Понятие, назначение и состав бюджетной классификации РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:19, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является раскрытие экономической сущности, состава и принципов построения бюджетной классификации, рассмотрение классификации доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, деление доходов по источникам и способам их получения на группы и статьи, классификации расходов, их группировку по функциональному, экономическому и ведомственному признакам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….................................3
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ………………………….4
1.1 Сущность бюджетной классификации, назначение и ее состав……...4
1.2Коды бюджетной классификации ……………………………………...10
ГЛАВА 2.РАЗДЕЛЫ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ………….13
2.1 Классификация доходов бюджета РФ…………………….………….13
2.2 Классификация расходов бюджета РФ ……………….………...........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………....................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………............33

Вложенные файлы: 1 файл

Копия межбюд отнош.docx

— 59.32 Кб (Скачать файл)

3. Программа (подпрограмма). Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации также включает четырехзначную программную часть (с 14 по 17 разряды). Введение кодов программ и подпрограмм в состав кода классификации доходов можно рассматривать как начало формирования программной классификации, которая является одним из ключевых инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.

Традиционно считается, что программная  классификация применяется к  расходам. Однако существуют возможности  применения программной классификации  и к доходам. Доходы бюджета могут  рассматриваться не только с точки  зрения необходимости обеспечения  общего (совокупного) покрытия расходов, но и с точки зрения осуществления  определенных целей налогово-бюджетной  политики. Примерами доходов, увязанных  с определенными целями политики, могут быть налоги. Отражение каждого  налога по кодам классификации доходов  бюджетов осуществляется с применением  значений кодов программ в зависимости  от принадлежности начисленного налогового платежа к штрафам, процентам  и пеням, основному платежу. Тем  самым, достигается возможность  проведения раздельного анализа  динамики соответствующих налоговых  поступлений с целью более  точного планирования доходов бюджетов. В части неналоговых доходов, администраторами которых являются органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, детализация  кода программ позволяет не только планировать доходы с большей  точностью, но и выделяет доходы, по которым в соответствии с решениями  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  могут быть установлены отдельные  нормативы распределения отчислений по бюджетам бюджетной системы (например, 50% — в бюджет субъекта Российской Федерации, 50% — в бюджеты муниципальных районов (городских округов)). Тем самым у органов государственной власти субъектов Российской Федерации появляется дополнительный рабочий инструмент по урегулированию межбюджетных отношений.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику  бюджета субъекта Российской Федерации  в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджет в соответствии с федеральным законодательством.

Органы местного самоуправления вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику соответствующего бюджета в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами поступлений в  бюджет, назначаемыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Более подробно порядок детализации  кодов программ и подпрограмм  доходов описан в соответствующих  указаниях Министерства финансов Российской Федерации.

4. Экономическая классификация доходов определяется трехзначным кодом (18-20 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию, и представлена следующими позициями:

  • 110 — налоговые доходы;
  • 120 — доходы от собственности;
  • 130 — доходы от оказания платных услуг;
  • 140 — суммы принудительного изъятия;
  • 150 — безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
  • 151 — поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 152 — перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
  • 153 — перечисления международных финансовых организаций;
  • 160 — взносы, отчисления на социальные нужды;
  • 180 — прочие доходы;
  • 410 — уменьшение стоимости основных средств;
  • 420 — уменьшение стоимости непроизведенных активов;
  • 440 — уменьшение стоимости материальных запасов.

Экономическая классификация доходов  включает операции с нефинансовыми  активами. К ним относятся операции с основными средствами, непроизведенными активами и материальными запасами. С теоретической точки зрения доходами являются только те операции, которые приводят к увеличению чистой стоимости активов, и поэтому  КОСГУ 410, 420, 440 не должны быть включены в состав экономической классификации  доходов.

В качестве условного примера рассмотрим поступление средств от реализации имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности (в части реализации основных средств  и материальных запасов по указанному имуществу). Допустим, имущество реализуется  по балансовой стоимости. В этом случае нефинансовые активы в виде основных средств или материальных запасов  уменьшаются. Необходимость соблюдения основного балансового равенства — равенства активов и пассивов — приводит к равнозначному увеличению финансовых активов в виде средств на счете или дебиторской («нам должны») задолженности перед бюджетом. Таким образом, чистая стоимость активов (разница между совокупными активами и обязательствами) остается неизменной.

Однако на практике государственные  и муниципальные нефинансовые активы реализуются по рыночной стоимости, которая, вообще говоря, не совпадает  с балансовой стоимостью активов. Соответственно, для корректной оценки изменения  чистой стоимости активов при  их продаже необходимы два показателя. Один из них показывает рыночную стоимость  актива, другой — балансовую. Разница между ними показывает изменение чистой стоимости активов. В рамках кодов классификации доходов бюджетов, применяемых администраторами бюджетных средств в расчетных документах, соответствующие 
КОСГУ показывают рыночную стоимость продажи нефинансовых активов, в то время как в структуре счетов бюджетного учета вышеуказанные КОСГУ показывают балансовую стоимость продаваемых нефинансовых активов. Данные о разнице между рыночной и балансовой стоимостью отражаются на счетах бюджетного учета с применением КОСГУ 172, который в составе кодов бюджетной классификации, указываемых в расчетных документах, не применяется.

Таким образом, включение КОСГУ 410, 420, 440 в состав экономической классификации  доходов не является исключением  из правил ведения финансовой отчетности. Включение операций с активами в  состав экономической классификации  доходов связано с необходимостью обеспечить формирование показателя дефицита/профицита  бюджета, представляющего собой  разницу между доходами и расходами  бюджета в соответствии с определениями  действующего бюджетного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Классификация расходов бюджета РФ

Структура бюджетной классификации  расходов бюджетов состоит из статей:

  • расходы на обслуживание государственного (коммунального) долга, а именно: расходы на погашение обязательств по государственному (коммунальному) внутреннему долгу и государственному (коммунальному) внешнему долгу;
  • налоговые расходы, а именно: расходы по выплате бюджетного возмещения плательщикам налога на добавленную стоимость, по возвращению излишне уплаченных налогов плательщикам налога на доходы физических лиц, по возвращению налогов (сборов, обязательных платежей), излишне уплаченных по решению налоговых органов;
  • расходы гражданского бюджета, а именно: расходы по социальной защите и социальному обеспечению, расходы государственного управления, международной деятельности, расходы по образованию, здравоохранению, культуре и искусству, расходы коммунального хозяйства, расходы по физической культуре и спорту, правоохранительной деятельности;
  • расходы по экономическому вмешательству, а именно: расходы по кредитной деятельности государства (органов местного самоуправления); по государственным (местным) инвестициям; по реализации государственных (местных) контрактов для удовлетворения общегосударственных нужд (нужд территориальной общественности) или функционирования органов государственного управления (органов местного самоуправления); по компенсациям стоимости объектов частной собственности в случаях их принудительного отчуждения;
  • расходы оборонного бюджета, включая обеспечение государственной безопасности, а именно: расходы бюджета Министерства обороны Украины, бюджета Службы безопасности Украины, бюджета Национальной гвардии Украины, бюджета Национального бюро расследований Украины, включая расходы на приобретение техники, обмундирования и вооружения;
  • расходы по реализации бюджетных трансфертов, а именно: расходы на предоставление бюджетных субвенций, расходы по финансированию бюджетных изъятий;
  • расходы специального назначения, а именно: расходы Резервного бюджетного фонда Украины; институционные расходы, образовавшиеся вследствие ошибок в макроэкономическом прогнозировании;
  • расходы государственных целевых бюджетных фондов. Структура бюджетной классификации дефицита бюджетов состоит из статей:
  • поступления от государственных внешних займов;
  • поступления от государственных внутренних займов.

Структуру унифицированного кода классификации  расходов бюджетов Российской Федерации  можно представить в следующем  виде (см. табл. 5.6):

Таблица 5.6

Структура унифицированного кода классификации  расходов бюджетов Российской Федерации

 

ГРБС

Рз

ПРз

Программно-целевая часть

Вид расходов бюджетов

Экономическая классификация

Целевые статьи расходов бюджетов

Пр

ППр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

                                       

Код главного распорядителя бюджетных  средств (ГРБС), который представляет три первые знака кода классификации  расходов, соответствует номеру в  перечне главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета  субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Указанный номер устанавливается  законом (решением) о соответствующем  бюджете в составе ведомственной  структуры расходов.

Классификация расходов предусматривает 11 разделов (Рз) — 4 и 5 разряды кода и 84 подраздела (ПРз) — 6 и 7 разряды кода классификации расходов. Подразделы конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Например, раздел 0700 «Образование» включает следующие 9 подразделов:

  • 0701 Дошкольное образование.
  • 0702 Общее образование.
  • 0703 Начальное профессиональное образование.
  • 0704 Среднее профессиональное образование.
  • 0705 Переподготовка и повышение квалификации.
  • 0706 Высшее профессиональное образование.
  • 0707 Молодежная политика и оздоровление детей.
  • 0708 Прикладные научные исследования в области образования.
  • 0709 Другие вопросы в области образования.

Программно-целевая часть кода классификации расходов — с 8 по 14 разряды — представлена целевыми статьями, которые обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств. Код целевой статьи расходов условно можно разделить на три части: код целевой статьи (ЦСР) — с 8 по 10 разряды; код программы (Пр) — 11 и 12 разряды; код подпрограммы (ППр) — 13 и 14 разряды.

Виды расходов — с 15 по 17 разряды кода классификации расходов — предназначены для дальнейшей детализации направлений финансирования расходов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов.

При условии обеспечения идентичности построения функциональной классификации  в части целевых статей и видов  расходов и преемственности кодов, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления могут дополнять  перечни целевых статей и видов  расходов и утверждать такие перечни  в законах (решениях) о бюджете  на очередной финансовый год.

В ходе дальнейшего реформирования бюджетной классификации предполагается перейти к так называемому  «управленческому принципу бюджета» с  предоставлением большей самостоятельности  органам государственной власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления в определении целевых статей и видов расходов. Предполагается, что каждый уровень власти будет  утверждать для себя эти позиции  самостоятельно, одновременно с утверждением бюджета. Например, одобряя ведомственную  структуру расходов регионального  бюджета на уровне целевых статей и видов расходов, региональный законодатель утверждает набор и состав этих позиций  классификации. То же самое делают местные  законодательные (представительные) органы в отношении местных бюджетов.

При этом на федеральном уровне предполагается установить четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства (публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти и т. д.), обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.

Примером реализации данного подхода  к формированию целевых статей и  видов расходов федерального бюджета  являются следующие возможные изменения (см. табл. 5.7):

Таблица 5.7

Пример классификации целевых  статей расходов бюджетов и видов  расходов бюджетов

Действующая классификация

Предлагаемая классификация

691 00 00 
(целевая статья)

Трансферты, передаваемые Пенсионному  фонду Российской Федерации

691 00 00 
(целевая статья)

Субвенции Пенсионному фонду Российской Федерации на реализацию ФЗ «О ветеранах»

706 
(вид расходов)

Ежемесячные денежные выплаты ветеранам

001 
(вид расходов)

Ежемесячные денежные выплаты ветеранам

Информация о работе Понятие, назначение и состав бюджетной классификации РФ