное  управление (АБУ), которое является центральным органом в системе  исполнительной власти США, приводящим в действие рычаги бюджетно-налогового регулирования. Его контрольные  функции - подготовка ежегодных проектов федерального бюджета, разработка мероприятий  по повышению эффективности и  совершенствованию деятельности правительственного аппарата, оценка эффективности федеральных  программ, анализ организационной структуры  и управленческих процессов в  федеральном правительственном  аппарате, а при необходимости - рекомендации по его реорганизации.

Кроме АБУ  огромное влияние на экономическую  и бюджетную политику США оказывает  Федеральная резервная система, которая относится к так называемым независимым агентствам. Она представляет собой пирамиду, в основании которой  находятся американские коммерческие банки - члены ФРС, выше - 12 федеральных (формально также частных) банков и 25 их филиалов, где работает 25 тыс. человек. Координирует и направляет деятельность ФРС совет управляющих, состоящий из семи членов, которым  помогают около 1500 сотрудников аппарата.

Информация о работе Денежно кредитная политика Национального банка РК