Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение взаимоотношения потребительской кооперации и государства. Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений;

2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»;

Содержание

Введение
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений
2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»
3. Роль и значение ежегодных соглашений, заключенных государственными органами и организациями потребительской кооперации
4. Борьба с бедностью на селе - стратегия потребительской кооперации
5. Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимоотношения потребительской кооперации и государства.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, правовые основы потребительской кооперации формировались одновременно с формированием правовых основ деятельности различных организационно-правовых форм организаций, в том числе кооперативов различных видов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Значение   и  содержание закона Российской  Федерации 

«О потребительской  кооперации (потребительских обществ  и их союзов) в Российской Федерации» 

      Правовые  отношения, возникающие в области  создания и деятельности потребительских  обществ и их союзов, регулируются системой законов и иными нормативно-правовыми актами.

      Особое  значение для потребительской кооперации имеет Закон «О потребительской  кооперации (потребительских обществ  и их союзов) в Российской Федерации».

      Значение  закона состоит в том, что он наиболее полно определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

      Закон Российской Федерации «О потребительской  кооперации (потребительских обществ  и их союзов) в Российской Федерации» состоит из преамбулы и девяти глав.

      В преамбуле определены цели и задачи потребительской кооперации. Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

  • создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
  • закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно - технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
  • производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
  • оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;
  • пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

      Настоящий Закон гарантирует потребительским  обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

      Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских  обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Глава 1 – «О положения» включает статьи:

  •   Статья 1. Основные понятия;
  • Статья 2. Ограничение на использование в наименовании юридического лица слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ»;
  • Статья 3. Государство и система потребительской кооперации;
  • Статья 4. Основные принципы создания и деятельности потребительского общества;
  • Статья 5. Правомочия потребительского общества;
  • Статья 6. Особенности трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах;

      Глава 2 – «Образование потребительского общества» включает статьи:

  • Статья 7. Порядок образования потребительского общества;
  • Статья 8. Государственная регистрация потребительского общества;
  • Статья 9. Устав потребительского общества;

      Глава 3 – «Членство в потребительском  обществе» включает статьи:

  • Статья 10. Прием в потребительское общество;
  • Статья 11. Права пайщиков потребительского общества;
  • Статья 12. Обязанности пайщиков потребительского общества;
  • Статья 13. Прекращение членства в потребительском обществе;
  • Статья 14. Возврат паевого взноса выходящему или исключенному из потребительского общества пайщику;

      Глава 4 – «Органы управления потребительского общества»  включает статьи:

  • Статья 15. Структура органов управления потребительского общества;
  • Статья 16. Полномочия общего собрания пайщиков потребительского общества;
  • Статья 17. Собрание пайщиков кооперативного участка потребительского общества. Общее собрание уполномоченных потребительского общества;
  • Статья 18. Порядок принятия решений общим собранием пайщиков потребительского общества, общим собранием уполномоченных потребительского общества, собранием пайщиков кооперативного участка потребительского общества;
  • Статья 19. Совет и правление потребительского общества;
  • Статья 20. Ревизионная комиссия потребительского общества, ее полномочия, ответственность членов ревизионной комиссии;

      Глава 5 – «Имущество потребительского общества»  включает статьи:

  • Статья 21. Имущество потребительского общества, источники формирования его имущества;
  • Статья 22. Размеры вступительного и паевого взносов;
  • Статья 23. Паевой и иные фонды потребительского общества;
  • Статья 24. Доходы потребительского общества и их распределение;
  • Статья 25. Имущественная ответственность потребительского общества и его членов;

      Глава 6 – «Основы деятельности потребительского общества» включает статьи:

  • Статья 26. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность потребительского общества;
  • Статья 27. Порядок ведения документов потребительского общества»
  • Статья 28. Хранение документов потребительского общества;

      Глава 7 – «Реорганизация и ликвидация потребительского общества» включает статьи:

  • Статья 29. Реорганизация потребительского общества;
  • Статья 30. Ликвидация потребительского общества;

      Глава 8 – «Союз потребительских обществ» включает статьи:

  • Статья 31. Основные принципы создания и деятельности союза;
  • Статья 32. Порядок создания союза (вступления в союз). Учредительные документы союза;
  • Статья 33. Имущество союза;
  • Статья 34. Органы управления и органы контроля союза;
  • Статья 35. Полномочия общего собрания представителей потребительских обществ союза;
  • Статья 36. Порядок принятия решения общим собранием представителей потребительских обществ союза;
  • Статья 37. Совет и правление союза;
  • Статья 38. Ревизионная комиссия союза;
  • Статья 39. Реорганизация и ликвидация союза;

      Глава 9 – «Переходные положения» включает статьи:

  • Статья 40. Переходные положения;

      Закон определяет цели и задачи потребительской  кооперации, принципы деятельности; регулирует членские, управленческие, имущественные отношения, отношения по созданию, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и потребительских союзов.

      По  закону потребительские общества  и потребительские союзы являются юридическими лицами и им предоставлены  широкие права: право заниматься коммерческой деятельностью (торговой, производственной, заготовительной и др.), направленной на удовлетворение потребностей своих членов; право создавать хозяйственные общества, медицинские и образовательные учреждения, филиалы и представительства, а также другие права.

      Потребительские общества создают союзы. Союзам дано право осуществлять контрольные  и распорядительные функции в  отношении потребительских обществ.

      В законе предусмотрено, что отношение  между государством и организациями потребительской кооперации строятся на принципе независимости, что определяет самостоятельность и свободу деятельности организационной системы. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития; самостоятельно решают вопросы о расходовании средств, максимальный размер заработной платы, размеры выплат пайщикам и др.

      Закон «О потребительской кооперации (потребительских  обществ и их союзов) в Российской Федерации» принят в 2002 году по инициативе Центросоюза РФ, определил потребительскую концепцию как систему потребительских обществ и союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Социальной базой потребительской кооперации признаны ее пайщики как потребители, а экономическое участие пайщиков в деятельности кооперации определено главным условием существования потребительского общества. Закон создал объективную основу стабилизации и развития потребительских обществ, их союзов на принципах международного кооперативного движения и в первую очередь – на основе экономического участия пайщиков и потребительских обществ и демократизации кооперативного управления.

      Все изменения в законе направлены на повышение роли пайщиков в контроле и управлении, восстановление вертикали ответственности, пресечения беззакония, усиление ответственности руководителей за результаты хозяйственной и социальной деятельности.

      Серьезные изменения внесены в статью 6 закона «Выборные  должностные лица  союза потребительских обществ, которые нарушают права пайщиков, настоящий Закон, уставы, допускают наносящие ущерб потребительской кооперации злоупотребления и препятствуют проведению проверок деятельности организаций потребительской кооперации, могут быть отстранены от должности…»

      Закон определил, что более 50% численного состава совета должны занять пайщики, неработающие в потребительской кооперации.

      Закон еще раз подтвердил право союза  на контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских  обществ, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов. В нем указано, что одной из задач потребительской кооперации является «пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведения их до каждого пайщика».

      В законе подчеркивается, что союз создается для координации деятельности потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ  и их членов.

      Таким образом, для развития демократии создана  законодательная база. Внесены соответствующие изменения в уставы потребительских обществ, их союзов. 
 
 
 

3. Роль  и значение ежегодных соглашений, заключенных государственными органами  и организациями потребительской  кооперации 

      Практика  заключения ежегодных соглашений российской потребительской кооперации с Правительством, предусматривающих их взаимные обязательства, соответствует общемировому духу взаимоотношений государства и кооперации.

      Интерес государства к сотрудничеству обусловлен тем, что оно признает ту важную роль, которую сыграла и играет сейчас потребительская кооперация в решении социально-экономических задач российского общества, особенно в сельской местности. В свою очередь, для потребительской кооперации сотрудничество с органами власти дает возможность укрепить свой экономический потенциал, свое финансовое положение, устранить многие объективные причины убыточности и, в конечном итоге, более полно реализовать свою социальную функцию.

      Результатом совместной работы Правительства и  Центросоюза стало Постановление  №24 от 7 января 1999 года «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием», которое, с одной стороны, содержит меры поддержки кооперативных организаций, а с другой — налагает на них ответственность. Правительство рассматривает потребительскую кооперацию как отрасль единого народнохозяйственного комплекса страны, способную занять ведущую роль в выведении России из продовольственного кризиса. Это новый важнейший этап в жизни потребительской кооперации.

Информация о работе Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации