Эффективность и проблемы реформирования республиканских финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Объектом данной работы являются проведенные органами государственной власти РСО – Алания мероприятия в рамках реализации Программы реформирования региональных финансов РСО – Алания на 2009-2010 годы, утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 2008 года № 60-рз.
Целью данной работы является исследование достигнутых результатов в процессе реформирования общественных финансов РСО - Алания.

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективность И РЕФОРМИР финансов.docx

— 173.28 Кб (Скачать файл)

С учётом готовности главных распорядителей бюджетных средств (РСО-А технология оценки была скорректирована: оценка проводилась в порядке эксперимента по пилотным министерствам – Министерству культуры, Министерству экономики, Минфину, Министерству труда и социального развития и  Министерству образования РСО-А, предоставившим отчёты «Оценка показателей, характеризующих качество финансового менеджмента за 2007 отчетный год» в соответствии со следующей рекомендуемой структурой отчёта:

  • Исполнение бюджета в части доходов;
  • Исполнение бюджета в части расходов;
  • Кредиторская задолженность;
  • Подведомственная сеть;
  • Внедрение новых бюджетных и информационных технологий.

В целом наилучшие отчёты, отражающие рекомендуемую структуру отчёта были предоставлены Министерствами образования и финансов РСО-А. В отчёте Минкульта был проведён анализ финансовых результатов по типам бюджетных учреждений, что в дальнейшем должно быть учтено при проведении последующих оценок качества финансового менеджмента главных распорядителей средств республиканского бюджета.

Также, очевидно, при проведении последующих оценок следует уделять таким вопросам, как организация учета и отчетности; контроль и аудит; информационные технологии; кредиторская задолженность.

В ходе реализации Программы были разработаны и по состоянию на 1 июля 2009 года утверждены «Положение о балльной оценке качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания»16,  предполагающее, формирование ежегодного  рейтинга, а также оценки среднего уровня качества  финансового менеджмента  главных распорядителей, в том числе методические рекомендации, модельные нормативные правовые акты, необходимых для повышения  качества  финансового менеджмента  и «Порядок применения результатов мониторинга оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания»17 для оценки деятельности и премирования на ее основе  руководителей соответствующих главных распорядителей.

Методика балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств республиканского бюджета РСО-А,  предполагающая формирование ежегодного  рейтинга, а также оценки среднего уровня качества  финансового менеджмента  главных распорядителей средств бюджета РСО-А, в том числе методические рекомендации, модельные нормативные правовые акты, необходимых для повышения  качества  финансового менеджмента, разработана на основании Приказа Министерства финансов РФ от  13.04.2009  № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета».

Методика  балльной оценки качества  финансового менеджмента  главных распорядителей средств республиканского бюджета  включает в себя:

  • порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
  • перечень показателей мониторинга качества финансового менеджмента на основании которых будет производиться оценка качества финансового менеджмента с учетом региональной специфики и отраслевых особенностей функционирования. В отношении каждого показателя установлен вес для расчета итоговой оценки качества финансового менеджмента по каждому главному распорядителю;
  • методику балльной оценки и формулы для расчета показателей по итогам мониторинга качества финансового менеджмента;
  • унифицированные отчетные формы для предоставления данных и порядок их заполнения.

Результаты мониторинга оценки качества финансового менеджмента учитываются  при оценке деятельности и премирования на ее основе руководителей соответствующих главных распорядителей средств бюджета РСО-А.

Порядок применения результатов мониторинга оценки качества  финансового менеджмента  при оценке деятельности и премирования на ее основе  руководителей соответствующих главных распорядителей включает в себя:

  • предельный объем средств выделенных на материальное стимулирование главных распорядителей на основе результатов проведения мониторинга качества финансового менеджмента (не более 40% республиканского бюджета на данные цели);
  • методику распределения средств между руководителями главных распорядителей бюджетных средств.

В качестве следующего этапа реализации данного мероприятия на основании постановления Правительства РСО-А от 30 июня 2009 года №196 должен быть сформирован рейтинг и определены результаты оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей, а также ежегодная оценка деятельности их руководителей. Полученные данные обязательны публикации в сети Интернет и СМИ.

Мероприятие 13. Оптимизация процесса планирования и финансирования временных кассовых разрывов

В процессе исполнения республиканского бюджета РСО-А в 2007 – 1 полугодии 2008 года возникли 2 кассовых разрыва:

  • в декабре 2007 года – в связи с неподтверждением прогнозов, предусмотренных в бюджете доходам от акцизов на этиловый спирт и алкогольную продукцию;
  • в феврале 2008 года  – в связи с неравномерностью поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет и необходимостью погашения кредитов коммерческих банков в соответствии с заключенными договорами и графиками погашения.

Возникшие кассовые разрывы были покрыты за счет кредита коммерческого банка (120 млн. руб.), бюджетного кредита из Федерального бюджета (300 млн. руб.). Необходимость покрытия кассовых разрывов приводит к увеличению объема республиканского государственного долга.

В ходе реализации Программы были разработаны и утверждены «Порядок формирования кассового плана исполнения бюджета и методологии планирования временных кассовых разрывов по месяцам в пределах текущего финансового года» и «Основные источники покрытия временных кассовых разрывов»18.

Порядок формирования кассового плана исполнения бюджета РСО-А содержит:

  • порядок составления, представления и уточнения показателей по доходам республиканского бюджета;
  • порядок составления, представления и уточнения показателей по расходам республиканского бюджета для кассового плана;
  • порядок составления, уточнения и представления показателей кассового плана по источникам финансирования дефицита республиканского бюджета.

Кассовый план служит основой для установления предельных объемов финансирования главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, организации контроля санкционирования оплаты денежных обязательств, прогнозирования кассовых разрывов, обеспечения сбалансированности бюджета. Порядок формирования кассового плана подробно регламентирует организацию формирования, пользования и корректировки кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета Республики Северная Осетия – Алания.

Методология планирования временных кассовых разрывов по месяцам в пределах текущего финансового года содержит причины возникновения временных кассовых разрывов, определенные по результатам проведенной оценки причин и финансовых последствий их возникновения, и технологию прогнозирования кассовых разрывов по месяцам в пределах текущего финансового года.

Согласно Методологии, расчет прогноза объема кассового разрыва на месяц производится путем уменьшения объема расходов на прогнозируемый месяц в соответствии с квартальной сводной бюджетной росписью на объем доходов на прогнозируемый месяц в соответствии с квартальной сводной бюджетной росписью, объем источников финансирования дефицита бюджета на прогнозируемый месяц и остаток средств на счетах бюджета на начало месяца.

Основные источники покрытия временных кассовых разрывов бюджета РСО-А определяют порядок и методологию формирования финансового резерв на покрытие временных кассовых разрывов. При недостаточности средств финансового резерва на покрытие временных кассовых разрывов для этих целей используются средства, привлеченные путем заимствований, в том числе на финансовом рынке.

Объем финансового резерва определяется на основе расчетов, произведенных по Методологии планирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении республиканского бюджета. При этом совокупный объем финансовых средств, необходимых для покрытия временных кассовых разрывов на прогнозируемый период, определяется как сумма собственных средств, направленных из финансового резерва и привлеченных средств.

Итог проведенных мероприятий – просроченная задолженность по средствам, привлекаемых на покрытие временных кассовых разрывов отсутствует.

Реализация указанных мероприятий обеспечивает создание формализованной системы планирования и финансирования возникающих временных кассовых разрывов республиканского бюджета РСО-А. В свою очередь, определение плановых сроков и объемов возникновения кассовых разрывов позволяет спрогнозировать источники покрытия временных кассовых разрывов и минимизировать финансовые издержки их возникновения.

Мероприятие 14. Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий

На 1 этапе выполнения Программы проведена инвентаризация кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий РСО-А, анализ факторов ее возникновения за 2008 год и первое полугодие 2009 года. Данные инвентаризации свидетельствуют о том, что объем кредиторской задолженности, в том числе просроченной, в абсолютном выражении ежегодно растет при практически неизменном количестве бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий. Несмотря на то, что доля просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий в общем объеме кредиторской задолженности сокращается, данный показатель в 2008 году все еще находится на высоком уровне 56,2% и 20,7% соответственно. Наибольший удельный вес в структуре кредиторской задолженности занимает задолженность по коммунальным платежам (27%), по приобретению основных средств (22%), а также задолженность по оплате труда, в том числе задолженность по уплате налога на доходы физических лиц в связи с перерасчетом начисленного налога (15%).

Основной причиной возникновения кредиторской задолженности можно назвать недофинансирование по соответствующим статьям бюджетной классификации.

В ходе реализации Программы были разработаны и утверждены «План урегулирования просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, ее переоформления в форму иных обязательств» и «Процедура мониторинга кредиторской задолженности бюджета, бюджетных учреждений и унитарных предприятий, а также оперативной отчетности о состоянии кредиторской задолженности и основных кредиторах»19.

План урегулирования просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, ее переоформления в форму иных обязательств содержит:

  • перечень, характеристику и обоснование применения меры по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности;
  • порядок учета просроченной кредиторской задолженности;
  • порядок реструктуризации просроченной кредиторской задолженности;
  • порядок проведения плановых проверок получателей бюджетных средств;
  • ответственность за выполнение мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности;
  • сводный план мероприятий по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности;
  • типовое соглашение о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности.

План включает в себя установление схемы проведения работ по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности в соответствии с данными Сводного реестра, полученными в ходе мониторинга кредиторской задолженности бюджета, бюджетных учреждений и унитарных предприятий. Согласно Плану, реструктуризированной признается задолженность, если она прошла процедуру мониторинга и  согласован график ее погашения.

Процедура мониторинга кредиторской задолженности бюджета, бюджетных учреждений и унитарных предприятий, а также оперативной отчетности о состоянии кредиторской задолженности и основных кредиторах определяет систему отчетности бюджетных учреждений и государственных унитарных  предприятий о составе, объемах и характеристиках кредиторской задолженности, порядок проведения инвентаризации задолженности, признания ее обоснованной. Согласно утвержденной процедуре мониторинг кредиторской задолженности, в том числе просроченной, бюджетных учреждений и государственных унитарных  предприятий состоит из:

  • инвентаризации кредиторской задолженности;
  • проверки обоснованности кредиторской задолженности;
  • регистрации кредиторской задолженности.

Результаты инвентаризации и мониторинга состояния кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, в том числе просроченной должны быть опубликованы в СМИ и сети Интернет.

Информация о работе Эффективность и проблемы реформирования республиканских финансов