Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение взаимоотношения потребительской кооперации и государства. Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений;

2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»;

Содержание

Введение
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений
2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»
3. Роль и значение ежегодных соглашений, заключенных государственными органами и организациями потребительской кооперации
4. Борьба с бедностью на селе - стратегия потребительской кооперации
5. Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимоотношения потребительской кооперации и государства.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

      Центросоюз, республиканские, областные и районные потребсоюзы оперативно развернули в городах сеть магазинов, столовых ресторанов. Только через два года после окончания войны, когда почти полностью была восстановлена промышленность и получен некоторый рост сельскохозяйственного производства, Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) совместным постановлением «О проведение денежной реформы и отмены карточек на производственные и промышленные товары» ликвидировали карточную систему. Но для перехода к открытой торговле нужно было создать необходимые резервы товаров, сблизить высокие коммерческие цены с низкими пайковыми и восстановить торговую сеть. К решению этих задач потребительская кооперация приступила еще в конце войны, развертывая сеть коммерческих магазинов. В 1946 году организации потребительской кооперации стали активно открывать коммерческие чайные. Интересно, что кооперативные чайные готовили обеды из продуктов, закупаемых у колхозников и колхозам по ценам, складывающимся на рынке. Уже в ΙV квартале 1946 года доля оборота в коммерческих чайных в общем обороте сети кооперативного общественного питания составила 80%. Функционировала широкая сеть коммерческих магазинов по торговле строительными материалами, хозяйственными товарами, керосином и бензином.

      Вместе  со всем народным хозяйством потребительская  кооперация пошла на подъем: увеличился товарооборот, полнее удовлетворился спрос населения на товары различного назначения, разветвлялась торговая сеть. В 1946 году объем сельского розничного товарооборота потребительской кооперации возрос на 23,9%, в 1947 году- на 84,7%, в 1948 году – на 99,4%. Его источники:

      1. растущее поступление товаров  из централизованных фондов;

      2. развертывание заготовительной  деятельности;

      3. расширение производства товаров  на собственных предприятиях.

      Все это вместе означало усиление хозяйственной  инициативы кооператоров.

      В 50 – 80-е годы, как и в 30 – 50-е  годы, потребительская кооперация и ее материально-техническая база регламентировались, как все советское хозяйство, пятилетними планами государства. Почти все ресурсы – товарную массу, стройматериалы, автотранспорт, жилье и др. Центросоюз, республиканские союзы получали от негосударственных органов, распределяли и использовали в соответствие с жесткими партийно-государственными нормами. С этого времени потребительская кооперация могла проявлять инициативу и получать дополнительные доходы от организации производства и заготовок только за счет местных ресурсов, а также посредством предоставления дополнительных услуг населению. Это был важный резерв, и те потребсоюзы и потребительские общества, которые нашли способ ее использования, успешно развивались.

      Таким образом,  государством постоянно  проводилась в жизнь линия на вытеснение или замену кооперации государственными формами. В 50-е годы была ликвидирована промысловая кооперация, в 60-е – колхозы успешно преобразовывались в совхозы, потребительская кооперация все больше превращалась в иммобильную огосударствленную систему, терявшую главную особенность – хозяйственную инициативу.

      В 70-е годы в потребительской кооперации проявилась общемировая тенденция: сосредоточение собственности и  власти в руках управляющих. Основная масса пайщиков отдалилась от дел, исчезла даже формальная возможность реализации их экономических прав, нивелировалась основа кооперации – демократические принципы.

      В настоящее время я  Правительство Российской Федерации всячески поддерживает потребительскую кооперацию, реализуется проект для Ленинградской, Смоленской, Вологодской и Псковской областей с привлечением экспертов Проектного центра Кооперативного союза Швеции. На стадии разработки находится ряд долгосрочных проектов по обеспечению устойчивого развития потребительской кооперации в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В заключение следует подчеркнуть, что  потребительская кооперация, как  и прежде, является лидирующей кооперативной  системой и в своей основе продолжает оставаться социально ориентированной системой, которая направлена на борьбу с бедностью, с безработицей, бездуховностью максимально используя свои ресурсы. Также упорядочены взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, законодательно закреплены основные кооперативные принципы. Современная потребительская кооперация проникает во все сферы отрасли экономики, формирует оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий, организаций.

      На  данный момент российская потребительская кооперация в достаточной степени автономна и независима. Но к тому времени, когда экономическая обстановка в России стабилизируется и потребительская кооперация утратит свою первостепенную роль в социальной политике государства, она должна стать экономически независимой от государственной поддержки (в том смысле, как это понимается в современных кооперативах развитых стран).

      Подводя итог роли потребительской кооперации Российской Федерации, можно сделать  вывод, что жизнеспособность потребительской  кооперации, как формы объединения  людей для удовлетворения своих потребностей, подтвердило то, что в отличие от государственный структур она не распалась, а сохранилась как система, хотя и понесла невосполнимые потери: снижение объемных показателей в торговле, заготовках, кооперативной промышленности, массовом питании, резкое сокращение числа пайщиков, которые являются социальной базой потребительской кооперации.

      В настоящее время по дороге рыночной экономике движется вся Россия. Но у потребительской кооперации возникает  немало серьезных трудностей в процессе адаптации к рыночным отношениям и достижении устойчивого социально экономического развития. Это характеризуется тем, что в условиях рынка на сегодняшний день социально-экономическая деятельность потребительской кооперации развивается в конкурентной среде, где разворачивается соперничество между хозяйствующими субъектами за потребителей, за доступ к ресурсам и их размещение. Для обеспечения долговременной конкурентоспособности недостаточно только обладание преимуществ на основе факторов. Важен не только запас факторов, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются, приспосабливаются в нужном предприятии. Иными словами инновации определяют сегодня конкурентное преимущество и конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

     1. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации. - М.: "Издательский дом Центросоюза», 2000.

     2. Бондаренко Н. В., Кущеторов Р. М., Кочкаров З. Р. История и теория кооперации: Учебник для студентов кооперативных вузов/ Под ред. Кущетерова Р. М. Ставрополь: Ставропольский Кооперативный институт, 1998 – 312с.

      3. Балабанов М. История рабочей  кооперации России. М.: Москов. Союз  ПО, 1928. – С .67

     4. Вахитов К. И. Потребительская кооперация СССР: Учебник для кооп. Техникумов. – з-е изд., перераб. М.: Экономика, 1991. – 176с.

      5. Гавричкин В.С. 170 лет потребительской кооперации России. – М.: Издательский дом Центросоюза. – 348с.

     6. Гутман Г.В., Дигилина О.Б., Чукин Н.И. и др. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ:  Монография. М.:  Дашков и К, 2003. – 43с.

     7. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // Экономист. - 1995. – 154с.

     8. Ефремова Г.М. Основы теории и история потребительской кооперации. - Новосибирск, 2001. – 312с.

     9. Крашенинников А.И. Международный кооперативный альянс. - М.: Экономика, 1980. – 312с.

     10. Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. – 455с.

     11. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2002. -356с.

     12. Меркулов А. В. Исторический очерк потребительской кооперации в России. 3-е изд., изм. и доп. - Харьков, 1999. -178с.

     13. Теплова Л. Е. Кооперативное движение и потребительская кооперация: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2003. – 183с.

     14. Черненко С.Е. Борьба с бедностью и бездуховностью – основная задача потребительской кооперации: Учебное пособие общеобразовательных учреждений. - М.: Вита-Пресс, 2001. – 214с.

      15. Проценко Т.Г. Усиление социальной работы потребительской кооперации на селе // Потребительская кооперация: история и современность: Изд-во Камчатского филиала Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования ЦС РФ «Российский университет кооперации», 2006. - 332с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Живая связь  с пайщиками и обслуживаемым  населением через торгово-бытовые  центры 

 
Магазин должен обеспечивать:
 
Для выполнения основных функций в магазине:
  • торговлю, в т. ч. по заказам, круглосуточно;
  • создание киосков, ларьков, магазинов на дому как филиалов магазинов
  • доставка товаров на дом с привлечением школьников;
  • закупка всех видов сельскохозяйственной продукции и сырья, предлагаемых населением;
  • открытие аптек, зооаптек, парикмахерских, пунктов по раскрою тканей, ремонту обуви, часов, нарезке стекла, пунктов по оказанию ритуальных услуг;
  • прием молока, его сепарирование при магазине;
  • прием на переработку сельхозпродуктов;
  • прием заказов на оказание бытовых услуг;
  • установку зернодробилки в магазине и дробление зерна;
  • установку ножеточек, отбивку кос;
  • оборудование детских площадок, песочниц, качелей;
  • рекламу продукции собственного производства;
  • междугородний телефон;
  • привлечение заемных средств обслуживаемого населения.
  • проводятся собрания пайщиков;
  • ведется список многосемейных  пайщиков, инвалидов, больных;
  • ведется Книга данных о подворьях (сведения о ресурсах сельхозпродукции, объемах продукции, предлагаемые к реализации через магазины потребкооперации);
  • выделяются площади для работы председателя кооперативного участка, членов и председателя комиссии кооперативного контроля;
  • выделяется площадь для бесплатного чайного стола, газеты «Российская кооперация», уголка пайщика, библиотеки, плаката «Функции магазина в XXΙ веке»;
  • оформляется стенд о жизни кооперативного участка с фотографиями активных пайщиков;
  • обеспечивается информирование пайщиков и обслуживаемого населения через магазин;
  • осуществляется кооперирование населения;
  • проводятся работы по выявлению трудовых ресурсов для обеспечения занятости населения;
  • в подворьях населения организуются сепараторные пункты и пункты по дроблению зерна, откорма скота и молодника.


Информация о работе Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации