Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение взаимоотношения потребительской кооперации и государства. Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений;

2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»;

Содержание

Введение
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений
2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»
3. Роль и значение ежегодных соглашений, заключенных государственными органами и организациями потребительской кооперации
4. Борьба с бедностью на селе - стратегия потребительской кооперации
5. Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимоотношения потребительской кооперации и государства.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

      Принятое  Постановление Правительства РФ открывает новые перспективы для кооперативных организаций. Во взаимодействии с местными органами власти и управления потребкооперация должна сделать все, чтобы снять остроту в продовольственном снабжении населения. Ключевой задачей является возобновление активных закупок сельхозпродукции у населения и других хозяйств, ее переработки на кооперативных предприятиях, т.е. насыщение потребительского рынка продуктами питания за счет местных возможностей.

      Правительство Российской Федерации и Центросоюз России, развивая в соответствии со статьей 3 закона Российской Федерации  «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации», заключили настоящее Соглашение о взаимоотношениях Правительства Российской Федерации и Центросоюза России на 2003 год о нижеследующем:

      1. Центросоюз России обязуется  в 2001 году через организациями  потребительской кооперации:

            1.1. обеспечить:

                  1.1.1.продажу  населению   потребительских  товаров   на  сумму  52 млрд. руб.;

                  1.1.2. закупку у  граждан и юридических лиц 100 тыс. тонн мяса, 150 тыс. тонн молокопродуктов, 275 тысяч тонн картофеля, овощей, плодов и ягод;

                  1.1.3. производство  и реализацию 1,2 миллионов тонн  хлеба и хлебобулочных изделий, 45 тысяч тонн колбасных изделий, 48 тысяч тонн кондитерских изделий, 136 миллионов консервированной продукции, 8,8 миллионов безалкогольных напитков, 6 миллионов пива;

                  1.1.4. поставку сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольственных  товаров для государственных  нужд, включая районы Крайнего  Севера и приравненные к ним местности, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими осуществление поставок для государственных нужд;

            1.2. проводить систематическую  работу, направленную на:

                  1.2.1. развитие торгового  обслуживания населения, проживающего в сельской местности, включая граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ;

                  1.2.2. обеспечение  жителей отдаленных и малонаселенных  пунктов товарами первой необходимости  через автомагазины и магазины  «на дому»;

                  1.2.3. оказание содействия в снабжении крестьянским (фермерским) и личных хозяйств граждан транспортными средствами, сельскохозяйственной техникой и инвентарем, семенами овощных культур и удобрениями, молодняком скота и птицы, строительными материалами;

                  1.2.4. активизацию закупок в крестьянских (фермерских) и личных хозяйств граждан сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья для их последующей переработки реализации;

                  1.2.5. развитие материально-технической базы потребительской кооперации (предприятий торговли, складов, овощекартофелехранилищ, торгово-закупочных и перерабатывающих предприятий и др.), эффективное использование имеющихся производственных мощностей;

                  1.2.6. создание новых  рабочих мест и обеспечение занятости населению на основе расширения заготовительной, производственной и торговой деятельности, организации новых производств;

                  1.2.7. повышение образовательного  и  культурного уровня сельского  населения через сеть образовательных  учреждений потребительской кооперации;

                  1.2.8. оказание сельскому  населению бытовых услуг, организацию  продажи в сельской местности  аптечных товаров;

                  1.2.9. проведение работ  по повышению мероприятий в  области мобилизационной подготовки  в соответствии  с установленными мобилизационными заданиями  и государственным оборонным заказом;

      2. Правительство Российской Федерации  обязуется в 2003 году:

            2.1. оказание поддержки в развитии потребительской кооперации, принимая во   внимание   специфику  и  социальную  направленность  деятельности потребительской кооперации;

            2.2. привлечение в  соответствии   с   нормативными  правовыми  актами организации   потребительской   кооперации   к   реализации   программ

социального  и  экономического  развития  села и обеспечения сельского населения товарами и услугами;

            2.3.выделение в  установленном порядке Центросоюзу  России денежных средств на  проведение мероприятий б области  мобилизационной подготовки в  соответствии с объемами финансирования, предусмотренными государственным  оборонным заказом;

            2.4. привлечение организаций  потребительской кооперации к  осуществлению закупок и поставок  сельскохозяйственной продукции  и сырья для государственных  нужд в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми  актами;

            2.5. оказание содействия организациям потребительской кооперации в решении проблем занятости сельского населения и развития сферы услуг.

      Аналогичные соглашения заключались большей  частью республиканскими, краевыми, областными потребсоюзами с исполнительными  органами власти субъектов Федерации. В соглашениях предусматривается участие кооперативных организаций в региональных целевых программах, освобождение от уплаты или уменьшение местных налогов, выделение льготных кредитов, оказание финансовой помощи, возмещение расходов по доставке товаров в отдаленные магазины, начиная с 11-го километра, и другие льготы.

      Центросоюзом  РФ проведена большая работа по отстаиванию  интересов потребительской кооперации в Государственной Думе, Правительстве  РФ, министерствах и ведомствах. На федеральном уровне принято много решений, направленных на улучшение ситуации в потребкооперации, в первую очередь по налогообложению.

      В декабре 2003 года подписано соглашение о взаимодействии между партией «Единая Россия» и Центросоюзом РФ, Центросоюз вошел в Консультативный совет общественных объединений при Генеральном совете партии «Единая Россия».

      Центросоюз, представляя и защищая интересы потребительских обществ и союзов в федеральных органах государственной  власти, постоянно работает со структурами Администрации Президента, Правительства, Государственной Думой и Совета Федерации, их комитетами, министерствами и ведомствами.

