Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 17:37, курсовая работа
Актуальность темы чрезвычайно высока, так как проблема долгосрочного и системного урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального решения. Большой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Объектом в данной работе выступает российское социальное государство.
Предмет исследования: Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1……………………………………………………………..………………6
1.Бюджетный дефицит…………………………………………………..………..6
1.1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 6
1.2. ВИДЫ ДЕФИЦИТА 7
1.4. ПРОБЛЕМА БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РОССИИ 8
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 11
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 11
2.2. РЕЙТИНГ СТРАН ПО УРОВНЮ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ………………………….12
2.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 14
2.4. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ 17
3. ПРИЧИНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В
РОССИИ 20
Глава 2………………………………………………………………….……..….28
1. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА…………………28
1.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА….………………………31
1.3.Анализ внешнего государственного долга…………………..………….....33
2. Пути преодоления дефицита федерального бюджета…………………...…35
2.1 Проблемы сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита…………………………….…….35
2.2 Перспективы государственного долга и пути его уменьшения…………..39
Заключение……………………………………………………………….……....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Анализ бюджетного дефицита федерального бюджета Российской Федерации
Суммы источников финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2005-2008 гг. по статистическим данным Счетной палаты представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Источники финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2005-2008 гг. (миллиардов рублей)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Общее финансирование |
-1612,9 |
-1994,1 |
-1794,6 |
-1705,1 |
в том числе: |
||||
внутреннее финансирование |
-707,4 |
-1243,6 |
-1614,1 |
-1570,0 |
из него: |
||||
долговые обязательства |
98,1 |
177,6 |
223,5 |
171,6 |
акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности |
35,0 |
17,6 |
19,3 |
6,7 |
государственные запасы драгоценных металлов и драгоц камней |
9,6 |
1,6 |
12,9 |
-2,1 |
остатки средств бюджетов |
-815,7 |
-1398,2 |
-1761,1 |
-1991,3 |
внешнее финансирование |
-905,5 |
-750,5 |
-180,5 |
-135,0 |
в том числе: |
||||
долговые обязательства |
-108,0 |
-41,2 |
-95,3 |
-80,1 |
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте |
-639,3 |
-681,4 |
-85,2 |
-34,5 |
прочие источники внешнего финансирования |
-158,2 |
-27,9 |
- |
-20,4 |
Таким образом, суммы источников общего финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации сильно не изменялись в течение этих четырех лет.
Долевые соотношения представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Доли источников финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2005-2008 гг. (миллиардов рублей)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Общее финансирование |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
в том числе: |
||||
внутреннее финансирование |
43,86% |
62,36% |
89,94% |
92,08% |
из него: |
||||
долговые обязательства |
-6,08% |
-8,91% |
-12,45% |
-10,06% |
акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности |
-2,17% |
-0,88% |
-1,08% |
-0,39% |
государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней |
-0,60% |
-0,08% |
-0,72% |
0,12% |
остатки средств бюджетов |
50,57% |
70,12% |
98,13% |
116,78% |
внешнее финансирование |
56,14% |
37,64% |
10,06% |
7,92% |
в том числе: |
||||
долговые обязательства |
6,70% |
2,07% |
5,31% |
4,70% |
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте |
39,64% |
34,17% |
4,75% |
2,02% |
прочие источники внешнего финансирования |
9,81% |
1,40% |
- |
1,20% |
Из данной таблицы видно, что в 2007-2008 годы основная доля источников финансирования дефицита бюджета приходилась на внутреннее финансирование и лишь небольшая – на внешнее. Однако в 2005-2006 годах доли внутренних и внешних источников были приблизительно равны, причем в 2005 году внешнее финансирование в сумме было больше внутреннего.
Большая доля внутренних источников финансирования дефицита принадлежит долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте Российской Федерации.
Значительную долю внешних источников финансирования дефицита в 2005-2006 годах составляли кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте. А в 2007-2008 годах доли кредитных соглашений и договоров сильно уменьшились, и основную часть внешних источников стали составлять долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, выраженные в ценных бумагах указанных в иностранной валюте.
Это связано с тем, что в 2007 и 2008 годах внешние финансовые заимствования и кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и фирм программой внешних заимствований не предусматривались, что и привело к снижению доли кредитных соглашений и договоров с 34,17% в 2006 году до 4,75% в 2007 и затем до 2,02% в 2008.
Доли акций и иные формы участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в общей сумме источников финансирования незначительны.
В последние годы всё большая доля источников финансирования дефицита федерального бюджета приходится на источники внутреннего финансирования, а доля источников внешнего финансирования уменьшается.
1.2 Анализ внутреннего государственного долга
Динамика объема государственного внутреннего долга с 1993 по 2009 года представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации | |
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 |
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 |
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 |
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 |
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 |
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 |
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 |
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 |
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 |
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 |
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 |
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 |
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
В соответствии с отчетом Счетной палаты общий объем государственного внутреннего долга Российской Федерации в рублях на 1 января 2008 года составлял 1301,15 млрд. рублей, или 4,3 % ВВП за 2007 год, а на 1 января 2009 года — 1499,82 млрд. рублей, или 3,5 % ВВП за 2008 год. Увеличение общей суммы государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2008 год составило 198,67 млрд. рублей, или 15,27 %, соотношение объема государственного долга и объема ВВП сократилось за этот период на 0.8 процентного пункта.
Увеличение общего объема государственного долга Российской Федерации в 2008 году произошло, в частности, за счет увеличения государственного внутреннего долга на 198,67 млрд. рублей, или на 15,27%.
В течение 2008 года доля государственного внутреннего долга Российской Федерации в общем объеме государственного долга Российской Федерации выросла с 54,2 % до 55,7%.
Объем и структура государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2008 года (1 301,2 млрд. рублей) на 1 января 2009 года (1 499,8млрд. рублей)
Согласно отчету о состоянии государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации государственный внутренний долг на 1 января 2008 года составил 1 301 151,9 млн. рублей (3,9 % ВВП за 2007 год); на 1 января 2009 года – 1 499 824,4 млн. рублей (3,6 % ВВП за 2008 год) и увеличился на 198 672,5 млн. рублей, или на 15,3%. Государственный внутренний долг на 1 января 2009 года не превышает установленный статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ предел государственного внутреннего долга (1 804 189,6 млн. рублей). Особое значение в формировании государственного внутреннего долга имеют государственные ценные бумаги.
Доля государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в объеме государственного внутреннего долга на 1 января 2009 года по сравнению с 1 января 2008 года снизилась на 1,2 процентного пункта и составила 94,8 %.
1.3 Анализ внешнего государственного долга
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте. Динамика и структура государственного внешнего долга представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации (на начало года; миллиардов долларов США)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Государственный внешний долг (включая обязательства бывш. СССР, принятые Российской Федерацией) |
114,1 |
76,5 |
52,0 |
44,9 |
40,6 |
в том числе: |
|||||
задолженность странам- участницам Парижского клуба |
47,5 |
25,2 |
3,1 |
1,8 |
1,4 |
задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
6,4 |
5,7 |
5,2 |
3,7 |
3,3 |
коммерческая задолженность |
2,2 |
1,1 |
0,8 |
0,7 |
1,2 |
задолженность перед международными финансовыми организациями |
9,7 |
5,7 |
5,5 |
5,0 |
4,6 |
еврооблигационные займы |
35,3 |
31,5 |
31,9 |
28,6 |
27,7 |
облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ ) |
7,1 |
7,1 |
4,9 |
4,5 |
1,8 |
задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России |
5,5 |
- |
- |
- |
- |
предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
0,4 |
0,3 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ (с изменениями) установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 41,9 млрд. долларов США (27,2 млрд. евро).
Согласно отчету о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на начало и конец отчетного финансового года, объем государственного внешнего долга Российской Федерации составил на 1 января 2009 года в долларовом эквиваленте 40,6 млрд. долларов США, что подтверждено результатами проверки и не превышает установленный верхний предел государственного долга.
Объем и структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2008 года (44,9 млрд. долларов США)
По данным Счетной палаты, государственный внешний долг в рублевом эквиваленте по состоянию на 1 января 2008 года составил 1 101 649,8 млн. рублей (44 880,7 млн. долларов США), или 3,3% ВВП за 2007 год, увеличился за 2008 год на 90 538,9 млн. рублей, или на 8,2 %, и составил на 1 января 2009 года 1 192 188,7 млн. рублей (40 577,7 млн. долларов США), или 2,9% ВВП за 2008 год. При этом в долларовом эквиваленте объем государственного внешнего долга сократился на 4 303,0 млн. долларов США, или на 9,6%.
В результате снижения задолженности по большинству видов государственного внешнего долга изменилась его структура: доля рыночного долга (государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте) сократилась с 74% до 73% при одновременном увеличении доли нерыночного долга (кредиты правительств иностранных государств, МФО, иностранных коммерческих банков и фирм, государственные гарантии в иностранной валюте) с 26% до 27%.
2. Пути преодоления дефицита федерального бюджета
2.1 Проблемы сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита
С конца 2007 года растущие мировые цены на нефть, сопутствовали повышению спроса на газ и другие энергоносители, её заменяющие, тем самым подстегнув увеличение стоимости последних, как и на мировом, так и на общероссийском рынке.
К концу 2008 года
стоимость баррели нефти
Без того повысившиеся издержки на обрабатывающих предприятиях, увеличились за счет удорожания сырья, пользующегося в мире большим спросом. Данный процесс был вызван ориентацией нашего сырьевого и энергетического потенциала на экспорт. Из-за этого потребности в развитии и расширении производства в реальном секторе экономике не были удовлетворены в полной мере.
То есть изменение мировой конъюнктуры (главным образом цен на сырье) послужило причиной быстрого перехода от профицитного федерального бюджета к дефицитному с 2009 года. В 2008 году профицит федерального бюджета по данным Минфина составлял 1 трлн. 697 млрд. руб., или 4% ВВП. А в 2009 году возник дефицит, который составил 2 трлн. 326,14 млрд. руб. или 6,4% ВВП.
Федеральный бюджет в январе—апреле 2010 года исполнен с дефицитом в 3,4% ВВП, по сообщению Минфина. Медленно нарастающий отрицательный баланс госказны складывается на фоне фактического замораживания госрасходов и стагнации доходов — они не растут с середины 2009 года.
Минфин подвел итоги исполнения федерального бюджета в первой трети года 2010 года. Доходы января—апреля составили 2,618 трлн руб., расходы — 3,063 трлн руб., дефицит бюджета — 445 млрд руб., или 3,4% ВВП. Пока это далеко от ожидаемых Минфином к концу года 6,8% ВВП. Отдельно по апрелю ситуация с дефицитом выглядит несколько похуже, чем в целом за четыре месяца. Апрельский дефицит составил 5,7% ВВП против 3,9% в марте.
Доходы федерального бюджета, начиная со второй половины 2009 года, фактически не растут.
Также следует отметить, что с 2009 года дефицит начал финансироваться из Резервного фонда Российской Федерации, а до этого он лишь формировался. Таким образом счета Резервного фонда стали источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
В апреле 2010 г.
Минфин России продолжил реализацию
распоряжения Правительства Российской
Федерации от 19 января 2010 г. № 23-р
о направлении средств
По состоянию на 1 мая 2010 г. совокупный объем Резервного фонда составил 1 188,70 млрд. рублей, что эквивалентно 40,59 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда по состоянию на 1 мая 2010 г. составили:
· 18,07 млрд. долларов США;
· 12,42 млрд. евро;
· 3,04 млрд. фунтов стерлингов.
Среди экспертов
есть мнение, что при сохранении
современной экономической
Оздоровление государственного бюджета необходимо осуществлять по нескольким направлениям: увеличение его доходной базы; реструктуризация расходной части бюджета; упорядочение бюджетных процедур.
Реструктуризация
доходной части бюджета. Для добросовестных
и не имеющих льгот
Информация о работе Пути преодоления дефицита федерального бюджета