Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:18, реферат
Цель настоящей брошюры – сделать бюджет Республики Казахстан максимально понятным для ее граждан. Для этого в нем описывается не только то, что же дает бюджет стране в целом и каждому отдельному гражданину Республики Казахстан, но и о том, что скрывается за этим сложным и многогранным понятием.
В частности, объясняется, для чего нужен бюджет и каким образом он показывает роль государства в экономике. Кроме того, в брошюре идет речь о том, как формируется бюджет, куда направляются налоги и как принимаются решения о бюджете, а также об изменениях, которые внесла в различные стадии этого процесса бюджетная реформа. В то же время, основная задача брошюры – помочь ответить на вопрос, который вправе задать каждый налогоплательщик: на что идут государственные деньги?
Введение…………………………………………………………………...
108
Глава 1. Новая система государственного планирования, ориентированного на результаты………………………………………..
109
1.1 Стратегическое планирование деятельности государственных органов…………………………………………………………………….
109
1.2 Стратегические цели и задачи развития Республики Казахстан...
113
1.3 Основные направления налогово-бюджетной политики…………..
118
Глава 2. Основы бюджетного процесса в Республике Казахстан……..
125
2.1 Понятие бюджета и бюджетной системы……………………….
125
2.2 Республиканский бюджет……………………………………………
128
2.3 Местные бюджеты и их значение в социально-экономическом развитии территориальных образований………………………………
130
2.4 Процедура рассмотрения и утверждения проектов республиканского и местного бюджетов……………………………...
132
Глава 3. Структура республиканского бюджета………………………..
133
3.1 Доходы бюджета……………………………………………………..
133
3.2 Расходы бюджета……………………………………………………
140
3.2.1 Социальный бюджет……………………………………………….
146
Образование……………………………………………………………….
146
Здравоохранение…………………………………………………………..
153
Пенсионное обеспечение…………………………………………………
158
3.2.2 Бюджет для экономики…………………………………………….
161
Транспорт и коммуникации……………………………………………...
162
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность……………………………………………………………….
165
Топливно-энергетический комплекс и недропользование……………..
168
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения……………………………………………...
172
Жилищно-коммунальное хозяйство……………………………………..
180
3.2.3 Бюджет для безопасности………………………………………...
182
Национальная оборона……………………………………………………
182
3.2.4 Межбюджетные отношения……………………………………...
184
Глава 4. Гарантии финансовой устойчивости…………………………..
197
4.1 Государственный долг………………………………………………..
197
4.2 Национальный фонд РК………………………………………………
200
Список литературы……………………………………………
Наличие в государственном
устройстве страны территориальных
образований обусловливает
Местный бюджет представляет
собой денежный фонд административно-
Роль местных бюджетов,
их состав и структура всецело определяются содержанием
и характером функций и задач, возложенных
на местные государственные органы, а также административно-территориальны
Состояние местных бюджетов зависит от различных факторов. К ним относятся:
– общее экономическое положение страны;
– экономический
потенциал соответствующей
– уровень государственного законодательства, регулирующий права и обязанности местных органов власти и управления;
– степень компетенции местных органов власти и управления в реализации предоставленных им прав.
Главным условием стабильности местных бюджетов является умение местных государственных органов в рамках конкретного финансового периода и конкретной территории обеспечить соответствующее равновесие между поступающими доходами и осуществляемыми необходимыми расходами.
В Республике Казахстан
местные бюджеты (бюджеты административно-
Бюджет области представляет собой свод областного, городских и районных бюджетов без учета взаимопогашающих операций между ними.
В настоящее время местные бюджеты в Казахстане занимают по доходам около 30% и по расходам – около 48% от общего объема средств государственного бюджета.
Формирование местных бюджетов имеет свои особенности по трем уровням их самостоятельного функционирования: на уровне областного бюджета, на уровне бюджета города республиканского значения и столицы и на уровне бюджета района. Доходы местных бюджетов, также как и республиканского бюджета формируются из налоговых и неналоговых поступлений. При этом налоговые поступления в местный бюджет отличаются от видов налоговых поступлений в республиканский бюджет в соответствии с регламентирующими положениями Бюджетного и Налогового кодексов.
Неналоговые поступления в местный бюджет представляют собой доходы от коммунальной собственности; поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета; поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета; штрафы, пеня, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета; другие неналоговые поступления в областной бюджет.
Поступлениями трансфертов в местный бюджет являются:
– трансферты в областной бюджет из бюджетов районов (городов областного значения);
– трансферты из республиканского бюджета.
В бюджет города республиканского
значения, столицы зачисляются
Местными являются бюджетные программы:
- области,
- города республиканского значения,
- столицы,
- района (города),
- района в городе,
- города районного значения,
- поселка, аула (села),
- аульного (сельского) округа.
Расходы областного бюджета осуществляются по направлениям расходов в соответствии с функциями органов власти областного уровня.
К расходам, обеспечивающим государственные услуги общего характера относятся затраты на функционирование местных представительных и исполнительных органов областного уровня; стратегическое планирование социально-экономического развития области; бюджетное планирование на уровне области; организация исполнения областного бюджета; управление областной коммунальной собственностью.
Проект закона о республиканском бюджете вносится Правительством Республики Казахстан в Парламент не позднее 1 сентября текущего финансового года. Рассмотрение проекта закона о республиканском бюджете на пленарных заседаниях Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан осуществляется на основе докладов уполномоченного Правительством лица по прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров республики и проекту закона о республиканском бюджете, каковым является в настоящий момент министр экономики и бюджетного планирования.