      Таким образом, удалось добиться:

      1. права потребительской кооперации  на возмещение из федерального  бюджета процентов по кредитам, полученным на закупку сырья для промышленной переработки;

      2. неоднократного продления сроков  замены контрольно-кассовых машин;

      3. переноса до 2010 года срока платежей по кредитам,  полученным в 1992 – 1994 года;

      4. отсрочки внедрения сертификации  услуг розничной торговли;

      5. в основном одержать победу  по единому налогу на вмененный  доход. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Борьба  с бедностью на селе - стратегия  потребительской кооперации 

      Приоритетным  направлением в деятельности кооперативных  организаций стала реализация социальной миссии кооперации и, прежде всего, усиление борьбы с бедностью сельского  населения. Почему именно усиление борьбы с бедностью выбрано приоритетным направлением?

      Четверть  населения России имеет доходы ниже прожиточного уровня. В сельской местности  более значительная часть населения  проживает за чертой бедности. Этим объясняется особое внимание Правительства  РФ и Центросоюза к проблемам  сельского населения. Правительство РФ с участием министерств и ведомств разработало и в мае 2002 года одобрило федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года». Центросоюз РФ объявил усиление борьбы с бедностью своей стратегией и социальной миссией.  Таким образом, актуальность рассматриваемой в работе проблемы очевидна.

      Борьба  с бедностью многопланова. Это, прежде всего, повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, которые  открываются при расширении объемов  производства, освоении новых видов  услуг. Это закупка всей продукции, предлагаемой с личных подворий, продажа товаров в отдаленных деревнях по единым для района ценам, льготы для ветеранов, инвалидов, малообеспеченных многодетных семей и многоe-многое другое. И что важно: эта деятельность кооператоров имеет не только материальную сторону, она несет еще и высокое духовное, нравственное начало.

    Потребительская кооперация не только объявила, но и  на деле реализует программу борьбы с бедностью. Власти в центре, и особенно на местах, признавая бедность в России как социальное явление, все больше начинают понимать, что самые насущные проблемы жизнеобеспечения на селе можно решить только с участием потребительской кооперации. В сферу ее деятельности все больше входит развитие сельскохозяйственного производства, бытовое обслуживание, медицина, образование, культура, экология.

      Откликаться на нужды людей – без этого  кооператор не оправдывает своего гордого  имени. Парикмахерские и аптеки, пункты проката и мастерские по ремонту  бытовой техники, сепараторы и зернодробилки, ритуальные услуги уже не отдельные эпизоды в работе.

      Потребительская кооперация, созданная народом и  служащая народу для удовлетворения насущных потребностей, должна каждодневно  стремиться создавать все условия  для роста благосостояния людей, особенно самой обездоленной части – сельского населения.

      В торговле важнейшей задачей должно стать возрождение опта. Это даст ощутимый экономический эффект и сразу скажется на уровне цен в розничной торговле, искоренит порочную практику «конвертных» закупок.

    Нужно смелее идти в города, там доходы людей повыше. Это поможет содержать убыточные сельские магазины и осуществлять социальную миссию. Сейчас в Москву приглашают кооператоров близлежащих областей — они приезжают, договариваются с крупными предприятиями и там торгуют. Так надо делать в каждом областном, краевом, республиканском центре.

    Срочно  надо освободить из позорного плена  аренды магазины, это 3 миллиарда рублей товарооборота в год. Сколько можно уговаривать, почему магазины используются конкурентами, а не потребкооперацией. Развивать торговлю промышленными и хозяйственными товарами, бытовой техникой, строительными материалами. Пока это полностью не перехватила частная торговля.

    Практика  показывает, что напрасно боимся снижать  торговую наценку в райцентрах и крупных населенных пунктах, где много конкурентов (4-10 на один наш магазин). Начинаем продавать товар чуточку подешевле — ускоряется оборачиваемость, растет товарооборот, снижаются издержки обращения, в целом потребкооперация оказывается в выигрыше, а соперники (конкуренты) вынуждены отступать. Тут надо быть смелее и проворнее.

    Среди других резервов — работа магазинов  по методу самообслуживания, евроремонт, реклама, оказание различных услуг, круглосуточный режим работы, который, помимо роста товарооборота, способствует сохранности собственности, защищает от краж. Хорошее это дело, везде, где можно, надо перейти на круглосуточную работу.

    Очень медленное оживление идет в общественном питании. Мало ресторанов, кафе, особенно молодежных, детских. Спрос на полуфабрикаты, различную выпечку и готовые изделия сегодня особенно высок. Их производство и продажу можно увеличить в разы, кстати, это увеличит и занятость людей.

    Потребкооперация  начинается с сельского магазина. Он должен быть основным звеном в выполнении социальной миссии, на деле, а не только в модели соответствовать магазину XXI века. Из практики видно, что им по силам выполнять не менее 15-20 видов услуг и называться не просто магазинами, а торгово-бытовыми центрами (приложение 1).

   Кооперативные магазины ни внешне, ни по ассортименту товаров, ни по культуре обслуживания, ни по рекламе не должны отставать от городских, а разнообразием предоставляемых услуг превосходить их. К этому надо стремиться. Чтобы все работники торговли (которых насчитывается более 180 тысяч) постоянно обменивались опытом работы друг с другом, особенно работники магазинов (от этого в основном зависит многое — от контактов, обмена опытом. Люди, пообщавшись, сдвинут работу с места, начнут активно внедрять новое у себя).

    Из  всех традиционных отраслей деятельности особого внимания требует кооперативная  промышленность. Здесь, как и в  общественном питании, кроются огромные резервы: занятость, освоение ресурсов, товарооборот и ассортимент, прибыль.

Информация о работе Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации