Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение взаимоотношения потребительской кооперации и государства. Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений;
2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»;
Введение
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений
2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»
3. Роль и значение ежегодных соглашений, заключенных государственными органами и организациями потребительской кооперации
4. Борьба с бедностью на селе - стратегия потребительской кооперации
5. Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации
Заключение
Список использованных источников
Центросоюз, республиканские, областные и районные потребсоюзы оперативно развернули в городах сеть магазинов, столовых ресторанов. Только через два года после окончания войны, когда почти полностью была восстановлена промышленность и получен некоторый рост сельскохозяйственного производства, Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) совместным постановлением «О проведение денежной реформы и отмены карточек на производственные и промышленные товары» ликвидировали карточную систему. Но для перехода к открытой торговле нужно было создать необходимые резервы товаров, сблизить высокие коммерческие цены с низкими пайковыми и восстановить торговую сеть. К решению этих задач потребительская кооперация приступила еще в конце войны, развертывая сеть коммерческих магазинов. В 1946 году организации потребительской кооперации стали активно открывать коммерческие чайные. Интересно, что кооперативные чайные готовили обеды из продуктов, закупаемых у колхозников и колхозам по ценам, складывающимся на рынке. Уже в ΙV квартале 1946 года доля оборота в коммерческих чайных в общем обороте сети кооперативного общественного питания составила 80%. Функционировала широкая сеть коммерческих магазинов по торговле строительными материалами, хозяйственными товарами, керосином и бензином.
Вместе со всем народным хозяйством потребительская кооперация пошла на подъем: увеличился товарооборот, полнее удовлетворился спрос населения на товары различного назначения, разветвлялась торговая сеть. В 1946 году объем сельского розничного товарооборота потребительской кооперации возрос на 23,9%, в 1947 году- на 84,7%, в 1948 году – на 99,4%. Его источники:
1. растущее поступление товаров из централизованных фондов;
2. развертывание заготовительной деятельности;
3.
расширение производства
Все это вместе означало усиление хозяйственной инициативы кооператоров.
В 50 – 80-е годы, как и в 30 – 50-е годы, потребительская кооперация и ее материально-техническая база регламентировались, как все советское хозяйство, пятилетними планами государства. Почти все ресурсы – товарную массу, стройматериалы, автотранспорт, жилье и др. Центросоюз, республиканские союзы получали от негосударственных органов, распределяли и использовали в соответствие с жесткими партийно-государственными нормами. С этого времени потребительская кооперация могла проявлять инициативу и получать дополнительные доходы от организации производства и заготовок только за счет местных ресурсов, а также посредством предоставления дополнительных услуг населению. Это был важный резерв, и те потребсоюзы и потребительские общества, которые нашли способ ее использования, успешно развивались.
Таким образом, государством постоянно проводилась в жизнь линия на вытеснение или замену кооперации государственными формами. В 50-е годы была ликвидирована промысловая кооперация, в 60-е – колхозы успешно преобразовывались в совхозы, потребительская кооперация все больше превращалась в иммобильную огосударствленную систему, терявшую главную особенность – хозяйственную инициативу.
В 70-е годы в потребительской кооперации проявилась общемировая тенденция: сосредоточение собственности и власти в руках управляющих. Основная масса пайщиков отдалилась от дел, исчезла даже формальная возможность реализации их экономических прав, нивелировалась основа кооперации – демократические принципы.
В
настоящее время я Правительство
Российской Федерации всячески поддерживает
потребительскую кооперацию, реализуется
проект для Ленинградской, Смоленской,
Вологодской и Псковской областей с привлечением
экспертов Проектного центра Кооперативного
союза Швеции. На стадии разработки находится
ряд долгосрочных проектов по обеспечению
устойчивого развития потребительской
кооперации в России.
Заключение
В заключение следует подчеркнуть, что потребительская кооперация, как и прежде, является лидирующей кооперативной системой и в своей основе продолжает оставаться социально ориентированной системой, которая направлена на борьбу с бедностью, с безработицей, бездуховностью максимально используя свои ресурсы. Также упорядочены взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, законодательно закреплены основные кооперативные принципы. Современная потребительская кооперация проникает во все сферы отрасли экономики, формирует оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий, организаций.