Утверждение республиканского бюджета происходит на раздельном заседании палат Парламента путем последовательного рассмотрения сначала в Мажилисе, а затем в Сенате не позднее 1 декабря текущего финансового года.
Если Парламентом до 1 декабря текущего года не будет принят закон о республиканском бюджете, Президент вправе издать указ о республиканском финансовом плане на первый квартал очередного финансового года, который действует до утверждения Парламентом Республики Казахстан закона о республиканском бюджете. Проект указа Президента о республиканском финансовом плане на первый квартал очередного финансового года, а также проект постановления Правительства Республики Казахстан о его реализации разрабатываются центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
Республиканский финансовый план на первый квартал очередного финансового года утверждается не позднее 25 декабря текущего года в объеме одной четвертой части прогноза республиканского бюджета на очередной финансовый год.
В случае утверждения финансового плана республиканский бюджет на данный финансовый год должен быть утвержден не позднее 1 марта того же года.
При этом республиканский бюджет на данный финансовый год утверждается с учетом республиканского финансового плана на первый квартал того же года.
В соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результаты, Закон о республиканском бюджете с приложениями, Указ Президента Республики Казахстан о республиканском финансовом плане на первый квартал предстоящего финансового года с приложениями публикуется в средствах массовой информации.
Проект областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы вносится местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы в соответствующий маслихат не позднее 15 октября текущего финансового года.
Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы утверждаются соответствующими маслихатами не позднее двухнедельного срока после подписания Президентом Закона о республиканском бюджете.
Если маслихат в установленный
срок не принял решение о местном бюджете, местный исполнительный
орган соответствующей административно-
Местный финансовый план на первый квартал очередного финансового года, также как и республиканский бюджет утверждается в сроки не позднее 25 декабря текущего года в объеме одной четвертой части прогноза местного бюджета на очередной финансовый год. При утверждении местного финансового плана местный бюджет на данный финансовый год должен быть утвержден не позднее 1 марта того же года.
Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы в недельный срок после принятия решений районными (городскими) маслихатами об утверждении бюджетов районов (городов областного значения) представляют в центральный уполномоченный орган по государственному планированию и центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы, сведенные на основе утвержденных местных бюджетов, а также перечень местных бюджетных инвестиционных проектов на плановый период, финансируемых из местных бюджетов.
Решение маслихата о местном бюджете с приложениями и решением местных исполнительных органов о местном финансовом плане на первый квартал очередного финансового года, также как и республиканского бюджета, публикуется в средствах массовой информации.
Доходы бюджета Республики Казахстан складываются из различных составляющих, среди которых налоговые и неналоговые поступления, трансферты, поступления от продажи основного капитала и т.д. Более подробно эти составляющие рассматриваются в разделе, посвященном структуре бюджета. Наиболее значительный вклад вносит, разумеется, налоговая составляющая.
Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. Налогообложение – один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Существуют государства без собственной армии, но нет государств без налогов. Вопрос о налогах затрагивает интересы всех слоев общества и потому является предметом неутихающих дискуссий. Споры идут об общем уровне налогообложения, о соотношении разных видов налогов, о способах их сбора. В итоге, система налогов является компромиссом между интересами различных групп общества, а также страны в целом и ее отдельных регионов.
С помощью налогов государство собирает часть производимого в стране продукта и затем перераспределяет его посредством государственных расходов. Чем выше показатель валового внутреннего продукта, тем выше возможные совокупные доходы и расходы бюджета. Валовой внутренний продукт (ВВП), таким образом, является основой для формирования бюджетов всех уровней государственного управления.
ВВП представляет собой рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для конечного потребления), произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. На сегодняшний день ВВП является главным индикатором национальной экономики. Валовой внутренний продукт Республики Казахстан сравнительно невелик по абсолютной величине, однако темпы развития представляются довольно впечатляющими.
Рисунок 7. ВВП по паритету покупательной способности, 2008 год
Основным показателем экономического развития сегодня является ВВП на душу населения. По этому показателю Казахстан хотя и отстает от большинства развитых стран, однако обгоняет большинство развивающихся, включая Китай и Бразилию.
Еще одним важным экономическим показателем, отражающим бюджетный процесс, является фискальная нагрузка на экономику страны. Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны, иначе говоря, это отношение величины доходов государства от налоговых сборов к величине валового внутреннего продукта. Чем выше показатель фискальной нагрузки, тем меньше стимул к инвестированию в экономику ввиду незначительной прибыли. Невысокий показатель нагрузки, с другой стороны, говорит о том, что государство не может проводить достаточно сильную социальную политику.
Доходы бюджета расширенного правительства Республики Казахстан по оценке Международного валютного фонда в 2006 году составили 22,4 % от размера ВВП. Это примерно в два раза меньше, чем в среднем по странам Европейского союза или Украине, однако несколько выше, чем в ряде других развивающихся стран. Такие показатели позволяют сделать вывод об относительно небольшой фискальной нагрузке на экономику Казахстана и, соответственно, достаточно высокой привлекательности экономики республики для инвестирования средств. И одновременно свидетельствуют об относительно невысоком государственном социальном обеспечении граждан.
Рисунок 8. Доходы бюджета расширенного правительства, % от ВВП, 2006 год
Консолидированный бюджет Республики Казахстан как аналитический инструмент, к сожалению, был введен сравнительно недавно, поэтому на его примере довольно трудно проследить динамику изменения доходов бюджета. Тем не менее, для получения более полной картины мы приводим данные об изменении размера поступлений и структуры консолидированного бюджета за 2006– 2007 годы.