Денежно кредитная политика Национального банка РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я и ставлю рассмотреть вопрос об эффективности денежно-кредитной политики..
Согласно цели ставятся задачи данной работы:
1. разобраться в системе денежно-кредитной политики государства,
2. проанализировать денежно-кредитную политику на современном этапе
3. понять какие трудности испытывает НБ РК, на который возложена, одна из важных задач по поддержании стабильности национальной валюты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Понятие и сущность денежно-кредитной политики………………….
1.1 Денежно-кредитная политика государства……………………………...
1.2 Национальный банк – центр кредитной системы……………………….
1.3 Зарубежный опыт в развитии денежно-кредитной политики………….
2 Анализ и оценка денежно-кредитной политики за 2010-2012 гг…….
2.1 Правовой статус и задачи НБ РК…………………………………………
2.2 Оценка денежно-кредитной политики…………………………………...
2.3 Анализ инфляции в среднесрочные периоды…………………………...
3 Проблемы и пути решения денежно-кредитной политики…………
3.1 Проблемы регулирования денежно-кредитной политики……………...
3.2 Меры по сбалансированию денежно-кредитной политики…………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика Национального банка РК КАЗФЭА заочник Готовое 2010.docx

— 241.90 Кб (Скачать файл)

Заседания Правления  Национального Банка Казахстана проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания Правления Национального  Банка Казахстана созываются по требованию Председателя Национального Банка  Казахстана или трех членов Правления. Члены Правления Национального  Банка Казахстана своевременно уведомляются о назначении заседания Правления  и за 10 дней до назначенной даты обеспечиваются материалами заседания Правления. Члены Правления Национального  Банка Казахстана вправе запрашивать  дополнительную информацию по вопросам, вносимым на рассмотрение Правления. Члены  Правления Национального Банка  Казахстана сохраняют конфиденциальность полученной информации. Заседания Правления  Национального Банка Казахстана ведет Председатель Национального  Банка Казахстана, а в случае его  отсутствия лицо его замещающее. Правление  правомочно принимать решение при  присутствии не менее двух третей членов Правления, в числе которых  должен быть Председатель Национального  Банка Казахстана, либо лицо, его  замещающее. Решение Правления принимается  простым большинством голосов присутствующих членов. При равенстве голосов голос Председателя Национального Банка Казахстана является решающим. Председатель Национального Банка Казахстана не позднее чем в недельный срок вправе возвратить решение Правления со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. Если Правление двумя третями голосов от общего их числа подтвердит принятое ранее решение. Председатель Национального Банка Казахстана подписывает решение.

Члены Правления  Национального Банка Казахстана ответственны за решения, принимаемые  Правлением, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно  о своем несогласии с принятым решением. Вопросы на рассмотрение Правления выносятся Директоратом и членами Правления. По вопросам, отнесенным к его компетенции. Правление  Национального Банка Казахстана принимает постановления. Порядок  работы Правления Национального  Банка определяется его Регламентом. Правление Национального Банка  Казахстана находится в городе Алматы.

Председатель  Национального Банка Казахстана назначается Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента сроком на 6 лет. Председатель действует  от имени и представляет без доверенности Национальный Банк Казахстана в отношениях с государственными органами, банками, кредитными, международными, иностранными и другими организациями. Председатель Национального Банка Казахстана вправе подать в отставку, представив Президенту Республики Казахстан свое письменное заявление за два месяца до ухода в отставку. Председатель Национального Банка Казахстана освобождается от должности Президентом  Республики Казахстан. Председатель Национального  Банка Казахстана ответственен за деятельность Национального Банка Казахстана. Председатель Национального Банка  Казахстана наделен полномочиями принимать  оперативные и исполнительно-распорядительные решения по вопросам деятельности Национального  Банка Казахстана, за исключением  полномочий, оговоренных действующим  законодательством для Правления  Национального Банка Казахстана.

Заместители Председателя Национального Банка  Казахстана назначаются Президентом  Республики Казахстан, по представлению  Председателя Национального Банка  Казахстана, сроком на 6 лет, независимо от сроков назначения Председателя Национального  Банка Казахстана. Заместители Председателя представляют Национальный Банк Казахстана без доверенности, подписывают документы  в пределах своей компетенции. Заместители  Председателя освобождаются от должности  Президентом Республики Казахстан  по представлению Председателя Национального  Банка Казахстана. Заместителя Председателя Национального Банка Казахстана могут подать в отставку, представив свое письменное заявление Президенту Республики Казахстан, через Председателя Национального Банка Казахстана , за два месяца до ухода в отставку.

Органом оперативного управления Национального Банка  Казахстана является Совет директоров (Директорат) Национального Банка Казахстана. В состав Совета директоров входят Председатель Национального Банка Казахстана, его заместители, руководители структурных подразделений Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана. Состав Совета директоров Национального Банка Казахстана утверждается Правлением Национального Банка Казахстана. Председатель Национального Банка Казахстана председательствует на заседаниях Совета директоров. По его поручению заседание Совета директоров может вести лицо, замещающее Председателя Национального Банка Казахстана. Совет директоров принимает решения по всем вопросам, находящимся в ведении Национального Банка Казахстана, за исключением тех вопросов, которые входят в компетенцию Правления и Председателя Национального Банка Казахстана. Решения Совета директоров принимаются на регулярно проводимых заседаниях, не реже одного раза в месяц, простым большинством голосов присутствующих членов Совета директоров, при условии, что присутствуют не менее двух третей членов Совета директоров. Совет директоров по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает постановления. Порядок работы Совета Директоров определяется его Регламентом [1].

 

 

2.2 Оценка денежно-кредитной политики 

 

 

2006 - 2008 годы  в области денежно-кредитной политики  основной целью Национального  Банка Республики Казахстан было обеспечение стабильности цен.

Для достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан усиливал меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики и способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок.

Предполагается, что основные факторы, способствующие повышению инфляции в 2004 году, такие  как значительный экономический  рост и большой объем притока  иностранной валюты в Казахстан, сохранят свое воздействие и в 2005 году. Кроме того, высокий рост цен  предприятий-производителей в 2004 году на 23,8 % может стать определяющим фактором роста потребительских  цен в 2005 году.

Для минимизации  влияния этих факторов на инфляцию Национальным Банком Республики Казахстан  будут приниматься меры по ужесточению  денежно-кредитной политики.

Ужесточение денежно-кредитной политики предполагает изменение направления влияния  официальных ставок Национального  Банка Республики Казахстан на рыночные ставки по кредитам. Если в предыдущие годы меры Национального Банка Республики Казахстан были направлены на решение  задачи по активизации деятельности банков по кредитованию экономики, в том числе и по снижению ставок, то в условиях необходимости недопущения «перегрева экономики» вопрос снижения ставок уже не ставится как самоцель.

Уровень ставок в экономике должен формироваться  на рыночной основе адекватно тем  рискам и факторам, которые складываются исходя из реальной ситуации. При этом должна быть пересмотрена практика установления предельных ставок вознаграждения по вновь привлекаемым вкладам (депозитам) физических лиц, возврат которых  гарантируется Фондом гарантирования (страхования) вкладов физических лиц.

Для усиления регулирующих свойств официальной  ставки рефинансирования, Национальным Банком Республики Казахстан в текущем  году введена практика ежеквартального  пересмотра и установления официальной  ставки рефинансирования. Национальный Банк, периодически пересматривая официальную  ставку рефинансирования, дает финансовому  рынку актуализированные ориентации по ожидаемым тенденциям в финансовой сфере. С 1 февраля 2005 года официальная  ставка рефинансирования была повышена с 7 % до 7,5 %, а с 1 мая этого года установлена на уровне 7,5 %.

В целом за 2006 - 2008 годы денежная база и денежная масса увеличились почти в два раза. Однако вследствие наблюдаемой в последние годы тенденции ослабления влияния монетарных факторов в формировании инфляции и инфляционных ожиданий такое значительное расширение денежной базы не будет оказывать инфляционного давления. Тем не менее, в долгосрочном периоде в целях недопущения накапливания инфляционного потенциала за счет монетарных факторов, Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по снижению темпов расширения денежной базы путем стерилизации избыточной ликвидности банковской системы.

Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности  и более гибкого регулирования  ликвидности банков будут внесены  соответствующие изменения в  механизм формирования минимальных  резервных требований. В этих целях  Национальным Банком Республики Казахстан  будут рассмотрены различные  варианты определения структуры  обязательств банков, по которым они  должны соблюдать норматив минимальных  резервных требований, а также  порядок их выполнения и будет  выбран наиболее оптимальный вариант  для проведения эффективной денежно-кредитной  политики.

Кроме того, Национальный Банк Республики Казахстан  будет фокусировать свои усилия на согласовании ставок по различным видам  инструментов денежно-кредитной политики и повышению регулирующей роли краткосрочных  ставок. С целью повышения точности прогнозов по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан продолжит  работы по разработке модели трансмиссионного механизма. Будут расширяться операции открытого рынка, приняты меры по увеличению собственного портфеля ценных бумаг и развитию новых финансовых инструментов.

В области  валютной политики Национальный Банк Республики Казахстан намерен сохранить  режим плавающего обменного курса  без определения какого-либо долговременного  установленного коридора.

В области  валютного регулирования и валютного  контроля будет продолжена политика, направленная на дальнейшую либерализацию  валютного режима в Казахстане. В  настоящее время в Парламенте Республики Казахстан находится  на рассмотрении проект нового Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании  и валютном контроле». Данный законопроект разработан в целях создания эффективной  базы для поэтапного перехода на принципы полной конвертируемости национальной валюты.

В настоящее  время в соответствии с концепцией нового законопроекта Национальный Банк Республики Казахстан начинает подготовку проектов подзаконных нормативных  правовых актов, регулирующих порядок  проведения валютных операций, вопросы  лицензирования, регистрации валютных операций, уведомления о валютных операциях и процедур экспортно-импортного валютного контроля.

Сохранение  благоприятных условий в мировой  экономике и на внешних финансовых и торговых рынках способствовали достижению Казахстаном устойчивого экономического роста и улучшению макроэкономической ситуации в стране.

В 2006-2008 годах денежно-кредитная  политика НБК была направлена на обеспечение  внутренне и внешней устойчивости тенге. Основной целью денежно кредитной  политики было удержание инфляции в  пределах 5-7 % в 2006 году и в пределах 4-6% в 2008 году для достижения  поставленных целей ЦБК использовал в качестве своего   основного инструмента операции на открытом рынке и переучетные операции с векселями

В 2007 году приоритетом  денежно-кредитной политики Национального  Банка было поддержание низких темпов инфляции. Была продолжена политика свободно плавающего обменного курса тенге.

  В качестве  инструментов регулирования краткосрочной  ликвидности банковской системы  использовались: операции с краткосрочными  нотами, операции с государственными  ценными бумагами на открытом  рынке, регулирование официальных  ставок, рефинансирование банков  путем переучета векселей, предоставление  банкам краткосрочных кредитов  на поддержание ликвидности (дневных  и овернайт).

Официальный курс тенге по отношению к доллару  составил на конец 2007 года 144,50 тенге, к  российскому рублю - 5,16 тенге, к евро - 136,21 тенге (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1. Официальные курсы тенге к иностранным валютам, на конец периода

 

Сохранение  умеренных темпов девальвации тенге  способствовало дальнейшему восстановлению ценовых паритетов по отношению  к странам - основным торговым партнерам. Относительно стран СНГ индекс реального  эффективного обменного курса тенге (REER) снизился с начала года на 7,6%, что  было связано с реальным укреплением  российского тенге на 8,5%. В целом  за год тенге реально укрепился  по отношению к корзине валют  остальных стран на 16% (в основном по причине девальвации евро на 11,3% в среднем за год). В итоге за 2007 год по группе 20 стран - торговых партнеров индекс REER повысился всего  на 2,8%. Динамика изменения индексов реального эффективного обменного  курса в 1998-2007 гг. приведена на рисунке 2

 

 

Рисунок 2. Динамика реального эффективного обменного курса тенге (1996=100%)

 

В долгосрочном периоде это привело к росту денежной базы на 24%. Это мультиплицировало прирост денежной массы на уровне 700 млрд. тенге.. На конец 2008 года инфляция составила 6,7 %. Сохранению инфляции в этих пределах способствовал Существенный экономический рост, сопровождаемый высоким потребительским спросом и инвестиционной активностью. За период с 2004 года по 2008 ВВП в реальном отражении вырос на 69% при увеличении реальной заработной платы на 60% и инвестиций в основной капитал- более чем в 5,5 раза.

 Однако  сохранению инфляции в экономике  способствовал значительный рост  денежных агрегатов. Следствием  высокого потребительского спроса  было увеличение наличных денег  в обращении на 59% до 379,3 млрд. Чтобы  не допустить  значительного  укрепления реального обменного  курса тенге, а также для  сглаживания колебаний курса  НБК участвовал на внутреннем  валютном рынке в качестве  покупателя. Всего ха 2008 год объем  чистой покупки иностранной валюты  НБК составил 3,6 млрд. долларов США.  В результате за 2008г чистые  международные резервы НБК увеличились  на 87,1% до 9,3 млрд. Для сдерживания  темпов роста инфляции НБК  в 2008г предпринимал меры по  усилению регулирующих воздействий  официальных ставок. Для повышения  роли ставки рефинансирования  с 2008г переучет векселей производится  в соответствии с официальной  ставкой рефинансирования.

Информация о работе Денежно кредитная политика Национального банка РК