Пути преодоления дефицита федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы чрезвычайно высока, так как проблема долгосрочного и системного урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального решения. Большой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Объектом в данной работе выступает российское социальное государство.
Предмет исследования: Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1……………………………………………………………..………………6
1.Бюджетный дефицит…………………………………………………..………..6
1.1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 6
1.2. ВИДЫ ДЕФИЦИТА 7
1.4. ПРОБЛЕМА БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РОССИИ 8
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 11
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 11
2.2. РЕЙТИНГ СТРАН ПО УРОВНЮ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ………………………….12
2.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 14
2.4. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ 17
3. ПРИЧИНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В
РОССИИ 20
Глава 2………………………………………………………………….……..….28
1. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………………28
1.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА….………………………31
1.3.Анализ внешнего государственного долга…………………..………….....33
2. Пути преодоления дефицита федерального бюджета…………………...…35
2.1 Проблемы сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита…………………………….…….35
2.2 Перспективы государственного долга и пути его уменьшения…………..39
Заключение……………………………………………………………….……....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит и проблемы гос. долга( Лазаренков).docx

— 88.75 Кб (Скачать файл)

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Смоленский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Смоленский филиал РГТЭУ

 

Кафедра_____________________________________________________

Курсовая работа

по дисциплине:______________________________________________

на тему:___________________________________________________

__________________________________________________________

 

 

                                                                                     Выполнил (а) студент (ка)  ______курса                              

                                                                               ______ группы________формы обучения

                                                      семестр ____________

                                                                                                               ____________________________________________

                                                                                         (Ф.И.О. полностью)

_______________________________

                                                                                            (подпись)

                                                                                    Руководитель: ___________________

                                                                                                                                 (должность, учёная степень)                                                                     ________________________________

                                                                                                        (Ф.И.О.)

                                                                                   Отметка о допуске (недопуске)  к защите

 

______________________________________

                                                                      «_____»_______________20___г.

                                                                                        _____________________________________

                                                                                        (Подпись руководителя)                                                                                                   Рег.номер___________________________________

                                                                                                                               (Дата)

 

 

 

 

 

 

 

г. Смоленск

    2012 г.

Содержание

 

Введение 3

Глава 1……………………………………………………………..………………6

1.Бюджетный  дефицит…………………………………………………..………..6

1.1. Сущность  бюджетного дефицита 6

1.2. Виды дефицита 7

1.4. Проблема  бюджетного дефицита в России 8

2. Государственный  долг 11

2.1. Сущность государственного долга 11

2.2. Рейтинг стран по уровню долговой  нагрузки………………………….12

2.3. Экономические последствия 14

2.4. Проблемы  и противоречия 17

3. Причины  государственного долга и бюджетного  дефицита в   

России 20

Глава 2………………………………………………………………….……..….28

1. Анализ бюджетного дефицита федерального бюджета…………………28

1.2 Анализ внутреннего государственного  долга….………………………31

1.3.Анализ внешнего государственного долга…………………..………….....33

2. Пути  преодоления дефицита федерального  бюджета…………………...…35

2.1 Проблемы  сбалансированности федерального  бюджета Российской      Федерации и методы уменьшения  дефицита…………………………….…….35

2.2 Перспективы  государственного долга и пути  его уменьшения…………..39

Заключение……………………………………………………………….……....44

Список использованных источников 46

 

Введение

 

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяют отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит.

Бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Существует несколько концептуальных подходов к бюджету, считающих каким способом должен быть сбалансирован бюджет или должен он вообще быть сбалансированным: ежегодно балансируемый, на циклической основе и функциональные финансы. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственной долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путем: (1) налогов, (2) дополнительной эмиссией денег или (3) выпуском и реализации государственных обязательств.

Существуют  экономические последствия государственного долга: это, во-первых, при том что правительство (1) должно только рефинансировать (а не погашать) долг, (2) имеет право взимать налоги и (3) имеет право создавать деньги, нет никакой опасности, что государство обанкротится. Во-вторых, государственной долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Более серьезные проблемы связанные с государственным долгом, заключаются в следующем: а) выплаты процентов по государственному долгу, вероятно, увеличивают неравенство в доходах; б) выплаты процентов по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; в) выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части реального продукта за рубеж; г) заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное финансирование.

 

Актуальность данного исследования:

Актуальность темы чрезвычайно  высока, так как проблема долгосрочного  и системного урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального  решения. Большой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.

Объектом  в данной работе выступает российское социальное государство.

Предмет исследования: Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга Российской Федерации.

 

 

 

Для раскрытия сути работы были поставлены следующие задачи:

1. Определить, что такое государственный бюджет, из чего формируется и какова роль государственного бюджета в стране.

2. Исследовать проблемы, которые возникают в процессе исполнения государственного бюджета, и как эти проблемы влияют на экономику.

3. Выявить, каким образом бюджетный дефицит и государственный долг влияют на развитие экономики страны.

4. Исследовать проблему бюджетного дефицита и государственного долга Российской Федерации.

 

1. Бюджетный дефицит

1.1. Сущность бюджетного дефицита

Для начала определимся, что же такое бюджет. Понятие "бюджет" имеет два толкования. С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, предприятие, семья. С другой стороны – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета  доходы недостаточны для осуществления  расходов, говорят о возникновении  бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.

Бюджетный дефицит  не обязательно свидетельствует  о каком-то чрезвычайном положении  в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.

Главным признаком  правильности проводимой государством бюджетной (и любой другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста.

1.2. Виды дефицита

Дефицит подразделяется на структурный и циклический. Структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы (например, 6%). Когда экономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, а социальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. В США после спада 1981-82 гг. циклический дефицит сократился, а структурный неуклонно возрастал.

В теории различают  также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает  в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй –  в связи со снижением налоговых  и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики ''недоимки'', которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также неплатежей со стороны предприятий и организаций.

Выделяют  также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга" в экономике.

Если возникает  временный бюджетный дефицит, имеются  перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.

Нормальным  считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в  стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3% ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. А, например, в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.

                       1.4. Проблема бюджетного дефицита в России

Долгие годы Россия сталкивалась с проблемой  бюджетного дефицита. Однако после кризиса 1998-ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему эта проблема постепенно исчезает.

Рассмотрим  основные причины этих явлений.

Основные  причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России - это низкая эффективность. производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджеты; механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства.

Информация о работе Пути преодоления дефицита федерального бюджета