Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 17:37, курсовая работа
Актуальность темы чрезвычайно высока, так как проблема долгосрочного и системного урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального решения. Большой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Объектом в данной работе выступает российское социальное государство.
Предмет исследования: Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1……………………………………………………………..………………6
1.Бюджетный дефицит…………………………………………………..………..6
1.1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 6
1.2. ВИДЫ ДЕФИЦИТА 7
1.4. ПРОБЛЕМА БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РОССИИ 8
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 11
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 11
2.2. РЕЙТИНГ СТРАН ПО УРОВНЮ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ………………………….12
2.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 14
2.4. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ 17
3. ПРИЧИНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В
РОССИИ 20
Глава 2………………………………………………………………….……..….28
1. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………………28
1.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА….………………………31
1.3.Анализ внешнего государственного долга…………………..………….....33
2. Пути преодоления дефицита федерального бюджета…………………...…35
2.1 Проблемы сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита…………………………….…….35
2.2 Перспективы государственного долга и пути его уменьшения…………..39
Заключение……………………………………………………………….……....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
С учетом всех
вышеперечисленных факторов планка
изъятия ВВП в пользу государства
поднимается до максимального значения,
при котором начинается массовое
уклонение от налогов. Таким образом,
в ближайшей перспективе
Основные направления реструктуризации бюджетных расходов. Реальность федерального бюджета определяется как собираемостью средств, так и обоснованностью планируемых затрат. В условиях предельной ограниченности ресурсов государства федеральный бюджет должен разрабатываться на основе четких приоритетов расходования его средств. Для общества важно знать не только то, на что и в каких размерах идут государственные деньги, но и то, в силу каких причин выбраны определенные направления и объемы расходов.
При реструктуризации обязательств государства должен выполняться основной принцип: государство должно давать деньги в первую очередь под реформы. Те сферы, где идут реальные реформы, должны быть обеспечены финансовыми ресурсами в приоритетном порядке.
В условиях ограниченности
финансовых ресурсов важно выделить
приоритеты расходования бюджетных
средств: социальные расходы, доля которых
возрастает в общем объеме бюджета;
в структуре социальных расходов
также следует выделить приоритеты:
расходы на выплату заработной платы,
пенсий; военные расходы, которые
отражают приоритетное финансирование
расходов на оборонные научно-
Важнейшей задачей государства является дальнейшая реализация программы экономии государственных расходов. Однако экономия бюджетных средств не должна осуществляться в ущерб малоимущим.
Совершенствование бюджетных процедур. Необходимо пересмотреть политику заимствований для покрытия бюджетного дефицита. Во-первых, во главу угла должны быть поставлены не потребности бюджета, а ограничение негативного влияния на экономический рост бремени обслуживания внутреннего госдолга. Во-вторых, должны быть изменены некоторые принципы работы государства на финансовом рынке.
Можно предложить также следующие меры:
- осуществлять составление проекта бюджета на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными;
- увязать
составление бюджета со
В современных условиях государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита.
Некоторые страны доказали, что в условиях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регулирования. Поэтому бюджетный дефицит должен финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности — привлеченных ресурсов.
2.2 Перспективы государственного долга и пути его уменьшения
Анализ Счетной палаты показывает, что объем государственного долга в 2010 году составит 5 499,2 млрд. рублей, что на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 2,1 раза.
Структура государственного долга в 2010 - 2012 годах несколько изменится: доля внутреннего долга сократится с 64,1 % в начале 2010 года до 52,5% в конце 2012 года, соответственно доля государственного внешнего долга вырастет с 35,9 % до 47,5%.
Существенно возрастает долговая нагрузка на федеральный бюджет: показатель отношения объема государственного долга к ВВП увеличится с 9,7 % в 2009 году до 15,4 % на конец 2012 года.
В настоящее время Правительство Российской Федерации исходит в своей долговой деятельности из необходимости:
- создания
условий для повышения
- ограничения
объема государственных
- увеличения
удельного веса внутреннего
- снижения
расходов на обслуживание
- ограничения
привлечения средств
Эти направления долговой политики успешно реализуются Правительством России, а также основными целями долговой стратегии считаются следующие:
- сохранение
объемов и структуры
- осуществление
государственных внутренних
- изменение
структуры государственного
Россия сейчас
активно использует метод погашения
внешней задолженности
Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности будут иметь единая долговая политика, единство планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований. Всё это позволит:
- оптимизировать
сроки обращения, погашения и
доходности государственных
- минимизировать
неблагоприятные воздействия
- оптимизировать
бюджетные расходы на
- своевременно
и в полном объеме выполнять
обязательства перед
Оптимизация
структуры государственного долга
на основе создания эффективной системы
управления позволит укрепить доверие
кредиторов к Российскому государству
как надежному заемщику, обеспечит
полноценное и выгодное участие
государства на внутреннем финансовом
рынке и достойный выход в
ближайшее время на рынок внешних
заимствований, создаст более благоприятные
условия для продолжения
Эксперты выделяют следующие основные принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.
Во-первых, безусловное
обслуживание обязательств и поддержание
высокого кредитного рейтинга. Для
получения инвестиционного
Во-вторых, долговременная
стратегия и эффективное
В-третьих, связь с внешней политикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями.
В-четвертых, обеспечение прозрачности сделок по урегулированию задолженности. Имеющаяся система отчетности о государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков – потенциальных инвесторов с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом. Между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Это, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга.
И, наконец, следует отметить, что развитие рынка государственных заимствований в качественном направлении будет способствовать решению правительственных задач по удержанию рейтинга Росси как первоклассного заемщика, обеспечивающего безусловное, своевременное и полное выполнение всех обязательств по государственному долгу.
Заключение
В настоящее
время частым явлением для государственного
бюджета большинства стран стал
бюджетный дефицит. С недавнего
времени дефицитным стал и федеральный
бюджет российской Федерации. Бюджетный
дефицит может быть следствием неблагоприятной
экономической конъюнктуры или
результатом целенаправленно
Существуют
различные способы
Бюджетный дефицит
неразрывно связан с понятием государственного
долга, который, в зависимости от
источников займа, может быть внутренним
и внешним. Значительная государственная
задолженность негативно влияет
на экономику: ведет к усилению поляризации
общества, отрицательно сказывается
на темпах экономического роста, расходы
по обслуживанию госдолга усиливают
бюджетный дефицит. Внешний государственный
долг (задолженность другим странам,
иностранным компаниям, банкам и
международным экономическим
Позитивные
сдвиги в структуре бюджета
К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.
Современное
экономическое состояние
Кроме того, постоянно
увеличиваются суммы
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что данные явления оказывают неблагоприятное воздействие на развитие страны в целом. Поэтому Правительству необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы, как для снижения дефицита бюджета, так и для уменьшения внутренней и внешней задолженности. Только принятие эффективных мер в этих направлениях будет содействовать социально-экономическому развитию России.
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998г., № 145-ФЗ.
2. Заключение Счетной палаты
Российской Федерации на отчет
об исполнении федерального
Информация о работе Пути преодоления дефицита федерального бюджета