На данный момент российская потребительская кооперация в достаточной степени автономна и независима. Но к тому времени, когда экономическая обстановка в России стабилизируется и потребительская кооперация утратит свою первостепенную роль в социальной политике государства, она должна стать экономически независимой от государственной поддержки (в том смысле, как это понимается в современных кооперативах развитых стран).
Подводя итог роли потребительской кооперации Российской Федерации, можно сделать вывод, что жизнеспособность потребительской кооперации, как формы объединения людей для удовлетворения своих потребностей, подтвердило то, что в отличие от государственный структур она не распалась, а сохранилась как система, хотя и понесла невосполнимые потери: снижение объемных показателей в торговле, заготовках, кооперативной промышленности, массовом питании, резкое сокращение числа пайщиков, которые являются социальной базой потребительской кооперации.
В
настоящее время по дороге рыночной
экономике движется вся Россия. Но
у потребительской кооперации возникает
немало серьезных трудностей в процессе
адаптации к рыночным отношениям и достижении
устойчивого социально экономического
развития. Это характеризуется тем, что
в условиях рынка на сегодняшний день
социально-экономическая деятельность
потребительской кооперации развивается
в конкурентной среде, где разворачивается
соперничество между хозяйствующими субъектами
за потребителей, за доступ к ресурсам
и их размещение. Для обеспечения долговременной
конкурентоспособности недостаточно
только обладание преимуществ на основе
факторов. Важен не только запас факторов,
сколько скорость, с которой они создаются,
совершенствуются, приспосабливаются
в нужном предприятии. Иными словами инновации
определяют сегодня конкурентное преимущество
и конкурентоспособность хозяйствующего
субъекта.
Список
использованных источников
1. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации. - М.: "Издательский дом Центросоюза», 2000.
2. Бондаренко Н. В., Кущеторов Р. М., Кочкаров З. Р. История и теория кооперации: Учебник для студентов кооперативных вузов/ Под ред. Кущетерова Р. М. Ставрополь: Ставропольский Кооперативный институт, 1998 – 312с.
3. Балабанов М. История рабочей кооперации России. М.: Москов. Союз ПО, 1928. – С .67
4. Вахитов К. И. Потребительская кооперация СССР: Учебник для кооп. Техникумов. – з-е изд., перераб. М.: Экономика, 1991. – 176с.
5. Гавричкин В.С. 170 лет потребительской кооперации России. – М.: Издательский дом Центросоюза. – 348с.
6. Гутман Г.В., Дигилина О.Б., Чукин Н.И. и др. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ: Монография. М.: Дашков и К, 2003. – 43с.
7. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // Экономист. - 1995. – 154с.
8. Ефремова Г.М. Основы теории и история потребительской кооперации. - Новосибирск, 2001. – 312с.
9. Крашенинников А.И. Международный кооперативный альянс. - М.: Экономика, 1980. – 312с.
10. Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. – 455с.
11. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2002. -356с.
12. Меркулов А. В. Исторический очерк потребительской кооперации в России. 3-е изд., изм. и доп. - Харьков, 1999. -178с.
13. Теплова Л. Е. Кооперативное движение и потребительская кооперация: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2003. – 183с.
14. Черненко С.Е. Борьба с бедностью и бездуховностью – основная задача потребительской кооперации: Учебное пособие общеобразовательных учреждений. - М.: Вита-Пресс, 2001. – 214с.
15.
Проценко Т.Г. Усиление социальной работы
потребительской кооперации на селе //
Потребительская кооперация: история
и современность: Изд-во Камчатского филиала
Автономной некоммерческой организации
высшего профессионального образования
ЦС РФ «Российский университет кооперации»,
2006. - 332с.
Приложение 1
Живая связь
с пайщиками и обслуживаемым
населением через торгово-бытовые
центры
Магазин должен обеспечивать: |
Для выполнения основных функций в магазине: |
|
|
Информация о работе Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации